Лучший педагог года

Урок русского языка в 1 классе «Обучение письму. Строчная и заглавная буквы Е, е»

Нэлли Журавель
Урок русского языка в 1 классе «Обучение письму. Строчная и заглавная буквы Е, е»

Тема: Строчная и заглавная буквы Е, е

Цель: планируется, что к окончанию урока учащиеся успешно выполнят тест-игру, позволяющий определить уровень усвоения изученного материала, будут знать местонахождение буквы е в словах, будут уметь писать заглавную букву Е, соединять е с другими буквами в разных частях слова, записывать слова и предложения с этой буквой.

Задачи личностного развития учащихся:

- на основе актуализации известного материала способствовать развитию фонематического слуха;

- создание условий для развития навыка самоконтроля и рефлексии;

Публикация «Урок русского языка в 1 классе „Обучение письму, Строчная и заглавная буквы Е, е“» размещена в разделах

-содействовать развитию коммуникативных умений, навыков взаимодействия.

Оборудование: Н. А. Сторожева «Пропись 2», алфавит, сигнальные карточки гласных и согласных, иллюстрации «Паровозик с вагончиками-схемами предложения, слова, слога, звуков, букв», иллюстрация «Гном Буквовед», предметные картинки, образцы письменных букв Е, е, музыкальный центр, фонограмма пени «Веселые ноты».

Ход урока

1. Организационный момент.

Задача: обеспечить психологическую готовность класса к уроку, организовать внимание всех учащихся, подготовить к работе.

Деятельность учителя Деятельность учащихся

Игра-приветствие

-Прозвенел звонок веселый,

Нас позвал он на урок.

-Вы готовы, глазки?

-Вы готовы, ушки?

-Вы готовы, ручки?

-Вы готовы, ножки?

-Вот какой хороший класс!

Учитель интересуется настроением детей и желает им хорошей работы.

Дети стоят возле своих рабочих мест. Отвечают на вопросы, выполняют действия за учителем.

Да. (Моргают глазками.)

Да. (Приставляют ладони к ушам.)

Да. (Хлопают в ладоши.)

Да. (Топают ногами.)

Приготовились учиться,

Ни минутки не лениться,

Ни скучать, не отвлекаться,

А стараться и стараться.

(Садятся на свои места.)

2. Актуализация знаний.

Задача: организовать повторение учащимися знаний.

- Сегодня на урок к нам пришел сказочный гость. Кто он? Вы узнаете,

отгадав загадку.

Застучало, зашумело,

Зашуршало под столом…

В красной шапке с бородою

Скатерть отодвинул (гном)

(На доску помещается картинка с изображением гнома.)

- У нас в гостях гном Буквовед. Он приглашает нас отправиться в путешествие. А вот на чем? Отгадайте загадку:

Братцы в гости снарядились,

Друг за другом уцепились,

И помчались, путь далек,

Лишь оставили дымок. (Поезд.)

Учитель помещается на доску картинки с изображением поезда.

(Приложение 1)

- Интересно знать: паровоз, локомотив появился первым в Англии 208 лет назад. Во всем мире люди полюбили этот вид транспорта. Он самый безопасный. А кто из вас путешествовал на поезде?

- Посмотрите на наш поезд. Он не простой и вагоны у него удивительные. В пути вагоны перепутались. Надо восстановить последовательность.

- Из чего состоит речь?

-Какой вагон мы прикрепим первым?

- Из чего состоит предложение?

- Какой вагон мы прикрепим вторым?

- Какие вагончики будут следующими?

-Путешествие начнем с вагончика «буквы». (Учитель называет изученные буквы: у, а, п, р, о, л, ы, в, и, н, с, к, т, м) Дети отгадывают загадки.

Учащиеся рассматривают иллюстрации, отвечают на вопрос учителя.

Учащиеся работают в парах и у доски, восстанавливают последовательность вагончиков.

- Речь состоит из предложений. - Первый вагон «предложение».

- Предложения состоят из слов.

- Второй вагон – «слово».

- Следующие вагончики «слог», «звуки», «буквы».

Учащиеся работают с веерами букв, показывают названные учителем буквы.

3. Совместное целеполагание.

Задача: подвести учащихся к формированию темы и основным задачам урока, определить их значимость.

- Буквовед предлагает отгадать загадку.

Ее всегда в лесу найдешь –

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем. (Ель)

-На какую букву начинается слово ель?

- Найдите и покажите эту букву.

- Почему эту букву называют «хитрой»?

- Построим звуковую модель слова «ель». Где слышится звук [й, э] в начале, в середине?

-Обозначьте звуки слова «ель» буквами.

- А кто угадает имя этой куклы? Имя состоит из пяти букв. Первая буква Е.

На доске модель слова «Елена».

- Посмотрите, правильно ли написаны слова: ель, елена? Согласны? Нет? Почему?

-Кто знает, какая тема урока?

-Тема урока: строчная и заглавная буквы Е, е.

- Строчную букву е вы уже умеете писать, а заглавную букву Е научимся писать, соединять ее с другими буквами в словах. Будем определять позицию (место) звука в слове. Гипотеза: буква е пишется в словах в начале, в середине и на конце. У каждого на парте есть шапочки гнома. Шапочка гнома сегодня будет и моделью слова и картой памяти. Модель слова поможет определять позицию (место буквы Е, е). По тому, как вы будете доказывать гипотезу, в узорах-кружках будете печатать букву е. А карта памяти поможет вам оценивать свою работу: «+» - хорошо, быстро справились, «+,-» -не совсем получается, «?» - сомневаетесь, не согласны с чем то. Данные значки ставите по всей шапочке гнома. В конце урока мы увидим результат.

Учащиеся отгадывают загадку.

- Слово начинается на букву е.

Дети находят в алфавите эту букву, на веерах.

- Букву е может обозначать один звук [э] или два звука [й, э].

Учащиеся выкладывают звуковую модель слова «ель», определяют местонахождение звука [й, э].

Обозначают звуки слова «ель» буквами.

Дети отгадывают имя.

Рассматривают модель слова. Находят ошибку. Повторяют правило: имена людей пишутся с заглавной буквы.

Формируют тему урока.

Принимают план работы на уроке, предлагают гипотезу.

4. Работа по теме урока.

Задача: познакомить с написанием заглавной буквы Е, закрепить умения писать букву е с другими буквами в словах и предложениях, закрепить гигиенические навыки письма.

Игра «Фантазеры» - Ребята, как вы думаете, на что похожа буква Е?

- Предлагаю разучить скороговорку:

Ева гребнем причесалась –

В нем три зубчика осталось.

-Назовите слова, в которых есть буква е.

- Назовите слово, где буква Е заглавная.

- Назовите местонахождение заглавной буквы Е в слове. Напечатайте заглавную букву Е в первый кружок нашей модели слова.

Учитель проверяет готовность учащихся к письму:

- правильная посадка при письме;

- правильное положение тетради.

Учитель проводит пальчиковую гимнастику перед письменной работой. (Приложение 2)

- А теперь пришла пора – начинать писать слова.

Работа в «Прописях 2» стр. 9.

Учитель читает предложение: Ева, Елена, у ели енот.

- Подчеркните заглавную букву Е.

- Когда мы будем писать заглавную букву Е?

- Подчеркните строчную букву е.

- Сколько букв вы подчеркнули?

- Обратите внимание, где они пишутся.

- Можно ли сказать, что гипотеза в данном предложении подтверждается?

Учитель показывает написание заглавной буквы Е, проговаривая последовательность написания элементов.

Конкурс «Мокрая буква»

- Предлагаю провести конкурс на лучшую мокрую букву.

- С этой работой вы справились успешно. Теперь будим писать букву Е в тетради.

Индивидуальная помощь.

- Обведите две буквы, которые вы считаете, что написали очень красиво.

Игра «Вставай-ка»

- Встаньте те, у кого имя и фамилия начинаются с буквы Е. А затем, у кого в имени и фамилии в середине пишется буква е, а теперь те – у кого на конце. (Учитель обращает внимание на гипотезу урока.)

Музыкальная физкультминутка.

- Мы отдохнули, а значит, можем продолжить работу. Путешествие продолжим в вагончике «Предложение».

Работа с текстом. Текст читает учитель (Пропись 2, стр. 9).

- Напишите предложения в тетради, подчеркните букву е. Оцените свою работу.

- Подтверждается ли гипотеза урока?

- Ребята, составьте свои предложения о лесе.

- На уроке вы много трудились. Ваши глаза устали. Им нужен отдых.

Проводится физкультминутку для глаз. (Приложение 3)

- Ребята, сегодня на уроке мы проводили исследования слов на нахождение буквы е. Гипотезу еще не доказали. Предлагаю вам продолжить исследование в группах. Мы разделимся на три группы. А поможет нам в этом игра «Найди слово».

Учитель предлагает найти слова.

(Заранее на спинках стульев прикрепляются таблички со словами: ель, хлеб, поле.)

Каждой группе раздает задание на карточках. (Приложение 4)

По окончанию работы проводится проверка.

- Ребята, подтвердилась ли гипотеза в ходе групповой работы, смогли ли вы ее доказать?

- Буква похожа на грабли, гребешок со сломанными зубчиками.

Учащиеся разучивают скороговорку.

- Ева, гребнем, причесалась.

Ева – это имя девочки.

Дети печатают на модели местонахождение буквы.

Учащиеся проверяют готовность к письму.

Имитация движений.

Учащиеся читают предложение и подчеркивают заглавную букву Е и строчную букву е. Подсчитывают их количество. Повторяют правило: написания заглавной буквы Е. Обращают внимание на то, где они пишутся. На модели печатают местонахождения буквы е. Работа с моделью слова. Доказывают гипотезу.

- Мы узнали, что буква е пишется в начале и в середине слова. Слов с написанием буквы е на конце в данном предложении нет.

Дети повторяют написание буквы в воздухе рукой, ногой, коленом, головой, на ладони и на спине соседа (водят пальцем).

Учащиеся макают палец в стакан с водой и пишут на доске.

Самостоятельное письмо буквы в тетради.

Учащиеся обводят понравившиеся буквы, оценивают свою работу значками «+, -, ?».

Дети выполняют команды учителя.

- Написание буквы е на конце слов не встретилось. Продолжим доказательство гипотезы.

Дети танцуют парами.

Чтение текста в парах и группах. Подбор интонации.

Запись предложений в тетрадь.

Учащиеся оценивают свою работу значками «+, -, ?».

- Написание буквы е встретилось в начале и в середине слов, а на конце – только в одном слове «инее». Продолжим доказательство гипотезы.

Учащиеся составляют предложения.

Выполнение упражнений.

Учащиеся находят слова на спинках стульев, читают и рассаживаются по группам. В 1 группу садятся дети те, у кого буква е встретилась в начале слова, во 2 группу – те, у кого в середине слова, в 3 группу – те, у кого на конце слова.

Работа в группах. Каждая группа выполняет свое задание. По окончании работы – дается отчет. Каждая группа выходит к доске, остальные проверяют их через игру «Не ошибись». (Приложение 5)

- Да, гипотеза подтвердилась. Буква е пишется в словах в начале, в середине и на конце.

5. Закрепление

Задача: закрепить навыки нахождения в словах буквы е, развивать навык самостоятельной работы учащихся, организовать сопутствующее повторение.

Игра-тест «Где звук спрятался?»

- Ребята, для того, чтобы определить научился ли каждый из вас определять местонахождение буквы е в словах, проведем игру-тест.

Учитель читает слова: Ева, след, место, ежи, поле, енот, мель, дело, еда, дерево, ералаш, веер, обед, пение, кофе.

- Дайте оценку своей работе.

Учащиеся выполняют игру-тест стоя. Показывают на себе, где находится звук. Кладут руку на голову, если звук в начале слова, на шею – если в середине, на живот – если в конце слова.

Учащиеся дают оценку своей работе значками «+, -, ?».

6. Рефлексия.

Задача: организовать рефлексию с целью выявления усвоения материала урока; сохранить эмоциональный заряд для последующих уроков.

- Урок подошел к концу. Вы много трудились, доказывали гипотезу, учились писать. На протяжении всего урока вы оценивали свою работу. Подведем итог. Посмотрите на шапочки гнома Буквоведа. Те, у кого на шапочках стоят только значки «+», размещают их на доске около гнома. Те, у кого есть значки «+, -» - размещают возле елочки. А те, у кого есть значки» «+, -, ?» - подойдите ко мне.

- Ребята, почему у вас стоят знаки «?»? В чем вы сомневались? Может вы что то новое нашли?

- Молодцы! Вы настоящие исследователи. Спасибо за работу!

Учащиеся расходятся согласно результатам своего исследования. Дети приходят к выводу, что заглавная буква Е пишется только в начале слова.

Приложение 1

Сказка буквы “Е”

Буква «Е» – это волшебная буква, потому что она могла превращаться в другие буквы. Как? А вот так:

Например, если буква «Е» вставала на свои ручки-ножки, то превращалась в букву «т». А если вставала на голову, то превращалась в букву «Э». А если она ложилась на спинку, то превращалась в букву «Ш»! Вот такая волшебная буква «Е»!

А ещё она была похожа на лесенку, и если кому-то была нужна её помощь, то она никогда не отказывала.

- Чтобы запомнить букву Е, - сказала буква Е, - можно взять букву Ш и поставить ее на бок, - только не перепутайте бока. У буквы Е палочка должна быть слева, а зубчики справа. И кроме того, мы с буквой Ш - совсем разные буквы: буквы Ш - согласная, а буква Е - гласная. У буквы Е есть младшая сестра - буква Ё. Она младше буквы Е всего на две точки. Поэтому иногда буква Е сменяет свою сестру, букву Ё, когда слова вырастают и становятся взрослыми. Из маленького ёжика, вырастает взрослая ежиха, а из маленькой ёлочки - огромная ель.

Сначала буквы Е и Ё были немного колючими и обижались, что с них так мало слов начинается. Наверное, поэтому и получились такими колючими ель, ёж и ёрш. Но когда одна ель и ежиха рассказали им истории из своей жизни, буквы Е и Ё поняли, что самое главное в жизни не колючки, а любовь, доброта и единство, и с тех пор совершенно изменились.

Особенно нужной почувствовала себя буква Е, когда узнала, что с нее начинается очень важное слово - "единство", без которого невозможно быть счастливым на земле.

Как вы думаете, что случится со словами, если между буквами азбуки не будет единства, и все они перессорятся. Однажды так и случилось. Букве Я надоело быть последней в азбуке, и она решила занять место буквы А. Буква А не захотела уступить ей свое место, и между ними началась ссора, которую услышали все буквы. Тогда часть букв встала на сторону буквы А - те, которые стоят в первой половине азбуки; другие же - встали на сторону буквы Я - те буквы, что стоят во второй половине азбуки. Между буквами и словами началась настоящая путаница. Например, когда нужно было написать слово "арбуз", буква А говорила: "Буква Я хотела впереди стоять, вот пусть она и начинает слово", в результате получался "ярбуз". А когда нужно было написать слово "яма", буква Я говорила: "Я не буду начинать слова, раз буква А не пускает меня вперед,"- и получалось "ама". А буква О сказала, что ей непонятно, почему часто произносят букву А, когда пишется буква О, поэтому она вообще решила покинуть азбуку. Неизвестно, что случилось бы со всеми словами и буквами, если бы буква Е не рассказала им историю о том, как важно жить в единстве. С тех пор буква Е следит, чтобы все буквы азбуки всегда сохраняли мир и единство в своей семье.

Нелегко научиться жить в единстве с собой, с другими и со всем, что тебя окружает. Но буква Е всем может помочь научиться этому.

Как без Е сказать, что ел,

Как без Е сказать, что сел,

Дети тоже с буквой Е,

Значит Е нужна везде!

Приложение 2

Пальчиковая гимнастика «Замок»

На двери весит замок. Пальцы рук переплетаются, сцепляются в

замок.

Кто его открыть бы смог? Локти расходятся в стороны, пальцы

Остаются переплетенными.

Потянули, Тянут руки в стороны.

Покрутили, Кисти рук крутятся в разные стороны,

не расцепляя пальцев.

Постучали, Постукивают кулачками легонько по

столу.

И раскрыли! Пальцы распрямляются, руки

разводятся в разные стороны.

Приложение 3

Зарядка для глаз

Глазки вправо, глазки влево,

И по кругу проведем.

Быстро – быстро поморгаем

И немножечко потрем.

Посмотри на кончик носа

И в «межбровье» посмотри.

Круг, квадрат и треугольник

По три раза повтори.

Глазки закрываем,

Медленно вдыхаем.

А на выдохе опять

Глазки заставляй моргать.

А сейчас расслабились

На места отправились.

Приложение 4

Задания для работы в группах

1. Впишите пропущенную букву е в словах.

Врх, змля, нот, грбнь, мл, хлб, лна, коф.

Правильные ответы: верх, земля, енот, мел, хлеб, Елена, кофе.

2. Найдите и подчеркните буквы е. Чем эти фразы удивительны?

Тонет енот. Олесе весело.

Правильные ответы: в словах написано 6 букв е. Эти предложения удивительны тем, что они читаются слева направо и справа налево одинаково.

3. В словах перепутались слоги. Восстановите слова, подчеркните буквы е, посчитайте их количество.

Лоде, сняпе, ткасе, тараке, реката, викаеже, лепо.

Правильные ответы: дело, песня, сетка, ракета, карета, ежевика, поле. В словах 8 букв е.

По окончанию работы группы дают отчет. Доказывают гипотезу.

Приложение 5

Игра «Не ошибись»

Каждая группа проверяет работу другой группы через игру.

Учащиеся зачитывают полученные ответы. Проверяющие, услышав ответ, выполняют движения. Если буква е встретилась в начале слова, нужно подняться и встать около парты. Если буква е в середине слова – присесть на корточки. А если на конце слова – поднять руку вверх.

Публикации по теме:

Конспект урока русского языка в 3 классе «Различие падежей» Урок русского языка в 3-м классе "Различие падежей" Цели урока: 1. Закрепление умения определять у существительного падеж, по вопросу и.

Конспект урока русского языка в 5 в классе Тема: Урок-закрепление. Цели: 1. Закрепить умение детей различать слова, обозначающие название, действие и признак предмета, правильно.

Конспект урока русского языка в 7 классе «Наречие» Открытый урок русского языка в 7-м классе по теме "Наречие» Цели урока: Обобщить знания учеников по теме “Наречие”, развивать память, мышление,.

Конспект урока русского языка в 5 классе «Урок-кроссворд. Обобщение и закрепление темы «Синтаксис» Методическая разработка урока русского языка Тема: Урок-кроссворд Обобщение и закрепление темы «Синтаксис» Учитель: Новакова В. П. Цель.

Урок русского языка во 2 классе «Какие слова пишутся с заглавной буквы?» Урок русского языка 2 класс Составила: Волкова Елена Владимировна Тема урока: Какие слова пишутся с заглавной буквы? Цель: - расширить.

Урок русского языка во 2 классе «Глагол» Тема. Глагол. Задачи урока: 1. Образовательные: конкретизация полученных знаний о глаголе. • учить детей сопоставлять вопрос, на который.

Урок русского языка в 3 классе «Глагол» Тема. Глагол. Задачи урока: 1. Образовательные: конкретизация полученных знаний о глаголе. • учить детей сопоставлять вопрос, на который.

Урок русского языка в третьем классе «Род имен существительных» ТЕМА: Род имен существительных. ЦЕЛЬ: Создать условия для знакомства учащихся с родом имен существительных. ЗАДАЧИ: 1. Создать условия.

Урок русского языка для начальной школы «Приставка» ТЕМА: Приставка, её роль в слове. Цель: сформировать понятие “приставка”, научить определять место приставки в слове, выделять приставку.

Урок русского языка «Роль антонимов-прилагательных в речи» для 4 класса Урок по теме «Роль прилагательных – антонимов в речи» ЦЕЛИ: - развитие умения наблюдать за ролью прилагательных – антонимов в речи; - развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок русского языка в 1 классе «Обучение письму. Строчная и заглавная буквы Е, е»
Опубликовано: 1 апреля 2018 в 20:56
+43Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД