Вещунова Елена
Умственное воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Умственное воспитание дошкольников»
Каждый человек уникален, незаменим и неповторим.
Каждого надо только открыть.
Умственное воспитание – это специально организованный педагогический процесс, направленный на формирование у дошкольников системы элементарных знаний и умений, способов умственной деятельности, на развитие познавательных способностей.
Публикация «Умственное воспитание дошкольников» размещена в разделах
Умственное воспитание дошкольника направлено на формирование у них правильных представлений о простейших явления природы и общественной жизни, на совершенствование ощущений, восприятий, на развитие внимания, воображения, мышления и речи.
В детском саду умственное воспитание осуществляется в процессе всей учебно-воспитательной работы (на занятиях, в игре, в труде). Воспитатель формирует у детей на доступном для них материале интеллектуальные умения и навыки: учит их наблюдать, сравнивать, понимать простейшие причиноследственные связи между ними: (например, влияние изменения температуры на замерзание воды и таяние снега, льда).
Воспитатель пополняет и активирует словарь ребенка, формирует его правильное звукопроизношение.
Исследования сотрудников Института дошкольного воспитания выявили широкие возможности формирования умственной активности дошкольников не только в детском саду, но и в семье.
Правильное отношение к играм детей, к художественному воспитанию и обстановке семьи – важнейшие пути культуры воображения и, следовательно, воспитания ума ребенка.
Родителям во время прогулок, экскурсий, пребывания в поле, в лесу, на берегу реки и т. д. надо обязательно провести беседу, она должна быть в увлекательной и понятной форме, можно сообщить о повадках животных, перелетных птицах, строительстве гнезд и т. д. Но при этом нужно соблюдать меру и всячески избегать нагромождения фактов.
Не к многознайству мы должны вести ребенка: многознание – говорит древнее изречение – не научает. Мы должны стремиться к возбуждению в нем любознательности, стремиться наблюдать и отмечать интересное в жизни.
Развитие внимания и наблюдательности ребенка, которые имеют огромное значение для умственного роста его, достигается не только тем, что его внимание и наблюдение постоянно привлекаются и направляются извне, на то, что взрослые считают интересным и нужным, но и тем, что дается непосредственным впечатлением самого ребенка.
Могущественное влияние на умственное развитие ребенка имеет развитие его речи. Речь и мысль неразрывно связаны друг с другом. Речь, которую ребенок слышит в семье и в особенности речь, с которой взрослые к нему лично обращаются, должны быть ясной и внятной, грамотной по форме и выразительной, точной и понятной по содержанию.
Если у ребенка 3-х лет речь служит средством для выражения чувства и желаний, то 5-6 лет ребенка речь уже является орудием общения, обмена впечатлениями, мыслями. Поэтому, нам взрослым надо так строить жизнь ребенка, чтобы в нем чаще возникала потребность в речи.
Потребность будет возникать тем чаще, чем интересней и разнообразней будет его жизнь.
Прежде всего речь должна быть выразительной.
5-летний ребенок способен уже к выразительной речи. Родителям надо совершенствовать эту способность.
Объясняют ли родители, что-либо ребенку или хвалят, осуждают его, рассказывают ему или читают, – их речь должна быть не монотонной, однообразно текучая, а живая, согретая чувством теплоты, любви, а то и недовольства, возмущения.
Выразительное чтение художественного рассказа, стихов, передающее красоту отдельных слов и образов, пропетая с чувством песня, слушание ребенком музыки – все это может служить прекрасным средством для развития выразительности. Очень важно, чтобы вы не забывали о содержании речи. Умеет ли ваш ребенок умело использовать слова и выражения, говорить связанно, последовательно, ясно.
Расширяйте и обогащайте словарь детей, через дружеские беседы с ними, рассказы о людях-знакомых, о людях-героях (войны).
Очень хорошо, если вы, показывая ребенку картинку, вместе рассмотрите внимательно, с интересом, выслушаете впечатления и объяснения ребенка, ответите на его вопросы. Можно затем предложить составить рассказ, который вы обязательно прослушаете или запишете, потом вчитаясь в рассказ вашего ребенка, вы определите уровень его умственного развития.
Из различных форм речи, которыми пользуется ребенок, одна заслуживает особого внимания. Это – детские вопросы.
К сожалению в семье отношения взрослых к детским вопросам очень часто неправильное. Вместо того, чтобы поощрять усилие детской мысли, родители их нередко подавляют. Одни, чтобы отвязаться от назойливых вопросов, говорят: «Не лезь со своими глупостями», другие объясняют в книжной форме недоступной для ребенка. Надо признаться, что отвечать на вопросы ребенка – дело нелегкое.
Объяснять что-либо ребенку – это значит связать неизвестное ему с тем, что ему из опыта известно. Необходимо считаться с его умственным развитием, жизненным опытом. Нужно говорить ребенку правду и то, что он в состоянии понять. Если ребенок не удовлетворен ответом, то можно сказать, что для полного понимания нужно много знаний, которые он получит, когда пойдет в школу
Так же можно спросить «А как ты думаешь?» тем самым поощряя у ребенка самостоятельное мышление.
Так же для умственного развития полезно давать детям загадки и пословицы, развивающие находчивость ребят, настольные игры, которые требуют и развивают внимание, умение быстро ориентироваться. Так же можно упражнять в счете, посредством наглядных пособий.
Уважаемые родители, организовывайте разумно труд ребенка, создавайте благоприятные условия для его игры и творчества, воспитывайте и поощряйте в нем самостоятельные мысли, возбуждайте любознательность.
Мы остановились на основных сторонах воспитания, влияющих на умственное развитие ребенка.
Если у вас появятся вопросы по умственному воспитанию, обращайтесь к нам, воспитателям. Мы можем вам помочь исследовать вашего ребенка, определить его умственный уровень, предложить вам материал для повышения умственного развития ребенка.