Приложение МААМ

План работы по теме «Тактильные ощущения. Умные пальчики»

Райфа Муталлапова
План работы по теме «Тактильные ощущения. Умные пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка «Умные пальчики»

(развитие тактильной памяти у детей с помощью «специальных варежек», все возрастные группы)

Воспитатель : Муталлапова Р. Ф.

Не обязательно быть специалистом в области психологии, чтобы заметить, какое значение для развития ребенка с самого маленького возраста имеют тактильные ощущения. Рука, пальцы, ладошки ребёнка – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. В работе с дошкольниками можно использовать тактильные варежки.

Публикация «План работы по теме „Тактильные ощущения, Умные пальчики“» размещена в разделах

Тактильная память - это способность запоминать ощущения от прикосновения с как-либо предметом.

Основа работы с тактильными варежками – развитие тактильной памяти.

Изготовить их очень просто, главное – варежки не должна быть больше детской ладошки. Я работаю по этой методике более 5-ти лет, первые варежки делала на картоне, потом на вязанных, а сейчас на кусочках тканях. На варежках наклеила различные крупы, кусочки кожи, меха, зубочистки и т. д.

Сентябрь.

Обследование окружающих предметов с называнием качества предметов: (мягкий, шероховатый, твердый, колючий, гладкий, пушистый и т. д;)

сравнивание поверхности между собой и окружающими предметами:

(пушистый, как снег, а вы как думаете?. колючий, как? (ежик, елочка, цветок) гладкий, как? (мамина ладошка, лед, стекло);

-нахождение варежек по описанию, например, я назову качество, а вы назовите материал: шероховатая -зернышки, чешуйки. Мягкая – вата, пух, мех

Октябрь.

Игра «Прятки» Цель игры: совершенствовать тактильное восприятие.

Ребенку дается в руки одна тактильная варежка для «ощупывания», затем она прячется в «Чудесный мешочек», и ребенок, на ощупь должен найти свою варежку.

Ноябрь.

Найди пару Цель игры: совершенствовать тактильное восприятие.

Предложить детям рассмотреть варежки, потрогать их и определить какие они на ощупь (гладкие, пушистые, колючие, скользкие и т. д.) и предложить найти одинаковые по ощущениям.

Усложнение: искать одинаковые варежки внутри непрозрачного мешка.

Детям предлагают найти пушистую варежку, колючую варежку.

На что или кого похожа данная варежка? Cравните колючую и пушистую варежку. Подумайте, кого вы гладите, чувствуя под ладошкой пушистую варежку, до кого вы дотрагиваетесь, чувствуя под ладонью колючую варежку?

Декабрь.

"Найди непохожие варежки»

Цель: Найти непохожие по тактильным ощущениям предметы.

Предложить детям найти противоположные сочетания: пушистые - гладкие,

колючие – мягкие и т. д.

Январь.

Учить соотносить поверхности варежки с определенным предметом, животным, эмоциональным состоянием.

Найди такую же варежку. Разложи варежки по степени гладкости, ворсистости их поверхности и т. п. Найди варежку, похожую на котика, на мышку, на ежика и т. д. Какое животное напоминает эта варежка? Какую вещь? Найди самую злую варежку, самую добрую, самую грустную и т. п.

Какая варежка тебе больше нравится, какая меньше, какая не нравится?

Февраль.

Учить составлять рассказы с опорой на «тактильные варежки» и тактильные ощущения, давать оценку своему эмоциональному состоянию.

Жил-был пушистый зайчик (подбирается варежка) под колючей елкой (варежка). А рядом росла мягкая, шелковистая трава (варежка, в которой ползали маленькие муравьи (варежка). В гости к пушистому зайчику иногда приходили пушистая белка (варежка) и колючий ежик (варежка). И они все вместе шли гулять по ровной дорожке (варежка).

Март.

Составление «подвижных» рассказов, где уже выложенные варежка по ходу рассказа используются вновь.

Жил-был пушистый зайчик (варежка) под старым дубом (варежка). А под дубом росла мягкая, шелковистая трава (варежка, в которой ползали маленькие муравьи (варежка). В гости к зайчику (ребенок вспоминает, какую варежку он выкладывал на слово «зайчик», берет ее и кладет на новое место, иногда проходили пушистая белка (варежка) и колючий ежик (варежка) и тогда они все вместе: зайчик (берется ранее выложенная варежка, которая соответствовала «зайчик», белка (ребенок берет варежку, которую он уже выкладывал на слово «белка», еж (берется ранее выложенная варежка) начинали кувыркаться в мягкой, шелковистой траве (берется ранее выложенная варежка, где ползали маленькие муравьи (берется варежка, которая соответствует «муравьям») под могучим (берется ранее выложенная варежка).

Апрель.

Составление рассказов на сопоставление качества поверхности с эмоциями и их воспроизведение по «тактильным варежкам».

Был теплый, солнечный денек (варежка). Солнышко на небе улыбалось (варежка). На поляне веселились цыплята (варежка). Вдруг солнышко нахмурилось (варежка). Оно увидело что-то нехорошее (варежка). Оказывается, в кустах пряталась хитрая лиса (варежка). Но цыплята увидели лису и убежали к маме-курице. Хитрая лиса (варежка) и ушла голодная. Какое у нее было настроение? Солнышко снова улыбалось (варежка). А веселые цыплята вернулись на полянку (варежка).

Еще один пример: Злой волк (варежка) крадется по лесу (варежка) на поляну (варежка, где прыгают, веселятся пушистые зайчата (варежка).

Май.

Составление рассказов о себе.

Я добрый ребенок (варежка). Когда я вижу, что кого-то обижают, то у меня такое настроение (варежка). Про добрых людей я думаю, что они такие (варежка, а про злых думаю, что они вот какие (варежка). Когда я играю в любимую игру, то у меня вот такое настроение (варежка). Когда меня обманывают, то у меня вот такое настроение (варежка).

Показать детям картинку, на которой изображен волк. Волк какой? Злой (дети находят и выкладывают на стол соответствующую варежку). Какие зубы у волка? Острые (дети находят и выкладывают на стол соответствующую варежку). Какой нос у волка? Гладкий, холодный (дети находят и выкладывают на стол соответствующую варежку). Затем опираясь на тактильные варежки, дети могут дать простейшее описание медведю.

«Кошка на прогулке в лесу»

Однажды пушистая кошка решила пойти в лес на прогулку. Она надела на ножки гладкие туфельки и вышла на улицу. Сначала кошка шла по ровной дорожке, затем по ребристой дорожке. Когда кошка пришла в лес, пошел дождь и дорожка стала скользкая.

Если дети выкладывают варежки с закрытыми глазами, то подчеркнутые слова повторяются два раза для усиления внимания на те слова, к которым следует подбирать варежки.

Психологический аспект (из опыта работы учителя-дефектолога В. Г. Михатовой)

На занятиях с использованием «тактильных варежек» необходимо выяснять, почему ребенок выбрал именно ту или иную варежку. Это даст возможность определить, понимает ли ребенок данное задание, а также оценить его эмоциональное состояние (в семье, детском саду, в разные временные отрезки, разных ситуациях). Можно предложить детям выложить сюжет «Моя семья». И выяснить, почему каждому члену семьи соответствует именно эта варежка. Можно предложить ребенку выложить варежки, которые соответствуют его друзьям, выбрать ту варежку, которая подходит к его настроению, когда он утром пришел в детский сад и т. д.

Но необходимо учитывать, что однократные тесты не дают полной картины психологического состояния ребенка: сегодня себя или своих близких он сопоставляет с одними тактильными ощущениями, а в следующий раз – с другими. Следовательно, проводить тесты с использованием «тактильных варежек» необходимо многократно или в совокупности с другими тестами.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Умные пальчики»Дидактическая игра «Умные пальчики» Цель: стимулирование речевой активности детей раннего дошкольного возраста, развитие мелкой моторики рук, логического мышления, памяти,.

Игровое дидактическое пособие «Тактильные Пальчики»Игровое дидактическое пособие «Тактильные Пальчики» Игровое дидактическое пособие:"Тактильные Пальчики" Цель: Формировать навыки различия и написания букв и воображения (прочтения слов,.

Конспект занятия по валеологическому воспитанию в старшей группе «Наши умные пальчики» Задачи: формировать умения детей выполнять массаж пальцев рук, используя стихотворный игротренинг, закреплять знания частей тела; способствовать.

План работы по теме «Осень»План работы по теме «Осень» 1 неделя Понедельник 1. Беседа на тему «Осень наступила». Расширять представление о характерных признаках осени, учить находить их в природе.

План работы по теме «Подводный мир морей и океанов»План работы по теме «Подводный мир морей и океанов» План на неделю по теме «Подводный мир морей и океанов» 1 неделя Понедельник 1. Беседа на тему «Удивительный мир морей и океанов». Расширять.

Планирование самообразовательной работы по теме «Тактильные игры» Перспективный план по самообразованию «Тактильные игры» Цель: Создание в группе предметно-развивающей среды, направленной на развитие.

Проект «Умные пальчики» для развития мелкой моторики у детей 3–5 летПроект «Умные пальчики» для развития мелкой моторики у детей 3–5 лет Название проекта: «Умные пальчики». Автор: воспитатель МБДОУ№25 «Русалочка» Ким Сун Бок Участники проекта: дети 3-5 лет, воспитатель, родители,.

Конспект занятия «Тактильные ощущения»Конспект занятия «Тактильные ощущения» Тактильные ощущения — одна из форм общения ребенка с окружающим миром. Не обязательно быть специалистом в области детской психологии или.

Тактильные ощущения. Дидактические игры для дошкольниковТактильные ощущения. Дидактические игры для дошкольников Тактильные ощущения. Дидактические игры для дошкольников. Кожное восприятие включает в себя тактильные ощущения (различение предметов по.

Уголок «Умные пальчики» как форма работы по развитию мелкой моторики рукУголок «Умные пальчики» как форма работы по развитию мелкой моторики рук Продолжаю серию публикаций по развитию мелкой моторики рук у детей. Для организации такой работы в группе оформлен уголок моторики «Умные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План работы по теме «Тактильные ощущения. Умные пальчики»
Опубликовано: 6 октября 2021 в 13:32
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План работы по теме «Тактильные ощущения. Умные пальчики»» (включая файлы) размещена пользователем Райфа Муталлапова (УИ 2611151) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД