Папки-передвижки

Конспект урока русского языка «Большая буква в фамилиях»

Светлана Жабуева
Конспект урока русского языка «Большая буква в фамилиях»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Цель: ознакомить учащихся с новой орфограммой, научить писать без ошибок

большую букву в фамилиях людей;

развитие умения подбирать аргументы, строить логическую цепочку рассуждений, ведущую к формированию умозаключения;

развитие речи, памяти, орфографической зоркости;

воспитание любви и уважения к семье и людям, прославившим наш край.

Планируемые результаты образования:

Предметные: пишут без ошибок большую букву в фамилиях людей.

Публикация «Конспект урока русского языка „Большая буква в фамилиях“» размещена в разделах

Личностые: учатся совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса.

Метапредметные УУД: Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Познавательные: находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: понимают другие позиции, взгляды, интересы.

I. Орг. момент.

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Начнём скорей урок!

- Добрый день! Поприветствуем гостей и пошлём им свои улыбки.

II. Работа над каллиграфией.

28 января. записано на

Классная работа. доске

е С ъ м я с

- Посмотрите на эти буквы. На какие группы их можно разделить?

(буквы, обозначающие гласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки)

- Что общего между буквами, обозначающими гласные звуки?

- Для чего мы используем на письме заглавные буквы? Запишите 3 раза.

ссс

- Какое слово спряталось, вы узнаете, выполнив следующее задание.

III. Словарная работа.

1) «Доскажи словечко»

Очень люблю, когда все собираются.

Белою скатертью стол накрывается.

Папа с мамой, сестрёнка и я

Мы называемся вместе. (семья) карточка

- Как вы понимаете, что же такое семья? слайд - Подберите однокоренные слова к слову семья.

-Какие слова мы называем однокоренными?

Семья, семьянин, семейство, семейка, семейный.

- Выделите корень.

- У каждого члена семьи есть своё собственное имя, а что общее связывает семью?

Фамилия - словарное слово карточка - А что означает слово «фамилия»?

- Давайте исследуем это слово и обратимся за помощью к словарю. словарь,

слайд

(читаем толкование слова)

- Запишите это новое словарное слово, поставьте ударение, подчеркните безударный гласный в корне. Запомните правописание этого слова.

IV .Постановка проблемы.

- Ребята, посмотрите на слова, записанные на экране. Что вы можете о них сказать? (Это фамилии людей.)

-Как же записывается фамилия людей (С заглавной буквы.)

V. Открытие темы урока, сообщение целей.

- Кто догадался, какая тема урока? (Большая буква в фамилиях.) Слайд.

- Чему мы должны научится? (научится писать большую букву в именах людей.)

Составим план урока.

1. Какие бывают фамилии.

2. Запись фамилий.

3. Откуда появились фамилии

- Теперь я вам предлагаю такое задание. Дополните моё предложение.

Моя фамилия.

- Запишите это предложение. С какой буквы вы записали свою фамилию? Заглавная буква в фамилиях людей это орфограмма. Выделите эту орфограмму.

- Итак, с какой буквы пишутся фамилии людей

(хором)

VI. Беседа о фамилиях.

- А знаете ли вы, что ещё 150 - 200 лет назад у большинства людей фамилий не было.

Были отчества и прозвища.

Например, сына Михаила называли. Михайлов сын,

а сына Юрия. Юрьев.

- А какие прозвища давались!

-Обладателю белых волос. Белов или Беляк,

-Сыну столяра. Столяров Фамилии от названий ремесел Кузнецов, Мельников, Гончаров, Писарев, Плотников

-Человеку с добрым характером-. Добрынин и т. д.

-Некоторые фамилии возникли от названия места жительства.

(Московин, Вяземский, Шуйский и др.)

- От названий животных, птиц … (Коровин, Медведев, Соловьёв, Лебедев,)

- От названий растений. (Ромашин, Цветков, Васильков,)

Сделайте 2-й вывод: от каких названий происходят фамилии людей?

Фамилии происходят от имён, прозвищ, места жительства, названий животных, птиц, растений.

VII. Упражнения в написании фамилий с заглавной буквы.

1) работа по карточкам

- Проведем исследовательскую работу и выполним задания. карточки - 4уч.

(раздаю карточки с заданиями)

- Какие фамилии можно образовать от данного имени.

а) Иван, Ваня

б) Пётр, Петя

в) Борис, Боря пишут на карточках

2) фронтальная работа с классом

- Придумать фамилии от названий птиц, которые живут в наших краях.

(картинки птиц)

Дятлов, Скворцов, Соловьёв, Сорокин, Кукушкин, Лебедев, Воронов, Соколов.

- Как вы написали фамилии людей? Выделите эту орфограмму.

3) физ. минутка - птичьи голоса (фонограмма)

(закрыть глаза, можно опустить голову на парту)

- Какое настроение вызвало у вас пение птиц? С этим же настроением продолжим нашу работу.

4) групповая работа

- Внимание, вам нужно составить по 3 фамилии людей, которые происходят от.

I ряд. названий диких животных; карточки прикрепляю на доске

II ряд – названий цветков;

III ряд – названий деревьев

(дети группируются и записывают на листочках)

- Проверим вашу работу. Прочитайте фамилии, которые у вас получились?

- Какое правило вы вспомнили при написании этих слов?

5) проверка работы по карточкам

- Что же придумали наши исследователи, которые трудились самостоятельно и составляли фамилии от имён?

6) «Исправь ошибки»

путин

наговицын

цыбекжапова

- Прочитайте. Что вы можете сказать?

- Что мы должны помнить при написании фамилий? Что говорят вам эти фамилии?

(имена известных людей, которые стоят во главе нашей страны,республики, школы)

- Знаете ли вы их имена?

(прикрепляю таблицу с именами)

Владимир

Вячеслав

Наталья

- Как мы обращаемся к уважаемым людям?

VIII. Физ. минутка.

- Можно ли ваш класс назвать семьёй? Вы тоже одна большая школьная семья.

IX. Работа с пословицами. Письмо по памяти.

- Какие пословицы о семье вы знаете? (варианты детей)

Не нужен клад, когда в семье лад.

1) чтение

2) смысл

- Как вы понимаете эту пословицу?

3) работа над лексическим значением слова

- Что значит, в семье лад?

4) орфограммы

- Какие опасные места встретились в этой пословице?

- Проведём орфографическую подготовку.

5) чтение индивидуальное

6) хоровое чтение

- Запишите по памяти, выделите орфограммы.

Взаимопроверка

- Проверьте друг у друга правильность написания пословицы. Если выполнили правильно, пожмите друг другу руки.

- Молодцы, вы тоже дружно и хорошо работали.

- А вы бы хотели, чтобы в вашей семье был лад?

- Наверное, ваши семьи тоже дружные. Выполнив задание по учебнику мы познакомимся ближе с вашими семьями.

X. Работа по учебнику.

Упр. 148, с. 104

XI. Работа по развитию речи. Составление рассказа о семье.

Записываем 3-4 предложения

XII. Дом. задание.

- Предлагаю вам записать 10 фамилий своих одноклассников в алфавитном порядке.

XIII. Итог.

- Что интересного вы узнали на уроке? Как пишутся фамилии людей?

- Как произошли фамилии?

Рефлексия

- А теперь, давайте оценим нашу работу.

Покажите смайлик зеленого цвета, кому на уроке было интересно и понятно!

Кому не всё понятно?- смайлик желтого цвета

Кому было непонятно? – смайлик красного цвета

- Спасибо. Мне с вами тоже было интересно и радостно работать. Вы мне доставили удовольствие от проделанной с вами работы.

Публикации по теме:

Конспект урока русского языка в 8 классе «Однородные и неоднородные определения» Тема: Однородные и неоднородные определения Цели: углубить представление об однородных членах предложения; дать понятие об однородных и.

Конспект урока русского языка во 2 классе «Род глаголов в прошедшем времени» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «22» апреля 2015 года. Тема. Род глаголов.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Личные местоимения» Тема: Личные местоимения 1. 2 и 3-го лица. Цели: познакомить с грамматическими признаками личных местоимений; учить определять их лицо.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Состав слова» Тема урока: Состав слова. Класс: 3 Тип урока: закрепление полученных знаний Цель урока: формировать умения разбирать слова по составу.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Повторение рода имени существительного» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «13» мая 2015 года. Тема. Повторение рода.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание частицы НЕ с глаголами.» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «24» апреля 2015 года. Тема. Правописание.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание приставок и предлогов» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «12» мая 2015 года. Тема. Правописание.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Приставки про-| пра-, по-| па-» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентины Германовны Дата проведения: 19. 11. 2014 г. Класс: 3 Г Тема. Приставка.

Конспект занятия «Слог. Большая буква в именах, фамилиях» Конспект занятия в подготовительной группе Тема: Слог. Большая буква в именах, фамилиях. Воспитатель Гевел О. В. Цель: ознакомление обучающихся.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Однокоренные слова». УМК «Школа России» Тема урока: «Однокоренные слова» Цели урока: совершенствовать умение находить однокоренные слова, выделять в словах корень; развивать мышление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока русского языка «Большая буква в фамилиях»
Опубликовано: 17 марта 2019 в 11:03
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока русского языка «Большая буква в фамилиях»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Жабуева (УИ 1092872) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД