Папки-передвижки

Урок музыки «Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки на примере музыки к драме Лермонтова»

Щеглова
Урок музыки «Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки на примере музыки к драме Лермонтова»
▼ Скачать + Заказать документы

Урок музыки

Тема урока «Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки на примере музыки к драме Лермонтова».

Учебные цели:

1. Развитие интереса в познании классической музыки.

2. Знакомство с основными событиями творческой биографии композитора.

3. Знакомство с музыкой А. И. Хачатуряна к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад»

Публикация «Урок музыки „Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки на примере музыки к драме Лермонтова“» размещена в разделах

4. Умение учащихся услышать, понять и сопоставить серьезную музыку с легкой в произведении «Маскарад» А. Хачатуряна

5. Углубить знания детей о жизни и творчестве поэта 19 века М. Ю. Лермонтова

Воспитательные цели:

1. Развитие интереса к музыкальной культуре XX века,

2. Развивать интерес к литературе через звучащее слово,

3. Воспитывать эстетический вкус через приобщение к прекрасному (классическая музыка, классический танец).

4. Формирование стремления учащихся к разностороннему развитию личности, воспитанию патриотизма, глубокой любви к сокровищнице народного музыкального искусства на примере творческой личности А. И. Хачатуряна.

Наглядные пособия и ТСО:

1. интерактивное оборудование,

2. аудио и видеоматериалы,

3. слайд – презентация.

Музыкальный материал :

1. «Танец с саблями» из балета «Гаянэ» А. Хачатуряна

2. «Галоп» из музыки к драме Лермонтова «Маскарад»

3. «Вальс» из музыки к драме Лермонтова «Маскарад»

План и ход урока

1 Организационный момент

-приветствие, перекличка

-эмоциональная настройка

2 «Танец с саблями» из балета «Гаянэ» А. Хачатуряна – слушание

3 Беседа:

-Узнали композитора, произведение?

Это музыка армянского композитора А. Хачатуряна.

Прозвучал «Танец с саблями» из балета «Гаянэ» (1957г.). Музыка этого танца яркая, наполненная национальным колоритом.

Чем отличается музыка А. Хачатуряна от славянской музыки?

- танцевальностью;

- ярким и красочным звучанием оркестра;

- неповторимыми своеобразными мелодиями народной музыки Армении.

4 Беседа о творчестве А. И. Хачатуряна

Творчество А. И. Хачатуряна (1903-1978) представляет как русскую, так и армянскую музыкальную культуру XX века. Красочную, темпераментную музыку композитора можно сравнить с живописными полотнами его соотечественника - художника Мартироса Сергеевича Сарьяна.

А. И. Хачатурян –В 1934г.) окончил Московскую консерваторию. Ученик русского композитора Николая Яковлевича Мясковского, блестяще знал русскую и европейскую музыкальную классику, фольклор народов Закавказья.

Слайд 2,3

Лучшие произведения Хачатуряна XX века: балеты «Гаяне» и «Спартак», 3 симфонии, концерты для фортепиано, скрипки и виолончели. А. И Хачатурян писал музыку и для драматического театра. Лучшая его работа в этой области – музыка к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад» (1941г.)

5 Рассказ о создании музыки к спектаклю «Маскарад»

В 1941 году Московский театр имени Вахтангова ставил драму «Маскарад» к столетию со дня смерти великого русского поэта, прозаика и драматурга М. Ю. Лермонтова (1814—1841).

Музыку к спектаклю заказали написать А. И. Хачатуряну, который был замечательным театральным композитором, прекрасно чувствующий сцену.

Слайд 4

«Приступая к работе, – вспоминал Хачатурян, – я очень тревожился, понимал, что я в столице России сочиняю музыку к русской классической пьесе. Я ощущал, сколь велика моя ответственность. Очень помог мне Николай Яковлевич Мясковский…Он дал мне какой-то редкий сборник музыки доглинкинской поры. Благодаря этому, я смог проникнуть в музыкальную атмосферу эпохи. Ну и, конечно, вчитывался в Лермонтова, который мне необычайно близок…»

Спектакль состоялся 21 июня 1941 года, в канун начала Великой Отечественной войны и спектакль быстро сошел со сцены. Музыка Хачатуряна осталась жить на симфонической эстраде в виде сюиты (1943г).

6 Рассказ о Петербургских балах – маскарадах

В России мода на маскарады, как и многие другие новшества, была введена Петром I.

Он ввел и обязательный атрибут маскарада — маску, которую обязаны были носить приглашенные на бал в течение всего бала-маскарада.

Самыми знаменитыми из них были аристократические маскарады, которые проводились в доме Энгельгардта на Невском проспекте, и описанные в "Маскараде" М. Ю. Лермонтова. На них приглашались представители высшего света. Поэт Вяземский писал в письме: «Вчерашний маскарад был великолепный, блестящий, разнообразный, жаркий, душный, восхитительный, томительный, продолжительный… Бал продолжался до шестого часа»

Карточная игра и костюмированные балы – наиболее распространенные увлечения современной дворянской молодежи во времена Лермонтова – стали основными мотивами пьесы.

При шуме музыки и пляски,

При диком шепоте затверженных речей,

Мелькают образы бездушные людей,

Приличьем стянутые маски…

В драме, написанной в 1835 году, сразу после окончания юнкерского училища, Лермонтов создал картину светского Петербурга. Ее герой Арбенин — фигура зловещая и трагическая. Проведший бурно юность, живущий в мире «самолюбивых дум и ледяных страстей», он разочаровался во всем, но нашел счастье в любви молодой, прекрасной и чистой женщины. Однако Нина совершает неосторожный поступок: она приезжает на маскарад в доме Энгельгардта, — в которых бывает весь высший свет, и там теряет браслет, подаренный мужем. Этот браслет случайно находит баронесса Штраль и дарит его как доказательство любви князю Звездичу. Князь хвалится им Арбенину. Тот узнает браслет жены, и, не веря ее объяснениям, охваченный бешеной ревностью, отравляет ее.

Вернувшись домой, Нина умирает со словами:

… Прощай, Евгений!

Я умираю, но невинна… ты злодей…

Узнав в дальнейшем, что Нина пала жертвою интриги на балу – маскараде, что он отравил ни в чем не повинную жену, Арбенин сходит с ума.

В 1943 году Хачатурян переработал музыку в оркестровую сюиту, получившую заслуженное признание.

В сюиту вошли пять номеров:

Вальс, Ноктюрн, Мазурка, Романс и Галоп

Сегодня послушаем 2 номера этой сюиты. В музыке услышим и ярко выраженную танцевальность, и блестящую оркестровую звучность, но восточные интонации будут в ней почти незаметны. Русская интонация здесь вышла на первый план. Это объясняется тем, что услышим мы музыку, которую Хачатурян сочинил к постановке пьесы "Маскарад" М. Ю. Лермонтова

Сейчас прозвучат два фрагмента из музыки А. Хачатуряна к «Маскараду» :

«Галоп» и «Вальс»

Вспомним. что это за танцы?

Галоп - популярный бальный танец XIX века. Родина Галопа – Венгрия. Появился в бальных залах Франции и в России — в н. XIX в. (у А. С. Пушкина в «Евгении Онегине»).

Галоп – весёлый танец в вприпрыжку. Музыкальный размер – 2/4. Исполняется в паре, в стремительном движении по кругу

«Вальс»

Вальс- Парный танец, основанный на плавном кружении. Характерные черты вальса — лиризм, изящество. Музыкальный размер –.

Слушаем подряд «Вальс» и «Галоп»

Вопросы перед слушанием

Что общего в этих фрагментах? /бальные танцы/

К какой области – легкой или серьезной -музыке можно отнести эти произведения?

Аргументируйте свое мнение.

Вальс

Самый выразительный фрагмент- вальс. Он открывает сюиту. В музыке танца поразительно соединились несовместимые вещи - утонченное изящество и драматизм.

Музыка вальса готовит зрителя к трагической развязке.

Мне глубоко запали в душу слова Лермонтова, вложенные им в уста Нины, когда, вернувшись с рокового бала, она вспоминает:

Как новый вальс хорош! В каком-то упоенье

Кружилась я быстрей – и чудное стремленье

Меня и мысль мою невольно мчало вдаль,

И сердце сжалось; не то, чтобы печаль,

Не то, чтоб радость…»

Вальс- это образ главной героини спектакля Нины- грустный, печальный, красивый. Мелодия звучит у скрипок затаенно грустно, поэтично. Передает настроение Нины и сцену бала.

Что-то загадочно-прекрасное есть в этом вальсе — властная сила, так верно соответствует энергии лермонтовской поэзии, романтическая взволнованность, чувство трагедии.

Слайд 5

Галоп

Темп быстрый.

Музыка зажигательная, игривая, стремительная, передает настроение праздничной маскарадной толпы, безразличной к происходящей на ее фоне трагедии, не замечающую ее.

Яркое звучание оркестра.

- глиссандо скрипок, тромбонов,

-соло ударных,

- непрерывный пульс восьмых,

-скачущие мотивы у деревянных духовых,

Неожиданно общий бег прерывается и в полной тишине звучит соло кларнета. Затем флейта вступает со своим соло, взбираясь в высоту постепенно увеличивающимися скачками мелодии. И вот уже снова, заскакал галоп, завершаясь в вихревом финале.

Слайд 6

Глиссандо (ит. glissando - скользя) - музыкальный термин, штрих, означающий плавное скольжение от одного звука к другому; даёт колористический эффект / academic.ru /

Небольшой цикл музыкальных номеров, которые по замыслу режиссера должны были служить фоном для драматического действия, композитор превратил в музыкальные характеристики героев.

Вывод

В этой музыке удивительно тонко передано и ощущение времени, среды, и сущность драматургического конфликта, и индивидуальные характеристики. Один из лучших русских знатоков Лермонтова – советский писатель, литературовед Ираклий Андронников– писал по поводу хачатуряновской музыки : «Трудно представить себе музыку более отвечающую характеру романтической драмы Лермонтова. Если б сказать Вам, что это музыка к одному из творений Пушкина, Вы не поверите. Это Лермонтов …»

Слайд 7

Слайд 8

Это интересно:

Музыка А. Хачатуряна нашла свое продолжение в балете «Маскарад»

В 1970-е годы хореографы Лидия Вильвовская и Михаил Долгополов начали писать либретто по драме Михаила Лермонтова, отталкиваясь от этой музыки, к тому времени считавшейся лучшим музыкальным воплощением героев Лермонтова

Лишь двадцать лет спустя, в 1982 году, уже после смерти композитора, его ученик Эдгар Оганесян создал партитуру балета «Маскарад» на основе музыки Арама Хачатуряна

Премьера прошла в апреле 1982 года.

Балетмейстеры-постановщики Наталья Рыженко и Виктор Смирнов-Голованов, художник-постановщик Илья Глазунов, художник по костюмам Нина Виноградова- Бенуа

На олимпиаде в Сочи/7 февраля 2014/ российская пара Татьяна Волосожар – Максим Траньков выиграла короткую программу в соревнованиях спортивных пар в рамках командного турнира.

Для своей программы они выбрали «Вальс» А. Хачатуряна.

Интернет ресурсы:

Л. Михеева https://www.belcanto.ru/khachaturian_masquerade.html/ «Маскарад» А. И. Хачатурян/

Аванта + стр. 213

peterburge.com/news/istorii-iz-istorii-peterburgskie-baly-maskarady/ Петербургские балы-маскарады/

https://ru.wikipedia.org/wiki/

https://nsportal.ru/ap/ap/drugoe/my-priglashaem-vas-na-bal /Мы приглашаем вас на бал

На https://www.interfax.ru/sport/news/356692/Сочи-2014 сборная России/

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Путешествие в волшебный мир звуков». Урок Музыки. 1 класс«Путешествие в волшебный мир звуков». Урок Музыки. 1 класс «Путешествие в волшебный мир звуков» Урок Музыки 1 класс. Тема урока: «Путешествие в волшебный мир звуков» Обобщающий урок по разделу «Музыка.

Интегрированный урок музыки, литературы, изобразительного искусства в 6 классе «Шел солдат во имя жизни…»Интегрированный урок музыки, литературы, изобразительного искусства в 6 классе «Шел солдат во имя жизни…» ". Шел солдат во имя жизни. " Интегрированный урок. Урок-плакат, посвященный героизму русских солдат в годы Великой Отечественной войны.

Конспект доминантного музыкального занятия по слушанию музыки «Мир музыки Бетховена» в старшей группеКонспект доминантного музыкального занятия по слушанию музыки «Мир музыки Бетховена» в старшей группе Ко дню рождения композитора Л. В. Бетховена Программные задачи: развивать эмоциональную отзывчивость у воспитанников на музыку грустного.

Конспект доминантного музыкального занятия по слушанию музыки «В мире музыки Бетховена» Программные задачи: развивать стремление к самовыражению в процессе восприятия музыки и элементарного музицирования, формировать умения.

Консультация для родителей «Музыкальное воспитание и роль музыки в жизни ребёнка», приуроченная к Международному Дню музыкиКонсультация для родителей «Музыкальное воспитание и роль музыки в жизни ребёнка», приуроченная к Международному Дню музыки Музыка является одним из средств художественного, нравственного и эстетического воспитания детей. Сила музыкального воздействия на человека.

Урок музыки в первом классе «Дом, в котором звучит музыка»Урок музыки в первом классе «Дом, в котором звучит музыка» Урок музыки 1 класс. Тема урока: «Дом, в котором звучит музыка» Раздел: «Музыка и ты» Учитель музыки: Иванищева Наталья Николаевна.

Урок музыки во 2 классе «Знакомьтесь, Баба-яга!»Урок музыки во 2 классе «Знакомьтесь, Баба-яга!» Урок музыки 2 класс «Знакомьтесь, Баба Яга!» Цель : Познакомить детей с образом Бабы Яги. Выяснить положительным или отрицательным персонажем.

Урок музыки в 5 классе «Музыкальные краски в произведениях композиторов-импрессионистов» Конспект урока музыки в 5 классе по теме: «Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов Цель урока: сформировать представление.

Урок музыки в 1 классе «Музыка осени» МУЗЫКА ОСЕНИ Цель: помочь войти в мир красоты осенней музыки с чувством сопричастности к природе, связать жизненные впечатления детей с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок музыки «Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки на примере музыки к драме Лермонтова»
Опубликовано: 25 марта 2024 в 17:28
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок музыки «Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки на примере музыки к драме Лермонтова»» (включая файлы) размещена пользователем Щеглова (УИ 2851463) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД