МААМ-картинки

Урок русского языка в 4 классе «Лексическое значение слова»

Заякина Александра
Урок русского языка в 4 классе «Лексическое значение слова»

Урок русского языка в 4 классе

Тема: Лексическое значение слова

Дата: 30.09.2021

Цели: актуализировать знания о лексическом значении слов, о роли слов в нашем языке; развивать умение определять слово по лексическому значению.

Публикация «Урок русского языка в 4 классе „Лексическое значение слова“» размещена в разделах

Формируемые УУД: п. - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; подведение под понятие; к. - инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. - постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Оборудование: учебник, школьно-учебные принадлежности, индивидуальные раздаточные карточки.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах.

Тип урока : урок изучения нового материала.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Анализ контрольного диктанта

III. Актуализация знаний (Выполнение заданий рубрики «Проверь себя» (с. 40).)

IV. Самоопределение к деятельности

— Откройте учебник на с. 41. Прочитайте название раздела, который мы будем изучать.

— Прочитайте, какие знания мы получим, чему научимся.

— Прочитайте, с какими понятиями (терминами) мы будем работать.

— Найдите на иллюстрации к разделу слова-синонимы. (Вежливый — учтивый.)

— Найдите антонимы. (Вежливый — грубый.)

Русский учёный В. И. Даль сказал: «Слово - исключительная способность человека выражать мысли и чувства свои, дар говорить.»

— Как вы понимаете эти слова?

— Почему слово обладает этим даром?

— О чём мы будем говорить сегодня на уроке? слове и его лексическом значении.)

V. Работа по теме урока Работа по учебнику

Упр. 57 (с. 42).

— Прочитайте высказывания.

— Как вы понимаете высказывание о языке М. Горького?

— Какой смысл несёт в себе высказывание К. Г. Паустовского?

Упр. 58 (с. 41).— Рассмотрите рисунки.

— Объясните лексическое значение слов - названий предметов. (При возникновении затруднений учащиеся обращаются к толковому словарю.)

— Какие слова имеют одинаковое значение, но разный смысл? (Мышь — животное. Мышь - прибор для управления курсором на компьютере.)

— В какие тематические группы можно объединить эти слова? (Обувь, животные, электротехника, небесные тела.)

— Выполните письменное задание к упражнению.

(На данном этапе урока можно использовать школьный орфографический словарик.)

— Прочитайте материал рубрики «Вспомните!».

— Для чего служат слова в речи? (Они называют предметы, их признаки и действия.)

— Что такое лексическое значение слова? (Это то, что обозначает слово.)

— Какой раздел науки о языке изучает лексическое значение слов, словарный состав языка? (Лексика.)

- В каких словарях разъясняется значение слов? (В толковых.)

- Какие толковые словари вы знаете? (Толковый словарь В. И. Даля, СИ. Ожегова.)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику

Упр. 59 (с. 43).(Работа в парах. Учащиеся обсуждают, о каких словах идёт речь, в случае затруднений обращаются к толковому словарю. Далее запись слов с комментированием. Взаимопроверка по орфографическому словарю, взаимооценка. На данном этапе урока можно использовать школьные словарики : орфографический, толково-этимологический.)

Упр. 60 (с. 43).- Прочитайте выразительно четверостишие.

- Определите лексическое значение слова библиотека. Воспользуйтесь толковым словарём.

- Составьте предложение с этим словом.

- Проверьте по орфоэпическому словарю, как произносится слово.

- Подберите к слову библиотека однокоренные слова. (Библиотекарь, библиотечный.)

- Прочитайте, как возникло это слово, в рубрике «Страничка для любознательных» на с. 44.

- Из какого языка пришло к нам это слово? (Из греческого.) (На данном этапе урока можно использовать школьный толково-этимологический словарик.)

- Объясните по словарю значение слова картотека. (Систематизированное собрание карточек с какими-либо сведениями.)

- Расскажите, как вы пользовались картотекой в библиотеке.

- Посмотрите в орфоэпическом словаре, как произносится слово каталог.

- Найдите значение этого слова в толковом словаре. (Составленный в определённом порядке перечень книг.)

- Почему удобно пользоваться каталогом? (Можно быстро найти нужную книгу, журнал, статью в журнале.)

(На данном этапе урока можно использовать школьные словарики : орфографический, толково-этимологический, словарик трудностей русского языка.)

- Выполните письменное задание к упражнению.

(Далее работа в парах — составление устного рассказа на выбранную тему.)

VIII. Рефлексия Тестовая работа

1. Лексика изучает :

1) словосочетания и предложения

2) звуки речи

3) словарный состав языка

4) части речи

2. В толковых словарях разъясняется :

1) значение фразеологизмов

2) лексическое значение слов 3)правописание слов

4) образование слов

3. Слово, имеющее одно значение, называется:

1) сложным

2) однозначным

3) многозначным

4) простым

4. Укажите ряд, в котором все слова многозначные.

1) гребень, варить, сахар

2) ключ, звезда, шляпка

3) сыр, речь, глагол

4) ромашка, хвост, каша

5. Определите значение слова кисть в предложении «Ярко горят на снегу кисти рябин».

1) часть руки

2) украшение из пучка нитей

3) пучок щетинок для нанесения краски

4) форма расположения плодов у растений

6. Запишите названия предметов.

1) Речная костистая рыба с колючими плавниками.

2) Щётка для мытья посуды.

Напишите, что объединяет эти предметы. (Коллективная проверка.)

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что такое лексическое значение слова?

- Где можно узнать лексическое значение слова?

— Какие слова называются многозначными?

Домашнее задание

Упр. 61 (с. 43).

Тест

1. Лексика изучает :

1) словосочетания и предложения

2) звуки речи

3) словарный состав языка

4) части речи

2. В толковых словарях разъясняется :

1) значение фразеологизмов

2) лексическое значение слов 3)правописание слов

4) образование слов

3. Слово, имеющее одно значение, называется:

1) сложным

2) однозначным

3) многозначным

4) простым

4. Укажите ряд, в котором все слова многозначные.

1) гребень, варить, сахар

2) ключ, звезда, шляпка

3) сыр, речь, глагол

4) ромашка, хвост, каша

5. Определите значение слова кисть в предложении «Ярко горят на снегу кисти рябин».

1) часть руки

2) украшение из пучка нитей

3) пучок щетинок для нанесения краски

4) форма расположения плодов у растений

6. Запишите названия предметов.

1) Речная костистая рыба с колючими плавниками.

2) Щётка для мытья посуды.

Бланк ответов

1 2 3 4 5 6

Публикации по теме:

Конспект урока русского языка в 3 классе «Состав слова» Тема урока: Состав слова. Класс: 3 Тип урока: закрепление полученных знаний Цель урока: формировать умения разбирать слова по составу.

Урок русского языка во 2 классе «Слова с мягким согласным звуком на конце слова» тема: «Слова с мягким согласным звуком на конце слова» Цель: Учить писать слова с мягким согласным на конце слова, используя букву ь Задачи:.

Урок русского языка во 2 классе «Родственные слова» Тема: Что такое родственные слова? Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять.

Урок русского языка в 1 классе по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» Урок русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» (УМК «Школа России», 1 класс).

Урок русского языка во 2 классе «Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквой Й в середине слова» Тема: Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквой Й в середине слова. Тип урока: комбинированный. Цель: правила переноса слов с.

Урок русского языка в 1 классе «Правописание сочетаний жи-ши» Тема: Правописание сочетаний жи-ши. Цель урока: учиться правильно писать слова с сочетаниями жи-ши; отрабатывать умение безошибочно писать.

Урок русского языка в 1 классе «Однозначные и многозначные слова» Открытый урок по русскому языку в 1 классе Тема «Однозначный и многозначные слова» Ход урока. Долгожданный дан звонок! Кто готов начать.

Урок русского языка «Обособление определений» в 11 классе Автор: Г. С. Зайнуллина, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ д. Казмашево Абзелиловского района Республики Башкортостан Русский язык.

Урок русского языка в 5 классе «Предложения с обращениями» Цели урока: Знать: понятия обращение, звательная интонация; функции обращения в предложении; различия между подлежащим и обращением.

Урок русского языка в 5 классе «Лексическое и грамматическое значение слова» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА АРМЯНСКА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок русского языка в 4 классе «Лексическое значение слова»
Опубликовано: 29 ноября 2021 в 09:15
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД