Получи документы

Урок литературы в 11 классе по пьесе А. Вампилова «Старший сын»

Татьяна Нейман
Урок литературы в 11 классе по пьесе А. Вампилова «Старший сын»

Пояснительная записка

Тема, представленная на открытом уроке «А. Вампилов «Старший сын», входит в раздел «Социально-психологическая драматургия». Ребята на уроках всегда очень активны, эмоциональны, и судьба главы семейства Сарафанова, а также Владимира Бусыгина не оставила их равнодушными.

Стадия «Вызов» представляла собой притчу, рассказанную учителем. Для успешной работы на уроке в стадии «Осмысление» использовалась групповая форма. Студенты не только характеризовали поступки героев, они рисовали, пели, импровизировали на заданную тему. Методы и приёмы, используемые на уроке, позволили дать сравнительную характеристику героям (диаграмма Венна). Опираясь на знание текста и свой жизненный опыт, в форме пожеланий героям пьесы ребята в стадии «Рефлексия» предположили их дальнейшую судьбу.

Публикация «Урок литературы в 11 классе по пьесе А, Вампилова „Старший сын“» размещена в разделах

Воспитание в подростках чувства ответственности и сострадания, чувствительности и доброго отношения к людям- основная цель урока и самой пьесы замечательного писателя-драматурга Александра Вампилова.

Структура урока

Тема: А. Вампилов «Старший сын»

Тип урока : изучение нового материала

Цель: знакомство с биографией А. В. Вампилова. Анализ пьесы А. В. Вампилова «Старший сын».

Задачи:

Образовательная: через анализ пьесы побудить учащихся к серьезным размышлениям о смысле жизни, о назначении человека на земле, об ответственности за свои дела и поступки;

Развивающая: развитие устной речи, умения отстаивать свою точку зрения, логически и творчески мыслить;

Воспитательная: воспитывать умение думать и сопереживать.

Методы и приё мы: обращение к личному опыту, диаграмма Венна, работа с изображением, исследование.

Структура урока :

1. Оргмомент

2. Стадия «Вызов». Актуализация знаний.

Слово учителя. Притча (пробуждение интереса и побуждение к работе)

Один юноша покинул родительский дом, обидев отца и мать.

Жизнь его стала беспутной, и вскоре он попал в тюрьму.

Раскаявшись в своих поступках, он решил вернуться в отчий дом после того, как выйдет из заключения. Вскоре этот день настал. Но он не решался возвращаться к родным, потому что уж слишком много горя он им принес. Тогда этот человек написал им письмо, где просил простить его, и если они это сделают, то пусть повесят на окно его спальни белый носовой платок. Он пройдет мимо своего дома и сразу поймет, стоит ли заходить в него, или же его не ждут там.

День был назначен.

И вот ранним утром раскаявшийся сын идет по улице, на которой прошло его детство. Он приближается к своему дому. Сердце колотиться в груди. Он остановился перед тем, как завернуть за угол. Вот сейчас он сделает это и увидит красный кирпичный домик с выходящим на улицу окном его спальни. Он зажмурился, сделал последний шаг, и… что же открылось его глазам?

Он не увидел красного кирпичного домика. Все было белым: платки, платочки, большие простыни — весь дом был увешан ими. Родители боялись, что он может не заметить маленького платочка и пройти мимо. Они боялись окончательно потерять сына и сделали все возможное, чтобы он понял, что прощен.

Студенты самостоятельно определяют тему и цель урока.

Выступление студента о биографии А. Вампилова

Александр Вампилов, отлитый в бронзе, стоит в Иркутске на невысоком постаменте рядом с драматическим театром. Автор скульптуры Михаил Переяславец не случайно расположил памятник почти на тротуаре. Каждый день иркутяне снуют мимо, и

Вампилов – живой, еще молодой, красивый, словно вливается в этот говорливый поток. Судьба отмерила ему всего 35 лет, да и то недодала до полного счета двух дней. В четверг, 17 августа 1972 года он погиб на Байкале, не доплыв до Листвянки с десяток метров.

Ученик: (чтение наизусть стихотворения П. Реутского «Вспоминайте меня весело»)

Вспоминайте меня весело,

Словом, так, каким я был.

Что ты, ива, ветви свесила,

Или я недолюбил?

Не хочу, чтоб грустным помнила.

Я уйду под ветра гик.

Только песни, грусти полные,

Мне дороже всех других.

По земле ходил я в радости.

Я любил её, как бог,

И никто мне в этой малости

Отказать уже не мог…

Всё моё со мной останется,

И со мной, и на земле

У кого – то сердце ранится

На моём родном селе.

Будут вёсны, будут зимы ли,

Запевайте песнь мою.

Только я, мои любимые,

С вами больше не спою.

Что ты, ива, ветви свесила,

Или я недолюбил?

Вспоминайте меня весело,

Словом, так, каким я был.

Близкие друзья, а среди них писатели Валентин Распутин, Вячеслав Шугаев называли его ласково Саня.

От этого имени и был образован псевдоним А. Санин, которым писатель подписал свою первую книгу «Стечение обстоятельств».

«Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматическими моментами в жизни человека» Эту мысль Вампилов и развил в своих пьесах.

Любил рыбную ловлю и охоту.

После окончания школы учился на историко-филологическом факультете Иркутского университета, с 1960 года работал в редакции областной газеты «Советская молодежь».

Увлекся драматургией, стал писать пьесы.

В 1965 году А. Вампилов привез в Москву, в театр «Современник», и предложил О. Н. Ефремову пьесу «Нравоучение с гитарой», которая затем была названа «Предместье», а в 1972 году – «Старший сын».

При жизни А. В. Вампилова были поставлен всего две пьесы-«Прощание в июне»(1966) и «Старший сын»(1968). «Утиная охота» (1970, «Провинциальные анекдоты» (1970, «Прошлым летом в Чулимске» (1972). Эти пьесы увидели свет и были поставлены на сцене уже после гибели драматурга.

«Было пасмурно, но сухо и тихо, когда мы несли его на руках до здания театра, где ждали машины, - вспоминел В. Шугаев. –От оркестра мы отказались, помня Сашину печальную усмешку, с которой он написал Сарафанова, музыканта из «Старшего сына», играющего на похоронах».

Похоронен А, В. Вампилов В Иркутске.

Учитель:

Мы услышали короткий рассказ о жизни А. Вампилова. Обсудим теперь выполнение домашнего задания, необходимого для успешной работы на уроке.

Студенты зачитывают лексическое значение предложенных им на предыдущем уроке слов :

Фабула – содержание литературного произведения, изображаемые в нем события.

Предместье – поселок, непосредственно примыкающий к городу, но не входящий в его черту.

Коллизия- столкновение каких-нибудь противоположных сил, интересов, стремлений.

Блаженный-тот, кто видит счастье там, где его не видят остальные люди (святой, особенный)

3. Стадия «Осмысление» (классификация, ранжирование информации) Анализ пьесы. Объединение в группы.

1 группа

Задание развивает умение отстаивать свою точку зрения, умение работать с текстом, давать оценку, характеристику человеку, логически мыслить.

Вопросы:

Раскройте смысл названий пьесы («Нравоучение с гитарой», «Предместье», «Старший сын») Какое из них самое удачное?

Какова фабула пьесы?

Кто ее главные герои? Второстепенные?

Что можно рассказать о членах семьи Сарафановых?

2 группа

Задание способствует развитию умения вести диалог, развивает культуру спора.

Вопросы

Почему Сарафанов воспитывал детей один?

С какими трудностями воспитания он мог сталкнуться, по вашему мнению?

Проинсценируйте диалог:

-Дочь, ты почему пропускаешь занятия? Тебя не допустят до экзаменов, что будем делать тогда?

-Я не хочу ходить в колледж, мне надоело. Я устала и хочу замуж! Выйду за богатого, и мне не надо будет работать!

(предположите, как отец может убедить дочь учиться)

Почему бывшая жена называла Сарафанова блаженным?

3 группа

Задание развивает умение сравнивать, сопоставлять героев, анализировать поведение героев, видеть главное, определять роль героя в развитии событий.

Вопросы:

На какой коллизии строится пьеса?

Что нам дает для понимания образов Бусыгина и Сильвы их сопоставление?

Составьте диаграмму Венна (Сильва, Бусыгин)

Как вы относитесь к жениху Нины, Кудимову?

Какова роль Макарской, соседки, в пьесе?

4 группа

Это задание способствует развитию образного мышления.

Группа художников (студенты должны предположить, какой может быть обложка книги «Старший сын». Им предлагается лист А3, на котором они изображают то, что считают необходимым. Впоследствии они презентуют свою работу перед группой).

5 группа

Это задание даёт возможность использовать знания, полученные на предыдущих уроках, развивает умение сопоставлять тексты и анализировать их.

Мини-исследование. Из предложенного материала (песни Высоцкого, Окуджавы, Митяева, Визбора) нужно выбрать песню, отражающую основные проблемы пьесы. Свой ответ обязательно аргументировать.

6 группа

Работа направлена на функциональную грамотность (чтение текста афиши)

Афиша 1:

-Кого будет играть актёр Виктор Сухоруков?

-Почему художник в центре афиши изображает рельсы? Что они могут символизировать?

Афиша 2:

-Это афиша кино или спектакля? Ответ обоснуйте.

-Почему художник изображает героев на фоне нот?

-Можете ли вы пойти на этот спектакль? Почему?

4. Выступления групп.

5. Стадия «Рефлексия». Работа с изображением «Пожелания».

Студентам предлагаются слайды как фото из семейного альбома Сарафановых. Ребята, опираясь на знание текста и ссылаясь на свой жизненный опыт, высказывают свои пожелания тому или иному герою.

6. Объяснение домашнего задания: афоризмы Вампилова (на слайде).

7. Домашнее задание: эссе по одному из высказываний Вампилова.

Список интернет ресурсов

1. it-helper.com/p_Analiz_p-essi_Starshii_sin_Vampilova_A_V

2. https://uchitel-slovesnosti.ru/publ/analiz_na_urokakh_literatury/analiziruem_literaturnoe_proizvedenie/analiz_pesy_a_v_vampilova_quot_starshij_syn_quot/54-1-0-2835

3. https://rusteacher.ru/poleznye-materialy/25-analiz-pesy-a-vampilova-starshij-syn/

4. https://fb.ru/article/195786/kratkiy-analiz-vampilov-starshiy-syin

5. https://www.rlspace.com/chistoe-serdce-po-pese-vampilova-starshij-syn/

Прикреплённые файлы:

vampilov_fvhkg.pptx | 2272,54 Кб
 
Публикации по теме:

Интегрированный урок музыки, литературы, изобразительного искусства в 6 классе «Шел солдат во имя жизни…»Интегрированный урок музыки, литературы, изобразительного искусства в 6 классе «Шел солдат во имя жизни…» ". Шел солдат во имя жизни. " Интегрированный урок. Урок-плакат, посвященный героизму русских солдат в годы Великой Отечественной войны.

Конспект урока литературы в 8 классе «Хлестаков и хлестаковщина» .

Конспект интегрированного урока родной литературы и литературного чтения в 4 классе «Две звезды — Пушкин и Тукай» .

Конспект урока литературы в 11 классе по теме «Подготовка к итоговому сочинению» Конспект открытого урока по литературе в 11 классе в рамках проведения семинара «Имидж и привлекательность школы. Взгляд с позиции управления.

Методическая разработка урока литературы по теме «А. С. Пушкин. Лицейские годы» в 6 классе Методическая разработка урока литературы по теме «А. С. Пушкин. Лицейские годы» (6 класс) Цели: • заинтересовать обучающихся рассказом о.

Урок МХК в 10 классе «Музыка эпохи Возрождения» Тема урока: «Музыка эпохи Возрождения» Тип урока: Урок сообщения новых знаний Форма урока: лекция Технология урока. Проблемное обучение.

Технологическая карта урока литературы в 7 классе «Стихотворение «Родина» М. Ю. Лермонтова» Учитель: Жарова Н. Л. Предмет: литература Класс: 7 Тип урока: изучение новой темы Технологическая карта урока литературы: "Стихотворение.

Урок Добра в 1 классеУрок Добра в 1 классе Цель урока: - сформировать в сознании детей понятие «доброта», - пробудить в детях чувство добра, милосердия, взаимопомощи, проявлять заботу.

Урок кубановедения в 1 классе Из истории кубанских фамилий. Цель: Познакомить учеников с историей кубанских фамилий и их значением. Задачи: П - развивать интерес к истории.

Урок музыки в 1 классе «Музыка осени» МУЗЫКА ОСЕНИ Цель: помочь войти в мир красоты осенней музыки с чувством сопричастности к природе, связать жизненные впечатления детей с.

Автор публикации:
Урок литературы в 11 классе по пьесе А. Вампилова «Старший сын»
Опубликовано: 27 июля 2020 в 22:49
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД