Папки-передвижки

Конспект урока в рамках курса «Проектная деятельность» в 3 классе. Проект «Составляем орфоэпический словарь в подарок»

Смирнова Лариса
Конспект урока в рамках курса «Проектная деятельность» в 3 классе. Проект «Составляем орфоэпический словарь в подарок»

Курс «Проектная деятельность» 3 класс

Учитель: Смирнова Лариса Анатольевна, учитель первой квалификационной категории, МКОУ Белобородовская ООШ

Тема: «Составляем орфоэпический словарь в подарок»

Учебные задачи, направленные на достижение

- предметных результатов:

• активизировать интерес к изучению русского языка, расширить кругозор учащихся;

Публикация «Конспект урока в рамках курса „Проектная деятельность“ в 3 классе, Проект „Составляем орфоэпический словарь в подарок“» размещена в разделах

• обобщить и углубить знания детей о разнообразных словарях и правилах работы с орфоэпическим словарем;

• отрабатывать умение подбирать слова на заданную тему; записывать слова в алфавитном порядке.

- метапредметных результатов:

• развивать интеллектуальные способности детей;

• формировать умение грамотно читать и писать, подбирать текстовую информацию, выделять из большого объема информации главное;

• формировать умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием словаря;

• формировать умение вступать в учебное сотрудничество, осуществлять совместную деятельность в малых группах; презентовать результаты деятельности группы;

• формировать умение оценивать свои достижения на уроке.

- личностных результатов:

• воспитывать чувство коллективизма, ответственности; желание учиться, дружеские, доброжелательные отношения;

• развивать навыки сотрудничества.

Ход занятия:

1.

Организационный этап.

Цель: установление готовности к учебному занятию, создание положительного самоопределения учащихся к деятельности, эмоционального настроя.

Деятельность учителя : читает стихотворение

Деятельность учащихся : слушают учителя.

Все – кто хочет расширить свой кругозор.

Все – кто хочет научиться грамотно писать и говорить.

Все – кем движет великая сила – любознательность.

Все – кому хочется в знаниях навести порядок.

Всех вас приглашаю на занятие творческой мастерской.

2. Актуализация знаний.

Цель: актуализировать опорные знания по теме занятия, создание проблемной ситуации.

Деятельность учителя : актуализирует знания детей по теме «Словари» в ходе работы с опросными листами, работы с текстом и фронтальной беседы.

Деятельность учащихся :

познавательная: вспоминают сведения о словарях при выполнении работы на опросных листах; уточняют сведения о словарях при помощи работы с текстом;

коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время беседы, строят понятные высказывания, излагая свою мысль чётко и ясно;

регулятивная: читают поставленные вопросы и формулируют письменные ответы на них, контролируют правильность ответов учащихся, дополняют, уточняют.

Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в страну волшебных словарей.

У вас уже есть довольно большой багаж знаний о словарях и богатый опыт работы с ними. Поэтому я предлагаю вам попробовать ответить на несколько вопросов.

Возьмите лист со знаком вопроса. Прочитайте вопросы и попробуйте письменно на них ответить.

Попробуйте ответить на вопросы.

1. Этот словарь служит для объяснения значения слов языка, а также показывает условия их правильного употребления. Что это за словарь? ___

Скажите, кто первый ввел этот термин?___

2. С помощью этого словаря вы узнаете о происхождении слова и об истории его развития до наших дней. Назовите этот словарь. ___

3. В этом словаре собраны слова, близкие по своему лексическому значению, отличающиеся лишь смысловыми оттенками этого значения. О каком словаре идет речь?

___

4. Имея под рукой этот словарь, вы никогда не ошибетесь в написании самого трудного слова или его формы. Какой это словарь? ___

5. Этот словарь помогает обогатить словарный запас человека образными выражениями. Он толкует лексическое значение устойчивых сочетаний слов. Какой словарь имеется в виду?

___

6. В этом словаре представлены слова с противоположным лексическим значением. Как он называется? ___

7. Узнать, из каких языков пришли в русский слова-чужестранцы, поможет именно этот словарь. Какой? ___

8. Этот словарь расскажет о правильном, современном произношении слов и ударении в них. Что это за словарь?___

На какие вопросы вы не смогли ответить?

Возьмите лист с изображением книг.

Найдите ответы на эти вопросы и проверьте правильность своих ответов в тексте.

Найдите ответы на оставшиеся вопросы и проверьте правильность выполненных заданий с помощью текста.

Словари.

Ежедневный поток информации, содержащейся в радио- и телепередачах, в печати, в художественных произведениях, порождает множество вопросов. При наличии словарей и справочников любой человек легко найдет каждый носитель русского языка самостоятельно. С помощью них дети учат сами себя. Словарь - это ключ от Дома знаний по русскому языку. Современный ученик должен иметь словари на своем столе постоянно и по мере появления вопросов обращаться к ним.

Словари принято делить на два типа: энциклопедические и лингвистические. Энциклопедические (с греч. – обучение по всему кругу знаний) словари содержат сведения о научных понятиях, терминах, исторических событиях, персоналиях, географии и т. п. В энциклопедическом словаре нет грамматических сведений о слове, а даётся информация о предмете, обозначаемом словом.

Цель лингвистических словарей другая — в них содержится информация о слове.

Лингвистические словари можно подразделить на три типа:1) многоязычные; 2) двуязычные; 3) одноязычные.

Многоязычные и двуязычные словари — это словари переводные. В них значения слов одного языка объясняются через сопоставление со словами другого языка. Часто встречаются следующие двуязычные словари : 1) англо русский и русско-английский; 2) немецко-русский и русско-немецкий; 3) французско-русский и русско-французский.

В одноязычных словарях слова объясняются посредством слов того же языка. К ним относятся: словари иностранных слов (заимствованных из других языков, синонимов, антонимов (слов с противоположным значением, омонимов (слов, принадлежащих к одной и той же части речи и одинаково звучащих, но различных по значению, паронимов (смешиваемых однокоренных слов разного значения, фразеологический, орфоэпический (произношения слов, орфографический (правописания слов, словообразовательный, морфемный, этимологический (объясняющие происхождение слов, обратный (с расположением слов в алфавите их концов, сокращений и другие типы словарей.

Толковые словари описывают смысл слов : к таким словарям следует обращаться, если надо выяснить, что означает слово. Широко распространенным и известным является «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова,

Особое место среди толковых словарей занимает первый «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, состоящий из 4 томов и содержащий более 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц, поговорок, присловий, загадок, которые приводятся как иллюстрации для пояснения значений слов.

Происхождение слова, исторические изменения в его составе фиксируют исторические и этимологические словари.

Во фразеологических словарях можно найти описания устойчивых оборотов, узнать об их происхождении и употреблении.

Сведения о правильном написании слова можно получить в орфографическом словаре, а о правильном произношении — в орфоэпическом.

Есть словари грамматические, содержащие различные сведения о словах.

Существуют словари, посвященные описанию отдельных групп слов : синонимов, антонимов, омонимов, паронимов.

Лексикографы работают над составлением словарей языка писателей, есть, например, «Словарь языка Пушкина».

Словари речевых неправильностей и трудностей помогают избегать речевых ошибок в употреблении тех или других слов или их форм.

Проверяем. Прочитайте ответы на те вопросы, на которые не смогли ответить в начале.

3. Определение темы, постановка цели занятия. Мотивация учебной деятельности.

Цель: создать условия для принятия учащимися цели учебной деятельности путем ее осознания.

Деятельность учителя : с помощью специально подобранного стихотворения подводит детей к формулировке темы урока, организует работу в парах по формулировке задач урока, проводит беседу по правилам работы с орфоэпическим словарем;

Деятельность учащихся :

познавательная: во время работы в парах выясняют, на какой вопрос будут искать ответ на уроке, во время фронтальной беседы знакомятся с задачами урока

коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время беседы, друг с другом при работе в парах; строят понятные высказывания, излагая свою мысль чётко и ясно;

регулятивная: принимают и сохраняют учебную задачу.

О том, с каким словарём мы будем сегодня работать, вы узнаете, если вспомните о забавном происшествии из рассказа М. Зощенко «Кочерга»

На карточках записаны слова, поставьте в них ударение.

Сверьте правильность выполнения работы в группе. (Выдается карточка с безошибочной постановкой ударения) Поднимите руки те пары, кто выполнил без ошибки. Молодцы! В каком словаре мы смогли бы проверить произношение этих слов?

Какому же словарю будет посвящён наш сегодняшний урок? (орфоэпическому словарю)

Какая информация содержится в этом словаре? (правильное произношение слов)

Сегодня мы с вами создадим свой орфоэпический словарь. Мы не просто его создадим, а создадим в подарок первоклассникам.

Ребята, но ведь в учебнике уже есть орфоэпический словарь. Зачем же мы будем создавать его снова? Давайте подумаем, как можно «отредактировать» наш словарь, чтобы он был интересен малышам 1 класса и полезен на уроках русского языка.

И так, сегодня мы составим не просто орфоэпический словарь, а словарь, в котором слова будут разбиты на группы и украшены иллюстрациями.

Странички, с какими группами слов мы можем составить?

Давайте поставим цели на сегодняшнее занятие творческой мастерской. На доске я сформулировала несколько целей, выберите те, которые подходят к нашему занятию.

o Учиться грамотно говорить и писать.

o Учиться определять падеж имен существительных.

o Отрабатывать умение записывать слова в алфавитном порядке.

o Отрабатывать умение пользоваться толковым словарём.

o Учиться работать в группах.

o Отрабатывать умения пользоваться орфоэпическим словарём.

Прежде чем начать работу по созданию словаря обратимся к самому словарю.

Обратите внимание на титульном листе написано: учебное пособие для учащихся начальной школы. Переворачиваем страницу. Перед вами «Русский алфавит». Без знания алфавита невозможно пользоваться словарями.

По словарику можно узнать, как правильно писать и произносить слова. Найдите слова : начала, завидно, компьютер, конечно.

Словарик научит нас делать правильное ударение и произносить некоторые звуки, написание и произношение которых расходится.

Словарь дает указание, когда ударение зависит от значения слов. Словарь поможет нам правильно изменять слова.

Например, туфля. Как правильно сказать: «У меня нет.»(тУфли, туфель)

полотенце «Я купила много.» (полотенец)

пахать «Я.»(пашу, «Они.» (пашут).

4. Создание орфоэпического словаря в формате книжки-малышки. Групповая работа учащихся.

Деятельность учителя : организует групповую работу;

Деятельность учащихся :

познавательная: создают орфоэпический словарь в формате книжки-малышки, отрабатывают умение находить слова с заданной нормой произношения;

коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время беседы, друг с другом при работе в группах; строят понятные высказывания, излагая свою мысль чётко и ясно;

регулятивная: работают с орфоэпическим словарем учебника; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; оценивают свою работу с помощью листов самооценки.

Переходим к созданию своего орфографического словаря.

Работать мы будем по группам. Поэтому сейчас нам надо разделиться на 3 группы.

У каждого члена группы есть свои роли:

• главный редактор (организует работу в группе, презентует работу группы,

• художник-оформитель подбирает иллюстрацию, приклеивает на страницу. (оформляет страничку словаря,

• хранитель времени и тишины (следит за временем и за выполнением правил работы в группе,

• собиратели слов (находят в словарике учебника словарные слова, правя слова в карточках,

Распределите роли в группе.

Прошу встать главных редакторов; хранителей времени и тишины; художников-оформителей; собирателей словарных слов.

На выполнение работы вам отводится 20 минут. Прошу хранителя времени и тишины следить за этим.

Перед началом работы вспомним правила работы в группе (записаны на доске).

Правила работы в группе:

1. Обсуждать тихо.

2. Объяснять своё высказывание.

3. Слушать других.

4. Договариваться.

5. Работать быстро.

6. Оформить свою книжку.

5. Презентация результатов групповой работы.

Деятельность учителя : организует работу по презентации результатов групповой работы;

Деятельность учащихся :

познавательная: рассказывают о словах с определенной орфограммой, пользуясь созданной в ходе групповой работы странички словаря;

коммуникативная: строят понятные высказывания, излагая свою мысль чётко и ясно;

регулятивная: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей; контролируют правильность ответов учащихся.

Вижу, что выполнение задание в группе вы закончили. Посмотрим, какие странички у нас получились.

Прошу главных редакторов представить свои странички.

6. Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности.

Деятельность учителя : выясняет, достигнуты ли цели урока;

Деятельность учащихся :

познавательная: разбираются, достигнуты ли цели урока;

коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме;

регулятивная: самостоятельно оценивают свою работу на уроке.

Для чего нужен наш орфоэпический словарь? Что нужно помнить, чтобы быстро ориентироваться в словаре?

Оценим свою работу в группе. Возьмите листы самооценки и заполните их.

Фамилия, имя ___

Лист самооценки

Оцените свое участие в работе группы.

Внимательно прочитай приведенные ниже вопросы

и ответь (ДА или НЕТ).

Справился ли ты со своим заданием?

Легко ли тебе было выполнять задание?

Активно ли ты работал (а) в группе?

Помогал (а) ли участникам группы, когда они нуждались в помощи?

Хочешь ли ты еще работать с этими ребятами в одной группе?

Впечатление от занятия вы можете отразить в синквейне.

На этом занятие творческой мастерской подошло к концу. Спасибо за работу!

Публикации по теме:

Конспект урока доброты в 1 классе «Сделаем мир добрее» внеурочная деятельностьКонспект урока доброты в 1 классе «Сделаем мир добрее» внеурочная деятельность Цель: - знакомство с нравственными понятиями «доброта», «милосердие», «добрые дела»; - формирование у учащихся потребности в доброжелательном.

Конспект урока на тему «Предпринимательская деятельность» по дисциплине «Основы предпринимательства» в 9 классе Е. А. Гавриловчук преподаватель ГОУ «Тираспольское суворовское военное училище» г. Тирасполь Приднестровье/Молдова Конспект урока на тему:.

Конспект урока по математике в 4 классе «Действия с многозначными числами». Тип урока-закрепление Цели: 1. Закрепить вычислительные навыки по теме «Действия с многозначными числами»; совершенствовать умения решать задачи, уравнения; продолжить.

Конспект урока технологии в 3 классе «Кукольный театр. Проект «Готовим спектакль»» Технологическая карта урока технологии Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «08» мая 2015 года. Тема. Кукольный театр.

Областной семинар-практикум по теме «Проектная деятельность в рамках музейной педагогики в работе с детьми, имеющими ОВЗ»Областной семинар-практикум по теме «Проектная деятельность в рамках музейной педагогики в работе с детьми, имеющими ОВЗ» Я слышу — и забываю. Я вижу — и вспоминаю. Я делаю – и постигаю. Конфуций Это выражение, которое приписывают Конфуцию, может подойти эпиграфом.

Образовательная технология — проектная деятельность. Проект «Профессии»Образовательная технология — проектная деятельность. Проект «Профессии» Актуальность:Каждый человек мечтает обрести в жизни свое любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Мир профессий.

Конспект открытого урока по математике в 1 классе в формате урока-путешествия «Закрепление. Числа от 1 до 20» ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ В 1 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «Закрепление. Числа от 1 до 20» МО учителей начальных классов Учитель начальных.

Проектная деятельность при изучении математики в 5 классе ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе проектной деятельности. Для учителя математики важным в данном методе.

Проектная деятельность в ДОУ по ФГОС. Проект в средней группе «Защитники Отечества»Проектная деятельность в ДОУ по ФГОС. Проект в средней группе «Защитники Отечества» Хочу поделиться с вами работой по внедрению проектной деятельности в нашем детском саду. Представляю вашему вниманию проект и фотоотчет.

Урок «Способы разрешения конфликтов» в рамках курса по выбору «Учимся общаться» в 9 классе Урок по теме «Конфликты. Игры, способствующие разрушению стереотипности поведения» находится в логической последовательности уроков по изучению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока в рамках курса «Проектная деятельность» в 3 классе. Проект «Составляем орфоэпический словарь в подарок»
Опубликовано: 12 декабря 2022 в 15:54
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД