Райфа Муталлапова
План работы по теме «Тактильные ощущения. Умные пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка «Умные пальчики»
(развитие тактильной памяти у детей с помощью «специальных варежек», все возрастные группы)
Воспитатель : Муталлапова Р. Ф.
Не обязательно быть специалистом в области психологии, чтобы заметить, какое значение для развития ребенка с самого маленького возраста имеют тактильные ощущения. Рука, пальцы, ладошки ребёнка – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. В работе с дошкольниками можно использовать тактильные варежки.
Публикация «План работы по теме „Тактильные ощущения, Умные пальчики“» размещена в разделах
Тактильная память - это способность запоминать ощущения от прикосновения с как-либо предметом.
Основа работы с тактильными варежками – развитие тактильной памяти.
Изготовить их очень просто, главное – варежки не должна быть больше детской ладошки. Я работаю по этой методике более 5-ти лет, первые варежки делала на картоне, потом на вязанных, а сейчас на кусочках тканях. На варежках наклеила различные крупы, кусочки кожи, меха, зубочистки и т. д.
Сентябрь.
Обследование окружающих предметов с называнием качества предметов: (мягкий, шероховатый, твердый, колючий, гладкий, пушистый и т. д;)
сравнивание поверхности между собой и окружающими предметами:
(пушистый, как снег, а вы как думаете?. колючий, как? (ежик, елочка, цветок) гладкий, как? (мамина ладошка, лед, стекло);
-нахождение варежек по описанию, например, я назову качество, а вы назовите материал: шероховатая -зернышки, чешуйки. Мягкая – вата, пух, мех
Октябрь.
Игра «Прятки» Цель игры: совершенствовать тактильное восприятие.
Ребенку дается в руки одна тактильная варежка для «ощупывания», затем она прячется в «Чудесный мешочек», и ребенок, на ощупь должен найти свою варежку.
Ноябрь.
Найди пару Цель игры: совершенствовать тактильное восприятие.
Предложить детям рассмотреть варежки, потрогать их и определить какие они на ощупь (гладкие, пушистые, колючие, скользкие и т. д.) и предложить найти одинаковые по ощущениям.
Усложнение: искать одинаковые варежки внутри непрозрачного мешка.
Детям предлагают найти пушистую варежку, колючую варежку.
На что или кого похожа данная варежка? Cравните колючую и пушистую варежку. Подумайте, кого вы гладите, чувствуя под ладошкой пушистую варежку, до кого вы дотрагиваетесь, чувствуя под ладонью колючую варежку?
Декабрь.
"Найди непохожие варежки»
Цель: Найти непохожие по тактильным ощущениям предметы.
Предложить детям найти противоположные сочетания: пушистые - гладкие,
колючие – мягкие и т. д.
Январь.
Учить соотносить поверхности варежки с определенным предметом, животным, эмоциональным состоянием.
Найди такую же варежку. Разложи варежки по степени гладкости, ворсистости их поверхности и т. п. Найди варежку, похожую на котика, на мышку, на ежика и т. д. Какое животное напоминает эта варежка? Какую вещь? Найди самую злую варежку, самую добрую, самую грустную и т. п.
Какая варежка тебе больше нравится, какая меньше, какая не нравится?
Февраль.
Учить составлять рассказы с опорой на «тактильные варежки» и тактильные ощущения, давать оценку своему эмоциональному состоянию.
Жил-был пушистый зайчик (подбирается варежка) под колючей елкой (варежка). А рядом росла мягкая, шелковистая трава (варежка, в которой ползали маленькие муравьи (варежка). В гости к пушистому зайчику иногда приходили пушистая белка (варежка) и колючий ежик (варежка). И они все вместе шли гулять по ровной дорожке (варежка).
Март.
Составление «подвижных» рассказов, где уже выложенные варежка по ходу рассказа используются вновь.
Жил-был пушистый зайчик (варежка) под старым дубом (варежка). А под дубом росла мягкая, шелковистая трава (варежка, в которой ползали маленькие муравьи (варежка). В гости к зайчику (ребенок вспоминает, какую варежку он выкладывал на слово «зайчик», берет ее и кладет на новое место, иногда проходили пушистая белка (варежка) и колючий ежик (варежка) и тогда они все вместе: зайчик (берется ранее выложенная варежка, которая соответствовала «зайчик», белка (ребенок берет варежку, которую он уже выкладывал на слово «белка», еж (берется ранее выложенная варежка) начинали кувыркаться в мягкой, шелковистой траве (берется ранее выложенная варежка, где ползали маленькие муравьи (берется варежка, которая соответствует «муравьям») под могучим (берется ранее выложенная варежка).
Апрель.
Составление рассказов на сопоставление качества поверхности с эмоциями и их воспроизведение по «тактильным варежкам».
Был теплый, солнечный денек (варежка). Солнышко на небе улыбалось (варежка). На поляне веселились цыплята (варежка). Вдруг солнышко нахмурилось (варежка). Оно увидело что-то нехорошее (варежка). Оказывается, в кустах пряталась хитрая лиса (варежка). Но цыплята увидели лису и убежали к маме-курице. Хитрая лиса (варежка) и ушла голодная. Какое у нее было настроение? Солнышко снова улыбалось (варежка). А веселые цыплята вернулись на полянку (варежка).
Еще один пример: Злой волк (варежка) крадется по лесу (варежка) на поляну (варежка, где прыгают, веселятся пушистые зайчата (варежка).
Май.
Составление рассказов о себе.
Я добрый ребенок (варежка). Когда я вижу, что кого-то обижают, то у меня такое настроение (варежка). Про добрых людей я думаю, что они такие (варежка, а про злых думаю, что они вот какие (варежка). Когда я играю в любимую игру, то у меня вот такое настроение (варежка). Когда меня обманывают, то у меня вот такое настроение (варежка).
Показать детям картинку, на которой изображен волк. Волк какой? Злой (дети находят и выкладывают на стол соответствующую варежку). Какие зубы у волка? Острые (дети находят и выкладывают на стол соответствующую варежку). Какой нос у волка? Гладкий, холодный (дети находят и выкладывают на стол соответствующую варежку). Затем опираясь на тактильные варежки, дети могут дать простейшее описание медведю.
«Кошка на прогулке в лесу»
Однажды пушистая кошка решила пойти в лес на прогулку. Она надела на ножки гладкие туфельки и вышла на улицу. Сначала кошка шла по ровной дорожке, затем по ребристой дорожке. Когда кошка пришла в лес, пошел дождь и дорожка стала скользкая.
Если дети выкладывают варежки с закрытыми глазами, то подчеркнутые слова повторяются два раза для усиления внимания на те слова, к которым следует подбирать варежки.
Психологический аспект (из опыта работы учителя-дефектолога В. Г. Михатовой)
На занятиях с использованием «тактильных варежек» необходимо выяснять, почему ребенок выбрал именно ту или иную варежку. Это даст возможность определить, понимает ли ребенок данное задание, а также оценить его эмоциональное состояние (в семье, детском саду, в разные временные отрезки, разных ситуациях). Можно предложить детям выложить сюжет «Моя семья». И выяснить, почему каждому члену семьи соответствует именно эта варежка. Можно предложить ребенку выложить варежки, которые соответствуют его друзьям, выбрать ту варежку, которая подходит к его настроению, когда он утром пришел в детский сад и т. д.
Но необходимо учитывать, что однократные тесты не дают полной картины психологического состояния ребенка: сегодня себя или своих близких он сопоставляет с одними тактильными ощущениями, а в следующий раз – с другими. Следовательно, проводить тесты с использованием «тактильных варежек» необходимо многократно или в совокупности с другими тестами.