Раиса Максимович
Урок русского языка для начальной школы «Приставка»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: Приставка, её роль в слове.
Цель: сформировать понятие “приставка”, научить определять место приставки в слове, выделять приставку в слове.
Задачи:
предметные:
- сформировать представление детей о приставке как значимой части слова;
- находить приставку в словах;
- образовывать новые слова с помощью приставки.
метапредметные:
- познавательные:
- развивать умение формулировать познавательную цель;
- строить речевое высказывание в устной форме;
Публикация «Урок русского языка для начальной школы „Приставка“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
- выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;
- коммуникативные:
- формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при работе в группе;
- учитывать разные мнения в сотрудничестве;
- регулятивные:
- учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять контроль по результату и способу действия;
- личностные:
- формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;
- учебно-познавательные мотивы и интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Оборудование: компьютер, презентация к уроку, карточки с заданиями (в том числе дифференцированные задания, листы для самооценки, карточки с восклицательным и вопросительным знаком.
Ход урока
I. Организационный момент
1) Эмоциональный настрой на урок
Учитель: (Слайд 1)
Солнце встало из-за тучки
Протянуло к тебе ручки,
Обняло, поцеловало
И удачи пожелало!
Я тоже желаю вам удачи на сегодняшнем уроке.
А теперь поприветствуйте друг друга локтями, улыбнитесь нашим гостям. Мы начинаем наш урок с хорошим настроением!
2) Мотивация к деятельности.
(Слайд 2) с изображением предметов для работы детектива.
- Ребята, как вы считаете, человеку какой профессии принадлежат эти предметы?
- Сегодня на уроке вы будете детективами. Кто такие детективы? О каких детективах вы знаете?
(Слайд 3). Детектив (англ. detective, от лат. detectio «раскрытие») – сыщик, агент сыскной полиции.
(Слайд 4). – А сейчас, разгадав ребус, мы узнаем название нашего детективного агентства. (Картинка Незнайка = Знайки)
(Слайд 5). – Итак, наше детективное агентство называется «Знайки». Наш девиз:
«Отыщем! Разгадаем! Истину узнаем!» (Дети читают со слайда).
- Как вы считаете, к чему мы должны стремиться на нашем уроке?
(Слайд 6). – Прочитайте инструкцию, по которой должны работать детективы:
1) Если вы начали дело, продолжайте его. Всегда работайте с напарником!
2) Если дело не продвигается, будьте терпеливы. Помните, что испытания – это интересно.
3) Начните с малого и двигайтесь к большему!
- Ребята, у каждого лежит лист самооценки. Вы будете оценивать каждый этап своей работы на уроке.
- На сегодняшнем уроке наши тетради называются «журналами расследований».
- Итак, откройте журналы и запишите дату и место расследования.
II. Актуализация знаний.
1 этап расследования «Таинственная телеграмма»
1) (Повторение знаний о корне слова).
- На партах первого ряда лежат карточки синего цвета, на партах второго ряда - красного цвета. На карточках синего цвета начало фразы, на карточках красного – конец фразы. Встаёт ученик с синей карточкой, читает, дети слушают. Затем встаёт тот, у кого на карточке продолжение и заканчивает фразу. Например:
1 ученик: Корень – это….
2 ученик: главная часть слова
Карточки синего цвета Карточки красного цвета
Корень – это… …однокоренными или родственными
В корне заключён… …общий смысл всех однокоренных слов
Чтобы правильно выделить корень… …главная часть слова
Слова, имеющие общий корень и общий смысл называются…. …нужно подобрать однокоренные слова и найти в них общую часть
2) Работа по карточкам (жёлтый цвет)
Найди и подчеркни лишнее слово, выдели корень в однокоренных словах.
- Запишите одну (любую) группу слов в журнал расследования.
1) Вода, водный, водичка, водитель.
2) Нос, носить, носик, носатый.
3) Гора, горный, горчица, пригорок.
- В листах самооценки оцените свою работу на этом этапе работы (если вы считаете, что справились с работой без затруднений – поставьте два плюса, если при выполнении работы возникли затруднения – ставим один плюс).
III. Постановка учебной задачи.
2 этап расследования «Следственный эксперимент»
(Эксперимент – поиск, нацеленный на получение новых результатов).
Создание проблемной ситуации.
(Слайд 7). – На слайде слова: привёз, завёз, повёз, увёз.
- Какое значение имеют эти слова? (передвигаться с какой-либо целью).
- Что общего в этих словах?
- Запишите эти слова в журналы, придумайте и запишите ещё 1-2 слова с корнем –вёз (отвёз, перевёз, подвёз, повёз)
- Чем различаются эти слова? (В начале слова есть разные части слова при, за, по, у).
- Где стоит эта часть? (Перед корнем).
- Какую роль она играет? (Меняется значение слова).
- Вы знаете, как называется эта часть? (Нет).
- Я предлагаю вам расшифровать название темы урока. (Слайд 8)
- ПРИСТАВКА
- Как вы считаете, какова цель нашего урока? (научиться «узнавать» приставку в словах; узнать для чего она нужна и т. п.)
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
- Как же проверить эти предположения? Откуда узнать? (Посмотреть в учебнике).
- В листах самооценки оцените свою работу на этом этапе работы (если вы считаете, что справились с работой без затруднений – поставьте два плюса, если при выполнении работы возникли затруднения – ставим один плюс).
V. Реализация проекта выхода из затруднения.
3 этап расследования «Изучение материалов дела»
Работа по учебнику (с. 57) .
- Прочитайте сообщение профессора Самоварова и слова Мудрого Совёнка.
(Слайд 9) – Ответьте на вопросы по плану:
1. Что такое приставка? (Как вы думаете, почему она именно так называется)
2. Где она находится?
3. Как пишется приставка?
- В листах самооценки оцените свою работу на этом этапе работы (если вы считаете, что справились с работой без затруднений – поставьте два плюса, если при выполнении работы возникли затруднения – ставим один плюс).
VI. Физминутка
С при – приставкою – присесть.
С по – приставкою – подняться и немного покачаться.
С под – подпрыгнуть, подмигнуть,
С вы – вытягиваем руки.
С о – опустим их опять.
Вот и всё. Настало время
С за – зарядку завершать.
V. Первичное закрепление.
4 этап расследования «Важная улика»
(Карточки зелёного цвета)
- Прочитайте стихотворение
Как растут слова
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово было корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из садика рассада,
Вот еще посадки рядом.
А вот садовод,
С ним садовник идет.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
Е. Измайлов
- Выпишите однокоренные слова, выделите в них корень. Подчеркните слова с приставками, выделите приставку.
- Какую улику мы нашли? Для чего служит приставка? (Для образования новых слов)
- В листах самооценки оцените свою работу на этом этапе работы.
VI. Закрепление. Самостоятельная работа с проверкой.
5 этап расследования «Работа с показаниями свидетелей».
(Задания дифференцированные – зелёная карточка – простой уровень, синяя – средний уровень сложности, красная – сложный уровень).
Зелёная карточка – «Вставь приставку» :
…лить
…лить
…лить
…лить
Подсказка
ПРИСТАВКИ
На-, пере-, по-, вы- Синяя карточка -
«Выдели приставку» :
налить
перелить
полить
Подсказка
ПРИСТАВКИ
На-, пере-, по-, Красная карточка -
«Вставь подходящую по смыслу приставку» :
…лить чай в чашку
…лить воду из ведра
…лить сок из банки в кувшин
Подсказка
ПРИСТАВКИ
На-, пере-, по-, вы-
- В листах самооценки оцените свою работу на этом этапе работы.
VII. Рефлексия.
6 этап расследования «Фоторобот». (Ответить на вопросы теста, «составить описание приставки»)
Каждый получает тест, отмечает правильные ответы и записывает запомнившиеся на уроке приставки в задании№4.
Проверь себя
1. Приставка – это
а) часть слова
б) часть предложения
2. Приставка стоит
а) перед корнем
б) после корня
3. Роль приставки
а) в ней заключён общий смысл всех однокоренных слов
б) приставки образуют новые слова
4. Я узнал такие приставки :___
5. Приставки пишутся со словами
а) слитно
б) раздельно
(Слайд 10) (Проверка по эталону).
- В листах самооценки оцените свою работу на этом этапе работы: на все вопросы ответили верно – поставьте оценку 5; 1 ошибка – 4; 2-3 ошибки – 3.
-Посчитайте количество плюсов в ваших листах самооценки. (Слайд 11)
Если вы набрали 12 – 10 плюсов – поставьте себе «5»; - 9 – 8 – «4»; 7 - 5 – «3».
VIII. Итог урока.
- Если вы чему-то научились на сегодняшнем уроке, считаете, что урок был важным, и вам понравилось быть детективом, то поднимите восклицательный знак, если было много непонятного и не ощутили себя детективом, то поднимите вопросительный знак. Спасибо всем за урок. Надеюсь, что и в конце урока у вас сохранилось хорошее настроение.
IX. Домашнее задание: с. 57 - прочитать сообщение профессора Самоварова, из книги для чтения выписать 10 слов с приставками, приставки выделить или выполнить упр. 76,77 (по выбору).