Папки-передвижки

Управление качеством образования в школе

Сергей Алексеевич ТЮРИН
Управление качеством образования в школе

«Управление качеством образования в современной школе»

Президент России В. В. Путин так сформулировал задачи, стоящие перед российской школой : это повышение качества и доступности обучения, соответствие программ и методик самым современным требованиям, тесная интеграция с наукой и рынком труда. Их эффективное решение требует новых подходов, активного участия родителей, самих учеников и, конечно, бережного сохранения лучших отечественных традиций в области образования. При этом все более очевидными и актуальными становятся факторы, определяющие новые требования к качеству общего образования в современной России:

Публикация «Управление качеством образования в школе» размещена в разделах

- расширяющаяся быстрыми темпами гибкость и нелинейность организационных форм производства и социальной сферы, что требует развития у личности уже на ранних стадиях получения образования способности к постоянному овладению новыми компетенциями;

- переход управления экономическими и социальными процессами на электронные информационно-коммуникационные технологии, нарастающий «информационный бум» в области экономики и промышленного производства.

Это ориентирует общее образование на формирование содержания, которое было бы направлено не только на получение фундаментальных или специализированных знаний, но и на освоение креативных и социальных компетентностей, формирование готовности и мотивации к переобучению;

- переориентация социальной политики российского государства на воспроизводство и развитие человеческого капитала. Это требует введения новых активных форм организации образовательного процесса при регулярном участии обучающихся в олимпиадах, исследованиях, проектах разного уровня, а школ и педагогов в национальных конкурсах в области образования;

- вступление России в общее Европейское образовательное пространство (Болонский процесс) требует унификации процессов и гарантии качества предоставляемых образовательных услуг;

- сохраняющееся неравенство стартовых возможностей для обучения детей у семей, имеющих разный социальный статус и проживающих в различных по уровню социально-экономического развития территориях. Это определяет необходимость выравнивания стартовых возможностей за счет предъявления единых требований к качеству образования и эффективного управления процессами, обеспечивающими исполнение в полном объеме предъявленных требований.

Педагоги школы тем более не могут оставаться в стороне. Выйдя на рынок образовательных услуг, учителя максимально ориентируются на образовательные потребности и запросы населения, то есть с самого начала использовали маркетинговый подход. А одним из важнейших доводов к его применению наряду с ограниченностью финансовых ресурсов и сокращением родившихся детей как раз и является повышение качества образования, создание системы управления в школе. Сейчас провозглашается подход, понимаемый как постоянный процесс совершенствования. А важнейшим параметром качества работы школы становится степень участия родителей и общественности в ее управлении. Родители учащихся, ученые, деятели культуры, представители бизнеса не просто помогают решать какие-то отдельные школьные проблемы, они вместе с педагогами соуправляют школой, принимая и согласуя все вопросы жизнедеятельности учебного заведения. Современное содержание требований к качеству общего образования в соответствии с федеральным законодательством определяется, в первую очередь, непосредственными потребителями и заинтересованными сторонами образовательных услуг. Потребителями образовательных услуг являются сами воспитанники и обучающиеся, их родители и законные представители, а также государство, учреждения профессионального образования, рынок труда и, при определенных условиях, бизнес-сообщество.

Каждый из потребителей образовательных услуг, имея свое представление о востребованном качестве образования, формулирует собственный заказ на него, поэтому современное понимание качества образования неотделимо от запроса, формируемого потребителями (заказчиками).

В общегосударственном плане качество образования – это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны.

В педагогическом плане – это ориентация образования не столько на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, сколько на развитие личности.

Образовательная организация должна формировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции, что и составляет современное содержание образования.

Управление качеством образования входит в общую структуру управления образовательной организацией. Управленческие воздействия регламентируются в школьных локальных актах, описываются в инструкциях, администрация образовательных учреждений организует школьный документооборот.

Школьный документооборот должен быть структурирован и содержать определенный перечень документов:

1. Нормативно-закрепленные заявления о миссии, целях и программных задачах образовательного учреждения в области обеспечения качества образования.

2. Документы, регламентирующие деятельность структур, созданных для управления качеством, требования к качеству образовательного процесса : критерии и показатели, увязанные с ФГОС и образовательной программой ОУ.

3. Документированные регламенты ведения документации по исполнению требований ГОС, включая ведение личных дел работников, хозяйственную деятельность и бухгалтерский учет.

4. Документированные регламенты реализации образовательных программ.

5. Документы, необходимые для планирования, осуществления процессов и управления ими.

6. Документы, регламентирующие связь с потребителями образовательных услуг : договоры, публичный доклад, записи архивов по прохождению обращений, включая жалобы, запросы, контракты, заказы, задания.

Управление качеством строится на основе восьми принципов, которые определяют всю деятельность ОО, ориентированной на качество образования.

1. Ориентация на потребителя образовательных услуг : Системы образования и отдельные ОО созданы и существуют исключительно в интересах заказчиков и потребителей образовательных услуг, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности и запросы, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.

2. Лидерство руководителя: руководители ОО обеспечивают единство цели и направлений деятельности. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в процесс достижения целей и решение задач ОО.

3. Вовлечение работников: Работники всех уровней обеспечивают успех деятельности ОО. Их полное вовлечение в различные процессы и процедуры, обеспечивающие качество образования, дает возможность образовательному учреждению эффективно использовать их профессиональные и личностные способности.

4. Процессный подход: Достижение качества образования становится реальностью, когда деятельностью ОО и ресурсами управляют как непрерывным и цикличным процессом.

5. Системный подход к управлению : Выявление взаимосвязанных образовательных процессов, понимание и управление ими как системой обеспечивает эффективное достижение целей.

6. Постоянное улучшение процессов: Постоянное улучшение образовательных процессов для удовлетворения ожиданий потребителей образовательных услуг является неизменной целью деятельности ОО.

7. Принятие решений, основанное на фактах: Эффективные решения основываются на анализе данных и информации о качестве образования.

8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками ресурсов и информации: Системы образования, ОО, и основные заказчики на оказание образовательных услуг, одновременно являющиеся и поставщиками ресурсов в образовании, взаимозависимы. Их отношения, направленные на достижение взаимной выгоды, выявляют ценности образования, которые закрепляются консолидированными заказами на образование.

Основными задачами ШСОКО могут быть:

- формирование единых критериев и показателей качества образования, методологии его измерения;

- определение форматов собираемой информации и разработка технологии ее обработки, накопления и использования в качестве информационной основы принятия управленческих решений;

- обеспечение ресурсной базы функционирования образовательной статистики и мониторинга качества образования;

- разработка идеологии, инструментария, методик измерения и оценки, а так же - электронных баз данных и порядка работы с ними, форм и порядка информирования внешних пользователей;

- организационное сопровождение федерального (ЕГЭ, ОГЭ) и регионального мониторинга качества образования;

- обеспечение непрерывного «наблюдения» за состоянием образовательного процесса в ОУ, аналитическое обобщение получаемой информации и обеспечение эффективного и объективного его информационного отражения;

- своевременное выявление изменений, происходящих в образовательном процессе, и факторов, вызывающих их;

- предупреждение негативных тенденций, осуществление краткосрочного и долгосрочного прогнозирования развития образовательного процесса и его результатов.

Основные виды оценки качества образования в образовательной организации

Основными видами оценки качества образования являются :

- внутренний и внешний аудит,

- общественная экспертиза.

Кроме того, могут быть использованы методы:

- рейтингования обучающихся, классов, учителей,

- рекрининг (оценивание качества по послевоздействию : карьера, профессиональная удовлетворённость,

- бичмаркинг (сравнительное оценивание достигнутых результатов с лучшими в конкретном классе, ОО, на параллели).

Оценка качества образования в ОО может быть посредством существующих процедур:

• мониторинг образовательных достижений обучающихся на разных уровнях получения образования (промежуточная аттестация);

• анализ результатов государственной аттестации выпускников, результатов внешней оценки качества образовательных достижений; анализ творческих достижений школьников;

• анализ результатов аттестации педагогических работников;

• анализ результатов статистических и социологических исследований, проведенных по инициативе администрации и органа государственно- общественного управления школы;

внутришкольный контроль;

• результаты медицинских исследований школьников; результаты психологических измерений (например, скрининг психологического комфорта, готовности детей к обучению в школе и др.);

• анализ результатов внешнего аудита;

• иные психолого-педагогические и медицинские, социологические исследования, проведенные по инициативе субъектов образовательного процесса.

Основным методом установления фактических значений показателей является измерение, кроме того, в случае невозможности определения численных значений показателей, может быть использована качественная оценка.

Самооценка – вид оценивания, осуществляемый специально подготовленными специалистами в области качества образования – работниками того ОО, в котором проводится самооценка. Эта процедура может быть добровольной и обязательной (самообследование, проводится по утвержденным методикам в рамках государственных процедур оценки качества).

Для осуществления самоаудита подбираются или разрабатываются измерительные материалы (тесты, анкеты, диагностические работы, опросники и пр., данные об учебных и внеучебных достижениях, материалы СМИ, интервью, данные наблюдений за деятельностью, стенограммы, аудио и видео материалы учебных занятий.

При проведении самоаудита можно использовать как параметрический (количественный, так и квалиметрический (качественный) подходы. При этом может использоваться как измерение, так и экспертиза (возможно с приглашением внешних экспертов).

Этапы проведения самоаудита:

1. Формирование рабочих групп из числа персонала школы, возможно включение педагогов-психологов, технологов по организации групповой работы.

2. Ознакомление членов группы с инструктивными материалами, содержащими методики и порядок проведения (регламент).

3. Проведение процедур с заданными параметры оценки.

4. Обработка результатов, заполнение базы данных.

5. Обсуждение полученных результатов.

6. Подготовка и оформление результатов: аналитические справки, доклады, приказы, видеоматериалы, странички сайтов, публичные доклады, статьи.

7. Определение объектов и направлений улучшения качества.

8. Разработка программы и плана улучшения качества.

Внешний аудит – изучение и оценка уровня эффективности деятельности ОО РОСОБРНАДЗОР на основе совместной работы образовательного учреждения и внешнего Исполнителя аудита. Эта процедура для школы добровольная. -O- Заказчиками аудита могут быть администрация школы и педагогические коллективы, органы общественно-государственного управления учреждением, органы управления образованием; Исполнителем – юридическое (физическое лицо, признаваемое Заказчиком в качестве профессиональной экспертной организации (профессионального эксперта). По итогам внешнего аудита заказчики получают профессиональную, объективную и конфиденциальную информацию о качестве образования в ОУ, рекомендации по ликвидации проблем в ведении локальной документации, реализации образовательных программ.

Общественная экспертиза качества образования обеспечивает развитие механизмов независимой экспертизы и не предполагает использование профессионального инструментария. В ходе общественной экспертизы устанавливается соответствие качества образовательных услуг требованиям, предъявляемым социумом (социальные ожидания).

Объектами общественной экспертизы качества образования могут являться :

- результаты образования : учебные и внеучебные достижения обучающихся,

- уровень нравственного, социального и культурного развития обучающихся школы (результаты анализа СМИ, опросов);

- условия ведения образовательного процесса, созданные в ОУ в целях сохранения и укрепления психического, психологического и физического здоровья школьников;

- реализуемые в ОО основные и дополнительные образовательные программы; процедуры итоговой и промежуточной аттестации обучающихся;

- проекты и программы инновационной и экспериментальной деятельности отдельных педагогов и образовательного учреждения в целом;

- воспитательные программы.

Современными формами общественной экспертизы качества образования являются различные конкурсы, олимпиады, проекты и программы, проводимые не только профессиональным сообществом, но и социальными институтами, бизнес-сообществом. Участие ОО в этих программах и проектах является дополнительным ресурсом его изменений: в ходе подготовки и реализации проектов получают новые идеи, модели, организационную поддержку, объективную внешнюю оценку.

КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Многообразные факторы оказывают непосредственное влияние на качество школьного образования. Среди них учёные и исследователи выделяют такие, как

- поддержка и привлечение родителей и представителей местного сообщества

- преподавание на родном языке (особенно в начальной школе);

- современный учебный план (индивидуальные образовательные маршруты) и учебные материалы;

- процесс обучения, ориентированный на ребёнка и предполагающий активное вовлечение учащихся;

- безопасная и здоровьесберегающая среда;

- система оценки учебных достижений;

- эффективное управление и руководство;

- всё, что связано с учителем – подготовка и повышение квалификации, система морального и материального стимулирования, профессиональные ценности и приоритеты.

Всё более важным в практике работы различных образовательных систем становится более широкое понимание образовательных/учебных достижений - не только академические знания, но и компетентности, здоровье ученика, безопасность, благосостояние, мотивация к обучению, гражданская позиция, умение позитивно взаимодействовать с другими, самоуважение, уважение к семье и обществу, забота о других и об окружающей среде.

Во многих культурах всегда делался особый акцент на важность приобретения подрастающим поколением навыков, необходимых для функционирования в обществе. Эти навыки постоянно меняются и находятся в зависимости от развития технологий и способов коммуникаций между людьми.

Современные учебные планы во многих странах теперь уделяют больше внимания обучению информационным технологиям. В некоторых странах в центре внимания находится обучение социальным и межличностным навыкам, в которых нуждается молодежь, когда она пытается занять свое место в обществе. Во многих образовательных системах уделяется больше внимания вопросам социальной сплоченности, информированности общества об экологических проблемах и правах человека, что отражает желание политиков обеспечить возможность следующим поколениям занять свое место в качестве граждан в быстро меняющемся и всё более усложняющемся обществе.

Составляющие качества образовательного процесса

Качество основных условий Качество реализации образовательного процесса Качество результатов управления

Управление

Кадровое обеспечение Научно-методическая работа

Финансово- хозяйственное обеспечение Психологический климат Содержание образования Преподавание (оценка и самооценка)

Педагогические и информационные технологии Профессиональный рост Обученность Сформированность ЗУН Сохранение физического и психического здоровья Успешность в социуме

Мониторинг в школе может быть представлен двумя уровнями.

Первый уровень индивидуальный (персональный) - осуществляет его учитель отслеживание различных сторон учебного процесса (уровень развития обучающихся, состояние успеваемости, качество знаний, умений и навыков).

На втором (внутришкольном) уровне ежегодно проводится мониторинг уровня сформированности обязательных результатов обучения в виде административных контрольных работ:

• стартовый (входной) - определяется степень устойчивости знаний обучающихся, выясняются причины потери знаний за летний период и намечаются меры по устранению выявленных пробелов в процессе повторения материала прошлых лет;

• промежуточный (тематический, четвертной, полугодовой) отслеживается динамика обученности обучающихся, корректируется деятельность учителя и учеников для предупреждения неуспеваемости;

• итоговый (годовой) - определяется уровень сформированности знаний, умений и навыков при переходе обучающихся в следующий класс, на новый уровень получен6ия образования, прогнозируется результативность дальнейшего обучения обучающихся, выявляются недостатки в работе, планировании внутришкольного контроля на следующий учебный год по предметам и классам, по которым получены неудовлетворительные результаты мониторинга.

Тренировочные, диагностические задания разрабатываются и проводятся

учителями предметниками, председателями методических объединений, Используются тренировочные задания системы СтатГрад, ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений, ФЦТ (Федеральный центр тестирования).

Контроль в условиях безотметочного обучения. Этот этап в жизни учителя и учеников имеет очень важные особенности: Оценочная деятельность учителя должна носить скорее воспитательную, личностно-ориентированную, нежели собственно учебную, предметную направленность. Учителю следует стремиться с первых дней пребывания ребёнка в школе постепенно, но неуклонно снижать зависимость ученика от оценки взрослого. Важно, чтобы учитель строил свою оценочную деятельность очень осторожно, не причиняя ребёнку вреда отметками любой выраженности, будь то картинки, звёздочки или просто оценочные записи. В этих условиях учителю приходится строить базис всех умений и навыков ученика.

Конечно, это сложно сделать в привычном, традиционном понимании оценки. Трудно отойти от привычного желания оценить, поставить штамп на определённом аспекте развития ребёнка. В условиях безотметочного обучения особенно остро стоит проблема общения с родителями. Понятно, что отметка является удобным средством манипулирования учениками и родителями. В условиях её отсутствия приходится заменять её развёрнутыми содержательными рецензиями. Но в обычных условиях учителю сделать это очень сложно. Очень важно, что в условиях безотметочного обучения учителя имеют возможность на основе компьютерного анализа предоставить родителям подробный отчёт об успешности усвоения учеником той или иной темы.

Таким образом, сама собой отпадает возможность субъективной оценки учителем результатов отдельно взятого ученика

Публикации по теме:

День работника дошкольного образованияДень работника дошкольного образования В последние дни сентября отмечается профессиональный праздник всех работников дошкольного образования – День дошкольного работника. Этот.

Фотоотчет «LEGOконструктор — первый помощник в подготовке к школе» с детьми подготовительной к школе группыФотоотчет «LEGOконструктор — первый помощник в подготовке к школе» с детьми подготовительной к школе группы Фотоотчет «LEGOконструктор – первый помощник в подготовке к школе» с детьми подготовительной к школе группы. Успех системе дошкольного.

Классный час в начальной школе «Правила поведения в школе» Тема классного часа: ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ Цель: закрепить знания детей о правилах культурного поведения в школе. Задачи: 1. Формировать.

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

Задачи музыкального образования Кондратьева Ирина Николаевна преподаватель высшей категории хора и теоретических дисциплин НР МБУ ДО «Детская школа искусств им. Г. С. Райшева».

Основное назначение дошкольного образования Обучение детей предшкольного возраста должно строиться не в жесткой предметной логике, не по урочной школьной системе, а проходить в режиме.

С Днём работника дошкольного образования!С Днём работника дошкольного образования! Ежегодно в самую красивую и романтичную пору года отмечается День работника дошкольного образования России. Сама природа дарит всем тем,.

Современные подходы к управлению качеством игровой деятельностиСовременные подходы к управлению качеством игровой деятельности Взаимодействие с родителями по развитию игровой деятельности Аннотация Главным в работе любой ДОО являются сохранение и укрепление физического.

Воспитательный потенциал поликультурного образования в начальной школе ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Н. А. Колганова Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение,.

Тест «ФГОС дошкольного образования» Уважаемые коллеги предлагаю вам тест "Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: организация и планирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Управление качеством образования в школе
Опубликовано: 6 июня 2022 в 10:13
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД