Приложение МААМ

Урок обучения грамоте «Звук [А], буква «А» в 1 классе

Татьяна Адасенко
Урок обучения грамоте «Звук [А], буква «А» в 1 классе
▼ Скачать + Заказать документы

Программа «Школа России» Учебник «Русская азбука» Автор: В. Г. Горецкий

Тема урока : Звук [а ], буквы Аа.

Тип урока : Изучение нового материала.

Предметная цель: Познакомить с гласным звуком [а] и буквами Аа.

Задачи урока :

1. Формировать умение выделять звук [а] из речи, его характеризовать, распознавать в словах.

2. Формировать навык чтения.

3. Развивать фонематический слух, речь, внимание, память логическое и

ассоциативное мышление, развивать мелкие мышцы пальцев.

Темочки:

4. Прививать интерес к чтению, воспитывать любовь и бережное

отношение к цветам.

5. Формировать регулятивные, познавательные, личностные, коммуникативные Универсальные Учебные Действия.

Познавательные УУД:

• принимать учебную задачу;

• решать учебную задачу под руководством учителя;

• дети научаться выделять звук [а] в начале, середине и конце слова;

• познакомятся с заглавной и строчной буквами Аа;

• научатся определять место звука [а] в слове, отображать этот звук в схемах;

• учить читать слоги – слияния, слова и тексты с буквой А;

• учить работать с книгой и иллюстрациями;

• усвоят знание о слогообразующей роли гласных звуков и обозначение звука квадратом красного цвета в схеме;

• определить место изучаемой буквы в ленте букв.

Личностные УУД:

• вырабатывать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания и умения, совершенствовать имеющиеся;

• осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

• осваивать новые виды деятельности;

• участвовать в творческом процессе;

• учиться свободно высказывать свои мысли.

Коммуникативные УУД:

• отвечать на поставленные вопросы по содержанию текста.

Регулятивные УУД:

• определять цель учебного задания;

• контролировать свои действия, оценивать правильность выполнения, исправлять ошибки;

• отвечать на итоговые вопросы.

Коррекционные УУД:

• Работа по уточнению сенсорных эталонов и их использование на практике;

• Развитие соотнесения звуков с буквой;

• Развитие овладения своего тела (координации движений);

• Развитие связанной речи;

• Развитие зрительного восприятия и мышления.

Оборудование: учебник «Азбука»; демонстрационные карточки с печатными буквами Аа; элементы букв Аа; схемы звуков, слов, предложений; счётные палочки; пластилин; рисунок с изображением цветка – астры; тетради в клеточку для печатания букв; простой карандаш; цветные карандаши (красный, синий, зелёный); алфавит; лента букв; медальки для активных детей (изображено улыбающееся солнышко и надпись «Молодец!»); медальки для каждого ребёнка (изображены буквы Аа).

Ход урока:

I. Организация начала урока.

II. Гимнастика для глаз по тренажёру.

III. Повторение изученного материала.

- Какую тему изучили на прошлом уроке? (Изучили тему «Звуки»).

- Что можете сказать о звуках? (Звуки слышим и произносим).

- Что можете сказать о буквах? (Буквы читаем и пишем).

- На какие две группы можно разделить все звуки? (На гласные и согласные).

- Что узнали про гласные звуки? (При произношении гласных звуков не встречаются преграды; их можно пропеть; они бывают ударными и безударными; гласные звуки обозначают красным цветом).

- Что узнали про согласные звуки? (При произношении согласных звуков встречаются преграды; их нельзя пропеть; они бывают мягкими и твёрдыми; глухими и звонкими; парными и непарными; твёрдые согласные обозначают синим цветом, а мягкие согласные – зелёным цветом).

IV. Подготовка к новой теме.

- С праздником, ребята!

- Что я произнесла? (Предложение).

- Как догадались, что это предложение? (Предложение имеет законченную мысль, в предложении несколько слов).

- Сколько слов в этом предложении? (Три слова).

- Какое первое слово? (С).

- Второе слово? (праздником).

-Третье? (ребята).

- Алина, пойдёт к доске и запишет это предложение схемой. А все остальные поработают в тетрадях.

- С какой интонацией произнесла это предложение? (С восклицательной).

- Какой знак препинания поставим в конце предложения? (Восклицательный знак).

На доске схема:!

(Проверка по тетрадям).

V. Сообщение темы и цели урока.

- Ребята, сегодня у вас необычный день. Сегодня у вас праздник «День первой буквы».

- На уроке вы познакомитесь с гласным звуком [а], узнаете, какими буквами обозначается этот звук. Научитесь выделять в речи звук [а].

- Узнаете, что буква А обозначает твёрдость предшествующего согласного звука.

VI. Изучение нового материала.

1. Занимательный материал об астре.

- Ребята, что изображено на рисунке? (Цветок).

- Как называется этот цветок? (Астра).

- Астра с греческого языка означает «звезда». По старинной легенде астра выросла из пылинки, упавшей звезды. Астры бывают различной окраски. Цветут астры с конца мая до морозов. Нельзя рвать цветы! Цветы нужны для того, чтобы мы любовались ими.

2. Слого – звуковой анализ слова.

- Астра - слово или предложение? (Слово).

- Андрей запишет на доске слово «астра» схемой. Все остальные работают в тетрадях.

На доске схема:

(Проверка по тетрадям).

- Сколько слогов в слове «астра»? (Два).

- Какой первый слог? (Аст).

- Второй слог? (ра).

- Настя разделит это слово на слоги. Все остальные у себя в тетрадях.

На доске:

- Какой слог ударный? (Первый).

- Поставьте ударение на первый слог.

- Какой звук слышите в начале слова? ([а]).

- Дайте характеристику этому звуку. (Гласный, ударный).

- Каким цветом обозначим? (Красным).

- Этот звук одиночный. Покажем на схеме красным квадратиком.

На доске:

- Какой следующий звук слышите? ([с]).

- Какой это звук гласный или согласный? (Согласный, потому что встречается преграда).

- Звук [с] твёрдый или мягкий? (Твёрдый).

- Каким цветом обозначим твёрдый звук? (Синим).

- Этот звук одиночный. Покажем на схеме этот звук синим квадратиком.

На доске:

- Какой следующий звук слышится? ([т]).

- Какой это звук гласный или согласный? (Согласный, потому что встречается преграда).

- Звук [т] твёрдый или мягкий? (Твёрдый).

- Каким цветом обозначим твёрдый звук? (Синим).

- Этот звук одиночный. Покажем на схеме этот звук синим квадратиком.

На доске:

- Какой следующий звук слышите? ([р]).

- Какой это звук гласный или согласный? (Согласный, потому что встречается преграда).

- Как вы думаете, а этот звук [р] твёрдый или мягкий? (Твёрдый).

- Каким цветом обозначим твёрдый звук? (Синим).

- Покажем на схеме этот звук синим треугольником.

На доске:

- Этот звук сливается с каким звуком? ([а]).

- Покажем на схеме этот звук красным треугольником.

- Дайте характеристику этому звуку. (Гласный, безударный).

- Запомните ребята «Буква А обозначает твёрдость предшествующего согласного звука».

На доске:

- Сколько звуков в слове «астра»? (5).

- Сколько согласных звуков? (3).

- Сколько гласных звуков? (2).

- Какой звук слышится в начале и в конце слова «астра»? (Звук [а]).

3. Фонетическая зарядка.

- Какой звук издаёт человек, когда врач просит открыть рот, чтобы осмотреть горло? (Звук [а]).

- Какой звук издаёт мама, когда укачивает ребёнка? (Звук [а]).

4. Упражнение в нахождении звука [а].

- Звук [а] можно услышать в начале слова, в середине слова, в конце слова.

- Назовите слова, в которых можно услышать звук [а] в начале слова. ( Дети приводят примеры: арбуз, аист,).

- Назовите слова, в которых можно услышать звук [а] в середине слова. ( Дети приводят примеры: палка, парта,).

- Назовите слова, в которых можно услышать звук [а] в конце слова. ( Дети приводят примеры: ученица, книга,).

- Назовите слова, в которых можно услышать звук [а] в начале и конце слова. ( Дети приводят примеры: астра, азбука, айва,).

5. Упражнение в нахождении ударного и безударного слога в словах: астра, азбука, айва.

- Катя запишет на доске слово «Астра» схемой. Все остальные работают в тетрадях.

На доске схема:

(Проверка по тетрадям).

- Сколько слогов в слове «Астра»? (Два).

- Какой первый слог? (Аст).

- Второй слог? (ра).

- Катя разделит это слово на слоги. Все остальные у себя в тетрадях.

На доске:

- Какой слог ударный? (Первый).

- Поставьте ударение на первый слог.

На доске:

- Миша запишет следующее слово на доске «Азбука» схемой. Все остальные работают в тетрадях.

На доске схема:

(Проверка по тетрадям).

- Сколько слогов в слове «Азбука»? (Три).

- Какой первый слог? (Аз).

- Второй слог? (бу).

- Третий слог? (ка).

- Миша разделит это слово на слоги. Все остальные у себя в тетрадях.

На доске:

- Какой слог ударный? (Первый).

- Поставьте ударение на первый слог.

На доске:

- Таня запишет на доске слово «Айва» схемой. Все остальные работают в тетрадях.

На доске схема:

(Проверка по тетрадям).

- Сколько слогов в слове «Айва»? (Два).

- Какой первый слог? (Ай).

- Второй слог? (ва).

- Таня разделит это слово на слоги. Все остальные у себя в тетрадях.

На доске:

- Какой слог ударный? (Второй).

- Поставьте ударение на второй слог.

На доске:

6. Физминутка.

А - начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать её легко:

Ноги ставит широко.

7. Знакомство с буквами Аа.

- Звук [а] обозначается буквой Аа (показ карточки с буквами Аа).

- Эти буквы печатные. Буква А – заглавная, большая; буква а – строчная, маленькая. Постепенно вы узнаете, какие слова принято печатать с заглавной большой буквы, а какие - с маленькой, строчной буквы. Печатные буквы встречаются в книгах, журналах, газетах.

- Вот два столба наискосок,

А между ними - поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А.

- На что похожа буква А? (На ракету, на столбы,).

8. Микроитог.

- Какой звук изучили? (Звук [а]).

- Какими буквами обозначается звук [а]? (Буквами Аа).

VII. Закрепление изученного материала.

1. Беседа по картинке в учебнике (с. 20).

- Кто изображён на картинке? (сова, ёжик, лисичка, белочка, зайчик).

- В слове «Сова» слышите звук [а]? (Да.)

- Где слышите звук [а]? (В конце слова).

- В слове «Ёжик» слышите звук [а]? (Нет.)

- В слове «Лисичка» слышите звук [а]? (Да.)

- Где слышите звук [а]? (В конце слова).

- В слове «Белочка» слышите звук [а]? (Да.)

- Где слышите звук [а]? (В конце слова).

- В слове «Зайчик» слышите звук [а]? (Да.)

- Где слышите звук [а]? (В середине слова).

- Что делают герои? (Учатся в лесной школе).

- Какую изучают букву? (Букву Аа).

- Как себя ведут ученики? (Они очень внимательно слушают своего учителя).

- А вы, ребята, хотите учиться? (Да).

- Что держит в крыле учитель Сова? (Табличку с печатными заглавной буквой А и строчной буквой а).

- А что написано на доске? (Прописные заглавная буква А и строчная буква а).

- Какими буквами обозначается звук [а]? (Буквами Аа).

2. Работа с пословицами – чтение по учебнику.

- Пословица – это логически законченное изречение (предложение) с поучительным смыслом, содержит мораль.

В учебнике: Азбука – к мудрости ступенька.

- Кто сможет прочитать эту пословицу? (Читает читающий ребёнок, затем повторяет учитель).

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

В учебнике: Аккуратность красит человека.

- Кто сможет прочитать эту пословицу? (Читает читающий ребёнок, затем повторяет учитель).

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

В учебнике: Чтение – вот лучшее учение.

- Кто сможет прочитать эту пословицу? (Читает читающий ребёнок, затем повторяет учитель).

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

3. Упражнение в нахождении букв Аа в пословицах.

- Найдите в пословицах буквы Аа, под ними поставьте точку простым карандашом. Проверка.

4. Обучение чтению.

На доске: А – а – а! (чтение двумя - тремя учащимися, хоровое чтение, чтение слабыми учащимися).

5. Микроитог.

- Какой звук изучили? (Звук [а]).

- Какими буквами обозначается звук [а]? (Буквами Аа).

VIII. Физминутка.

Буква А, буква А –

Алфавиту голова.

Знает Саша, знает Света,

А похожа на ракету.

IX. Обобщение изученного материала.

1. Заучивание стихотворения в учебнике.

Астра, азбука, айва

Начинаются на А,

И кончаются на А

Астра, азбука, айва.

2. Самостоятельная работа (по вариантам).

I вариант: - Из счётных палочек соберите печатную заглавную, большую букву А.

II вариант: - С помощью пластилина сделайте печатную строчную, маленькую букву а.

3. Проверка выполнения. (Показ лучших работ, награда медальками «Молодец!»).

4. Игра на внимание «Найди букву Аа».

- Сколько букв Аа нашли в квадрате? (3).

X. Подведение итогов.

- Что нового узнали на уроке?

- Какие задания были самыми интересными и лёгкими? Почему?

- Что вызывало затруднение? Почему?

- Какие новые слова узнали?

- Что общего у этих слов? (Звук [a], буквы А а).

- Найдите в алфавите букву Аа. (Ученик выходит к доске и показывает в алфавите букву Аа).

- С сегодняшнего дня изученные буквы будем помещать на «ленту букв». (Учитель вставляет букву «а» под аплодисменты детей).

а

XI. Награждение.

- На память об этом уроке – празднике «Первой буквы», я дарю вам всем медальки (вручаю каждому ребёнку медальки с изображением буквы Аа).

- Хочу отметить детей, которые хорошо работали на уроке. (Вручаю медальки с изображением улыбающегося солнышка и надписью «Молодец!»).

- На следующих уроках мы с вами продолжим путешествие в страну Звуков и Букв, потому что, зная ЗВУКИ и БУКВЫ, которыми они обозначаются, вы сможете научиться читать и писать.

XII. Организация на перемену.

- Спасибо за урок! Молодцы!

Публикации по теме:

Конспект ОД по обучению грамоте «Гласный звук Я, буква Я»Конспект ОД по обучению грамоте «Гласный звук Я, буква Я» Тема: Гласный звук Я, буква Я. Цель: закреплять представление детей о звуке, букве, слоге, слове; познакомить с буквой Я; развивать фонематический.

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе «Согласный звук [ж] и буквы Ж, ж» Тема: Согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала. Задачи урока: образовательные:.

Конспект занятия по грамоте «Звук [Ы] и буква Ы»Конспект занятия по грамоте «Звук [Ы] и буква Ы» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве ы Материал: демонстрационный материал, ,неваляшки, рабочие тетради 1 часть, цветные карандаши,.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ц] и буква Ц»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ц] и буква Ц» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ц Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Д] и буква Д»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Д] и буква Д» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Д Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ф] и буква Ф»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ф] и буква Ф» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ф Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Г] и буква Г»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Г] и буква Г» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Г Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [О] и буква О»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [О] и буква О» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве О Материал: демонстрационный материал, картинки со звуком О, рабочие тетради Елена Астафьева:.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [З] и буква З»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [З] и буква З» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве З Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные ручки.

НОД по обучению грамоте «Звук [к]. Буква Кк» Цели. Закрепление знаний о механизмах организации звука [к].Активизация словаря на звук [к] по лексической теме "Одежда,головные уборы".Употребление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок обучения грамоте «Звук [А], буква «А» в 1 классе
Опубликовано: 10 июня 2020 в 19:13
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок обучения грамоте «Звук [А], буква «А» в 1 классе» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Адасенко (УИ 360514) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 марта 2025 понедельник
Сегодня дошкольник — завтра избиратель!
Выбираем спортивные дисциплины!
Праздник знатоков дикой природы!
Слушаем во все уши!
ВСЕ писатели на МААМ по фамилиям
04 марта 2025 вторник
Растим будущих инженеров!
Безопасная весна!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД