Светлана Жабуева
Конспект урока русского языка «Большая буква в фамилиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.
Цель: ознакомить учащихся с новой орфограммой, научить писать без ошибок
большую букву в фамилиях людей;
развитие умения подбирать аргументы, строить логическую цепочку рассуждений, ведущую к формированию умозаключения;
развитие речи, памяти, орфографической зоркости;
воспитание любви и уважения к семье и людям, прославившим наш край.
Планируемые результаты образования:
Предметные: пишут без ошибок большую букву в фамилиях людей.
Публикация «Конспект урока русского языка „Большая буква в фамилиях“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Личностые: учатся совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса.
Метапредметные УУД: Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Познавательные: находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные: понимают другие позиции, взгляды, интересы.
I. Орг. момент.
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнём скорей урок!
- Добрый день! Поприветствуем гостей и пошлём им свои улыбки.
II. Работа над каллиграфией.
28 января. записано на
Классная работа. доске
е С ъ м я с
- Посмотрите на эти буквы. На какие группы их можно разделить?
(буквы, обозначающие гласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки)
- Что общего между буквами, обозначающими гласные звуки?
- Для чего мы используем на письме заглавные буквы? Запишите 3 раза.
ссс
- Какое слово спряталось, вы узнаете, выполнив следующее задание.
III. Словарная работа.
1) «Доскажи словечко»
Очень люблю, когда все собираются.
Белою скатертью стол накрывается.
Папа с мамой, сестрёнка и я
Мы называемся вместе. (семья) карточка
- Как вы понимаете, что же такое семья? слайд - Подберите однокоренные слова к слову семья.
-Какие слова мы называем однокоренными?
Семья, семьянин, семейство, семейка, семейный.
- Выделите корень.
- У каждого члена семьи есть своё собственное имя, а что общее связывает семью?
Фамилия - словарное слово карточка - А что означает слово «фамилия»?
- Давайте исследуем это слово и обратимся за помощью к словарю. словарь,
слайд
(читаем толкование слова)
- Запишите это новое словарное слово, поставьте ударение, подчеркните безударный гласный в корне. Запомните правописание этого слова.
IV .Постановка проблемы.
- Ребята, посмотрите на слова, записанные на экране. Что вы можете о них сказать? (Это фамилии людей.)
-Как же записывается фамилия людей (С заглавной буквы.)
V. Открытие темы урока, сообщение целей.
- Кто догадался, какая тема урока? (Большая буква в фамилиях.) Слайд.
- Чему мы должны научится? (научится писать большую букву в именах людей.)
Составим план урока.
1. Какие бывают фамилии.
2. Запись фамилий.
3. Откуда появились фамилии
- Теперь я вам предлагаю такое задание. Дополните моё предложение.
Моя фамилия.
- Запишите это предложение. С какой буквы вы записали свою фамилию? Заглавная буква в фамилиях людей это орфограмма. Выделите эту орфограмму.
- Итак, с какой буквы пишутся фамилии людей
(хором)
VI. Беседа о фамилиях.
- А знаете ли вы, что ещё 150 - 200 лет назад у большинства людей фамилий не было.
Были отчества и прозвища.
Например, сына Михаила называли. Михайлов сын,
а сына Юрия. Юрьев.
- А какие прозвища давались!
-Обладателю белых волос. Белов или Беляк,
-Сыну столяра. Столяров Фамилии от названий ремесел Кузнецов, Мельников, Гончаров, Писарев, Плотников
-Человеку с добрым характером-. Добрынин и т. д.
-Некоторые фамилии возникли от названия места жительства.
(Московин, Вяземский, Шуйский и др.)
- От названий животных, птиц … (Коровин, Медведев, Соловьёв, Лебедев,)
- От названий растений. (Ромашин, Цветков, Васильков,)
– Сделайте 2-й вывод: от каких названий происходят фамилии людей?
– Фамилии происходят от имён, прозвищ, места жительства, названий животных, птиц, растений.
VII. Упражнения в написании фамилий с заглавной буквы.
1) работа по карточкам
- Проведем исследовательскую работу и выполним задания. карточки - 4уч.
(раздаю карточки с заданиями)
- Какие фамилии можно образовать от данного имени.
а) Иван, Ваня
б) Пётр, Петя
в) Борис, Боря пишут на карточках
2) фронтальная работа с классом
- Придумать фамилии от названий птиц, которые живут в наших краях.
(картинки птиц)
Дятлов, Скворцов, Соловьёв, Сорокин, Кукушкин, Лебедев, Воронов, Соколов.
- Как вы написали фамилии людей? Выделите эту орфограмму.
3) физ. минутка - птичьи голоса (фонограмма)
(закрыть глаза, можно опустить голову на парту)
- Какое настроение вызвало у вас пение птиц? С этим же настроением продолжим нашу работу.
4) групповая работа
- Внимание, вам нужно составить по 3 фамилии людей, которые происходят от.
I ряд. названий диких животных; карточки прикрепляю на доске
II ряд – названий цветков;
III ряд – названий деревьев
(дети группируются и записывают на листочках)
- Проверим вашу работу. Прочитайте фамилии, которые у вас получились?
- Какое правило вы вспомнили при написании этих слов?
5) проверка работы по карточкам
- Что же придумали наши исследователи, которые трудились самостоятельно и составляли фамилии от имён?
6) «Исправь ошибки»
путин
наговицын
цыбекжапова
- Прочитайте. Что вы можете сказать?
- Что мы должны помнить при написании фамилий? Что говорят вам эти фамилии?
(имена известных людей, которые стоят во главе нашей страны,республики, школы)
- Знаете ли вы их имена?
(прикрепляю таблицу с именами)
Владимир
Вячеслав
Наталья
- Как мы обращаемся к уважаемым людям?
VIII. Физ. минутка.
- Можно ли ваш класс назвать семьёй? Вы тоже одна большая школьная семья.
IX. Работа с пословицами. Письмо по памяти.
- Какие пословицы о семье вы знаете? (варианты детей)
Не нужен клад, когда в семье лад.
1) чтение
2) смысл
- Как вы понимаете эту пословицу?
3) работа над лексическим значением слова
- Что значит, в семье лад?
4) орфограммы
- Какие опасные места встретились в этой пословице?
- Проведём орфографическую подготовку.
5) чтение индивидуальное
6) хоровое чтение
- Запишите по памяти, выделите орфограммы.
Взаимопроверка
- Проверьте друг у друга правильность написания пословицы. Если выполнили правильно, пожмите друг другу руки.
- Молодцы, вы тоже дружно и хорошо работали.
- А вы бы хотели, чтобы в вашей семье был лад?
- Наверное, ваши семьи тоже дружные. Выполнив задание по учебнику мы познакомимся ближе с вашими семьями.
X. Работа по учебнику.
Упр. 148, с. 104
XI. Работа по развитию речи. Составление рассказа о семье.
Записываем 3-4 предложения
XII. Дом. задание.
- Предлагаю вам записать 10 фамилий своих одноклассников в алфавитном порядке.
XIII. Итог.
- Что интересного вы узнали на уроке? Как пишутся фамилии людей?
- Как произошли фамилии?
Рефлексия
- А теперь, давайте оценим нашу работу.
Покажите смайлик зеленого цвета, кому на уроке было интересно и понятно!
Кому не всё понятно?- смайлик желтого цвета
Кому было непонятно? – смайлик красного цвета
- Спасибо. Мне с вами тоже было интересно и радостно работать. Вы мне доставили удовольствие от проделанной с вами работы.