Приложение МААМ

Урок русского языка для начальной школы «Приставка»

Раиса Максимович
Урок русского языка для начальной школы «Приставка»
▼ Скачать + Заказать документы

ТЕМА: Приставка, её роль в слове.

Цель: сформировать понятие “приставка”, научить определять место приставки в слове, выделять приставку в слове.

Задачи:

предметные:

- сформировать представление детей о приставке как значимой части слова;

- находить приставку в словах;

- образовывать новые слова с помощью приставки.

метапредметные:

- познавательные:

- развивать умение формулировать познавательную цель;

- строить речевое высказывание в устной форме;

Публикация «Урок русского языка для начальной школы „Приставка“» размещена в разделах

- выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;

- коммуникативные:

- формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при работе в группе;

- учитывать разные мнения в сотрудничестве;

- регулятивные:

- учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять контроль по результату и способу действия;

- личностные:

- формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;

- учебно-познавательные мотивы и интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование: компьютер, презентация к уроку, карточки с заданиями (в том числе дифференцированные задания, листы для самооценки, карточки с восклицательным и вопросительным знаком.

Ход урока

I. Организационный момент

1) Эмоциональный настрой на урок

Учитель: (Слайд 1)

Солнце встало из-за тучки

Протянуло к тебе ручки,

Обняло, поцеловало

И удачи пожелало!

Я тоже желаю вам удачи на сегодняшнем уроке.

А теперь поприветствуйте друг друга локтями, улыбнитесь нашим гостям. Мы начинаем наш урок с хорошим настроением!

2) Мотивация к деятельности.

(Слайд 2) с изображением предметов для работы детектива.

- Ребята, как вы считаете, человеку какой профессии принадлежат эти предметы?

- Сегодня на уроке вы будете детективами. Кто такие детективы? О каких детективах вы знаете?

(Слайд 3). Детектив (англ. detective, от лат. detectio «раскрытие») – сыщик, агент сыскной полиции.

(Слайд 4). – А сейчас, разгадав ребус, мы узнаем название нашего детективного агентства. (Картинка Незнайка = Знайки)

(Слайд 5). – Итак, наше детективное агентство называется «Знайки». Наш девиз:

«Отыщем! Разгадаем! Истину узнаем!» (Дети читают со слайда).

- Как вы считаете, к чему мы должны стремиться на нашем уроке?

(Слайд 6). – Прочитайте инструкцию, по которой должны работать детективы:

1) Если вы начали дело, продолжайте его. Всегда работайте с напарником!

2) Если дело не продвигается, будьте терпеливы. Помните, что испытания – это интересно.

3) Начните с малого и двигайтесь к большему!

- Ребята, у каждого лежит лист самооценки. Вы будете оценивать каждый этап своей работы на уроке.

- На сегодняшнем уроке наши тетради называются «журналами расследований».

- Итак, откройте журналы и запишите дату и место расследования.

II. Актуализация знаний.

1 этап расследования «Таинственная телеграмма»

1) (Повторение знаний о корне слова).

- На партах первого ряда лежат карточки синего цвета, на партах второго ряда - красного цвета. На карточках синего цвета начало фразы, на карточках красного – конец фразы. Встаёт ученик с синей карточкой, читает, дети слушают. Затем встаёт тот, у кого на карточке продолжение и заканчивает фразу. Например:

1 ученик: Корень – это….

2 ученик: главная часть слова

Карточки синего цвета Карточки красного цвета

Корень – это… …однокоренными или родственными

В корне заключён… …общий смысл всех однокоренных слов

Чтобы правильно выделить корень… …главная часть слова

Слова, имеющие общий корень и общий смысл называются…. …нужно подобрать однокоренные слова и найти в них общую часть

2) Работа по карточкам (жёлтый цвет)

Найди и подчеркни лишнее слово, выдели корень в однокоренных словах.

- Запишите одну (любую) группу слов в журнал расследования.

1) Вода, водный, водичка, водитель.

2) Нос, носить, носик, носатый.

3) Гора, горный, горчица, пригорок.

- В листах самооценки оцените свою работу на этом этапе работы (если вы считаете, что справились с работой без затруднений – поставьте два плюса, если при выполнении работы возникли затруднения – ставим один плюс).

III. Постановка учебной задачи.

2 этап расследования «Следственный эксперимент»

(Эксперимент – поиск, нацеленный на получение новых результатов).

Создание проблемной ситуации.

(Слайд 7). – На слайде слова: привёз, завёз, повёз, увёз.

- Какое значение имеют эти слова? (передвигаться с какой-либо целью).

- Что общего в этих словах?

- Запишите эти слова в журналы, придумайте и запишите ещё 1-2 слова с корнем –вёз (отвёз, перевёз, подвёз, повёз)

- Чем различаются эти слова? начале слова есть разные части слова при, за, по, у).

- Где стоит эта часть? (Перед корнем).

- Какую роль она играет? (Меняется значение слова).

- Вы знаете, как называется эта часть? (Нет).

- Я предлагаю вам расшифровать название темы урока. (Слайд 8)

- ПРИСТАВКА

- Как вы считаете, какова цель нашего урока? (научиться «узнавать» приставку в словах; узнать для чего она нужна и т. п.)

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

- Как же проверить эти предположения? Откуда узнать? (Посмотреть в учебнике).

- В листах самооценки оцените свою работу на этом этапе работы (если вы считаете, что справились с работой без затруднений – поставьте два плюса, если при выполнении работы возникли затруднения – ставим один плюс).

V. Реализация проекта выхода из затруднения.

3 этап расследования «Изучение материалов дела»

Работа по учебнику (с. 57) .

- Прочитайте сообщение профессора Самоварова и слова Мудрого Совёнка.

(Слайд 9)Ответьте на вопросы по плану:

1. Что такое приставка? (Как вы думаете, почему она именно так называется)

2. Где она находится?

3. Как пишется приставка?

- В листах самооценки оцените свою работу на этом этапе работы (если вы считаете, что справились с работой без затруднений – поставьте два плюса, если при выполнении работы возникли затруднения – ставим один плюс).

VI. Физминутка

С при – приставкою – присесть.

С по – приставкою – подняться и немного покачаться.

С под – подпрыгнуть, подмигнуть,

С вы – вытягиваем руки.

С о – опустим их опять.

Вот и всё. Настало время

С за – зарядку завершать.

V. Первичное закрепление.

4 этап расследования «Важная улика»

(Карточки зелёного цвета)

- Прочитайте стихотворение

Как растут слова

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

Это слово было корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из садика рассада,

Вот еще посадки рядом.

А вот садовод,

С ним садовник идет.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

Е. Измайлов

- Выпишите однокоренные слова, выделите в них корень. Подчеркните слова с приставками, выделите приставку.

- Какую улику мы нашли? Для чего служит приставка? (Для образования новых слов)

- В листах самооценки оцените свою работу на этом этапе работы.

VI. Закрепление. Самостоятельная работа с проверкой.

5 этап расследования «Работа с показаниями свидетелей».

(Задания дифференцированные – зелёная карточка – простой уровень, синяя – средний уровень сложности, красная – сложный уровень).

Зелёная карточка – «Вставь приставку» :

…лить

…лить

…лить

…лить

Подсказка

ПРИСТАВКИ

На-, пере-, по-, вы- Синяя карточка -

«Выдели приставку» :

налить

перелить

полить

Подсказка

ПРИСТАВКИ

На-, пере-, по-, Красная карточка -

«Вставь подходящую по смыслу приставку» :

…лить чай в чашку

…лить воду из ведра

…лить сок из банки в кувшин

Подсказка

ПРИСТАВКИ

На-, пере-, по-, вы-

- В листах самооценки оцените свою работу на этом этапе работы.

VII. Рефлексия.

6 этап расследования «Фоторобот». (Ответить на вопросы теста, «составить описание приставки»)

Каждый получает тест, отмечает правильные ответы и записывает запомнившиеся на уроке приставки в задании№4.

Проверь себя

1. Приставка – это

а) часть слова

б) часть предложения

2. Приставка стоит

а) перед корнем

б) после корня

3. Роль приставки

а) в ней заключён общий смысл всех однокоренных слов

б) приставки образуют новые слова

4. Я узнал такие приставки :___

5. Приставки пишутся со словами

а) слитно

б) раздельно

(Слайд 10) (Проверка по эталону).

- В листах самооценки оцените свою работу на этом этапе работы: на все вопросы ответили верно – поставьте оценку 5; 1 ошибка – 4; 2-3 ошибки – 3.

-Посчитайте количество плюсов в ваших листах самооценки. (Слайд 11)

Если вы набрали 12 – 10 плюсов – поставьте себе «5»; - 9 – 8 – «4»; 7 - 5 – «3».

VIII. Итог урока.

- Если вы чему-то научились на сегодняшнем уроке, считаете, что урок был важным, и вам понравилось быть детективом, то поднимите восклицательный знак, если было много непонятного и не ощутили себя детективом, то поднимите вопросительный знак. Спасибо всем за урок. Надеюсь, что и в конце урока у вас сохранилось хорошее настроение.

IX. Домашнее задание: с. 57 - прочитать сообщение профессора Самоварова, из книги для чтения выписать 10 слов с приставками, приставки выделить или выполнить упр. 76,77 (по выбору).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект урока русского языка в 6 классе «Однородные члены предложения» для учащихся школы-интерната ГБОУ «Специальная школа – интернат г. Данкова» Открытый урок по русскому языку в 6 классе Однородные члены предложения Учитель.

Предметная неделя русского языка в начальной школе Предметная неделя русского языка в начальной школе Цели: • привить любовь к русскому языку, пробудить интерес к нему как учебному предмету;.

Система работы над ошибками на уроках русского языка в начальной школе Звукобуквенный анализ – фундамент правописания Лингвисты и методисты обосновали, что обучение правописанию опирается на знания по фонетике.

Урок русского языка в 4 классе «Упражнение в правописании безударных падежных окончаний в именах существительных» Урок русского языка класс 4 (УМК Школа России) Мовина Оксана Витальевна Тема Упражнение в правописании безударных падежных окончаний в.

Урок русского языка во 2 классе «Какие слова пишутся с заглавной буквы?» Урок русского языка 2 класс Составила: Волкова Елена Владимировна Тема урока: Какие слова пишутся с заглавной буквы? Цель: - расширить.

Урок русского языка во 2 классе «Глагол» Тема. Глагол. Задачи урока: 1. Образовательные: конкретизация полученных знаний о глаголе. • учить детей сопоставлять вопрос, на который.

Урок русского языка в 3 классе «Глагол» Тема. Глагол. Задачи урока: 1. Образовательные: конкретизация полученных знаний о глаголе. • учить детей сопоставлять вопрос, на который.

Урок русского языка в третьем классе «Род имен существительных» ТЕМА: Род имен существительных. ЦЕЛЬ: Создать условия для знакомства учащихся с родом имен существительных. ЗАДАЧИ: 1. Создать условия.

Урок русского языка в 5 классе «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением» Разработка урока по русскому языку. Тема: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением» 5 класс Подготовила Винидиктова Татьяна.

Урок русского языка в 4 классе по теме «Имя прилагательное. Обобщение» Урок русского языка по теме «Имя прилагательное. Обобщение.» 4 класс Цели: • обобщение теоретических знаний об имени прилагательном; • развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок русского языка для начальной школы «Приставка»
Опубликовано: 1 марта 2018 в 16:30
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок русского языка для начальной школы «Приставка»» (включая файлы) размещена пользователем Раиса Максимович (УИ 1492360) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД