МААМ-картинки

Конспект урока-викторины по творчеству Шекспира. 8 класс

Татьяна Зайцева
Конспект урока-викторины по творчеству Шекспира. 8 класс

Урок-викторина по творчеству У. Шекспира. 8класс.

Раздел программы – Зарубежная литература

Тип урока – урок обобщения и систематизации новых знаний

Методы – проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Межпредметные связи – музыка, балет, живопись, кинематография

Цель урока - раскрыть глубину образов героев В. Шекспира, причины их гибели и бессмертия.

Задачи:

Образовательные:

- развитие навыков логического высказывания

Публикация «Конспект урока-викторины по творчеству Шекспира, 8 класс» размещена в разделах

- обобщение и систематизация знаний учащихся по пьесам Шекспира

Развивающие:

- формирование представления об отражении трагедии Шекспира в различных видах искусства (живописи, музыке, балете, кинематографе)

- развитие познавательной активности

- развитие языковых и творческих способностей учащихся

- развитие речи

Общепредметные:

- развитие общекультурного кругозора учащихся

- воспитание интереса к зарубежной классике

- совершенствование умения подбирать материалы к уроку

- пробуждение активности и самостоятельности

- развитие аналитического мышления

Воспитательные:

- Приобщение учащихся к культурным ценностям

- развитие нравственных ценностей и идеалов у учащихся

Оборудование: Портрет В. Шекспира, иллюстрации различных художников к пьесе

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Чтение учителя сонеты 130.

Ее глаза на звезды не похожи,

Нельзя уста кораллами назвать,

Не белоснежна плеч открытых кожа,

И черной проволокой вьется прядь.

С дамасской розой, алой или белой,

Нельзя сравнить оттенок этих щек.

А тело пахнет так, как пахнет тело,

Не как фиалки нежный лепесток.

Ты не найдешь в ней совершенных линий,

Особенного света на челе.

Не знаю я, как шествуют богини,

Но милая ступает по земле.

И все ж она уступит тем едва ли,

Кого в сравненьях пышных оболгали.

Эти необычные строки принадлежат великому английскому поэту, драматургу эпохи Возрождения У. Шекспиру, который вобрал в себя все сколько-нибудь значительное из великой эпохи человечества и сумел облечь мысли, верование, борьбу своего времени в образы немеркнущей силы.

.

III. Вопросы. (Микрофон)

• Как, по вашему мнению, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

• Сформулируйте тему нашего урока.

• Чего вы ожидаете от нашей встречи?

Зачитывается эпиграф к уроку.

Такой большой художник, как Шекспир, неизбежно есть все человеческое, вместе взятое.

Б. Пастернак.

В 2016 году весь мир праздновал 400-летие со дня смерти величайшего драматурга всех времён и народов – Уильяма Шекспира. Великий гений Шекспира передал бессмертие всему, что им создано. Его пьесы не сходят с театральных подмостков на протяжении нескольких столетий, каждое новое поколение считает его своим современником: огромный поэтический дар Шекспира, бескомпромиссность в постановке и решении им острейших моральных проблем и нравственных конфликтов не могут устареть.

IV. Закрепление знаний о с жизни и творчестве Шекспира.

УИЛЬЯМ ШЕКСПИР (англ. William Shakespeare[1]; 1564[2], Стратфорд-на-Эйвоне, Англия — 23 апреля 1616, там же) — великий английский драматург и поэт, один из самых знаменитых драматургов мира, автор 12 трагедий, 16 комедий, 6 исторических хроник — в том числе состоящих из нескольких частей, 4 поэм и цикла из 154 сонетов.

1 Уильям Шекспир родился 23 апреля 1564 года в маленьком городке Стратфорд-на-Эйвоне (англ. Stratford-upon-Avon). Его отец, Джон Шекспир (1530—-1601, был состоятельным ремесленником (перчаточником, часто избирался на различные общественные должности. Он не посещал церковные богослужения, за что платил большие денежные штрафы (возможно, что он был тайным католиком, в 1568 г. был избран мэром города.

2 Его мать, Мэри Шекспир из рода Арден, принадлежала к одной из старейших английских фамилий. Считается, что Шекспир учился в стратфордской «грамматической школе», где изучил латинский язык, основы греческого и получил знания античной мифологии, истории и литературы, отразившиеся в его творчестве.

3 В возрасте 18-ти лет, Шекспир женился на Энн Хэтуэй (англ. Anne Hathaway, от брака с которой появились на свет дочь Сюзанна (англ. Susanna) и близнецы Гамнет (англ. Hamnet) и Джудит (англ. Judith).

Промежуток с 1579 по 1588 гг. принято называть "утерянными годами", т. к. нет точных сведений о том, чем занимался Шекспир. Примерно в 1587 г. Шекспир покинул свою семью и переселился в Лондон, где занялся театральной деятельностью.

4 Творческий взлет. "Глобус"

В 1590-х гг. (период, который принято считать первым в шекспировском творчестве) Шекспир создает все свои основные хроники, а также большинство комедий. В 1595-96 годах написана трагедия "Ромео и Джульетта".

Две равно уважаемых семьи

В Вероне, где встречают нас событья,

Ведут междоусобные бои

И не хотят унять кровопролитья.

У. Шекспир, «Ромео и Джульетта» (Пер. Б. Л. Пастернака)

5 Осенью 1599 открывается театр "Глобус". Над входом - крылатые слова: "Весь мир - театр" ("Totus mundis agit histrionem"). Шекспир один из его совладельцев, актер труппы и основной драматург. Тогда же Шекспир оформил дворянство для своего отца и сам сделался дворянином. В год открытия "Глобуса" он пишет римскую трагедию "Юлий Цезарь".

"Отелло" (1604, "Король Лир" (1605, "Макбет" (1606).

Ещё в 1597 году Шекспир купил второй по величине дом в Стратфорде. В 1605-м он купил право на получение десятин с ближайших к городу земель. В 1612 году Шекспир по неизвестным причинам покинул театр и вернулся в родной Стратфорд, где жили его жена и дочери.

СВЕДЕНИЯ ИЗ ЦИКЛА «ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ШЕКСПИРА»

Сонеты Уильяма Шекспира

Сонеты - это ключ, которым Шекспир открыл свое сердце.

Вильям Вордсворт.

Сонеты Шекспира представляют собой вершину лирической поэзии эпохи Возрождения. Такого сложного изображения человеческой души мы не находим ни у одного другого лирика этой эпохи.

История сонета

Сонет возник в Италии в 1-й половине 13 в. классическую форму получил во Флоренции в конце 13в. (Данте). Широчайшую популярность завоёвывал благодаря Ф. Петрарке (317 сонетов о Лауре)

• Впервые с сонетом англичане познакомились в XIV веке, а в XVI веке сонет становится полноценным жанром в английской литературе.

• За одно последнее десятилетие XVI века было опубликовано 3000 сонетов.

• Английский сонет состоит из трёх четверостиший и заключительного двустишия.

СОНЕТ (итал. sonetto, от итал. sonare – звучать) — лирическое стихотворение, состоящее из 14 стихов, построенных и расположенных в особом порядке. Строгая форма, требующая исполнения многих условий.

Сонет - от провансальского слова “песенка”.

Шекспир написал 154 сонетов, большая часть написана в 1592—1599 годах. Впервые сонеты Шекспира были напечатаны в 1609 году, очевидно, без ведома автора.

Прослушивание записи песни на слова сонета 40 в исполнении Ф. Киркорова

Прослушивание записи песни на слова сонета 90 в исполнении А. Пугачевой

Некоторые шекспироведы, рассматривая стихи поэта как отражение его биографии, пытались отыскать прообраз героини среди реальных людей. Исходя из сонетов, делают вывод, что она была выше Шекспира по социальному положению, была замужем, но непостоянна в своих чувствах. По одной версии, это дочь придворного музыканта итальянца Б. Бассано - Эмилия. По другой – это придворная дама королевы Елизаветы - Мария Фиттон.

Однако не так важно знать ее имяТаким образом, сонеты Шекспира - не повествование о конкретных отношениях, а история любви, вечной и непобедимой.

В своих сонетах Шекспир выступает против давней литературной традиции, согласно которой только белокурые женщины считались прекрасными и только они играли роль героинь в сказках, фаблио и романах. Если дамы, воспетые в сонетах Данте и Петрарка, белокуры, они как божество, почти бестелесны, то возлюбленная Шекспира – брюнетка, земная женщина, из крови и плоти, со своими изъянами и недостатками, но как магнит притягивает к себе.

- Чувство лирического героя искреннее и глубокое, он восхищен своей возлюбленной, но не идеализирует ее, а описывает как обычную, земную женщину. Об этом свидетельствует сонет 130.

Звучит сонет 130 в исполнении БИ-2

Итак, основная мысль сонетов – любовь, дружба, борьба двух чувств после того, как его друг и возлюбленная полюбили друг друга и жестоко огорчили автора. В доказательство своих слов я прочитаю сонет №116.

116

Мешать соединенью двух сердец

Я не намерен. Может ли измена

Любви безмерной положить конец?

Любовь не знает убыли и тлена.

Любовь - над бурей поднятый маяк,

Не меркнущий во мраке и тумане.

Любовь - звезда, которою моряк

Определяет место в океане.

Любовь - не кукла жалкая в руках

У времени, стирающего розы

На пламенных устах и на щеках,

И не страшны ей времени угрозы.

А если я не прав и лжет мой стих,

То нет любви - и нет стихов моих!

Проблемные вопросы:

? - Какую роль, по мнению Шекспира, играет любовь в жизни человека?

? - Почему поэт сравнивает любовь с маяком среди бурного моря, с путеводной звездой?

? – Как утверждается нетленность любви, ее непоколебимость перед неумолимым течением времени?

Сонеты Шекспира – вершина английской лирики эпохи Возрождения. Тем не менее они не равноценны. Некоторые из них продиктованы данью традиции, другие – живым чувством. Среди всех остальных выделяется знаменитый 66-ой сонет.

(Чтение сонета № 66 в переводе С. Маршака.)

Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж

Достоинство, что просит подаянья,

Над простотой глумящуюся ложь,

Ничтожество в роскошном одеянье,

И совершенству ложный приговор,

И девственность, поруганную грубо,

И неуместной почести позор,

И мощь в плену у немощи беззубой,

И прямоту, что глупостью слывет,

И глупость в маске мудреца, пророка,

И вдохновения зажатый рот,

И праведность на службе у порока.

Все мерзостно, что вижу я вокруг,

Но как тебя покинуть, милый друг!

Слушая этот сонет, задаешься ахматовским вопросом: “Что ныне лежит на весах?”

- Как вы понимаете этот вопрос? Понимать его надо в переносном смысле. (Что сегодня весомее всего, важнее, ценнее в современном обществе? Какие мысли, поступки, дела)

- Как Шекспир ответил на этот вопрос в 66-ом сонете?

- Не устарели ли проблемы, поднятые в этом сонете?

(Учитель раздает листочки с этим сонетом в переводе Б. Пастернака. Чтение сонета № 66 в переводе Б. Пастернака.)

Измучась всем, я умереть хочу.

Тоска смотреть, как мается бедняк,

И как шутя живется богачу,

И доверять, и попадать впросак,

И наблюдать, как наглость лезет в свет,

И честь девичья катится ко дну,

И знать, что ходу совершенствам нет,

И видеть мощь у немощи в плену,

И вспоминать, что мысли замкнут рот,

И разум сносит глупости хулу,

И прямодушье простотой слывет,

И доброта прислуживает злу.

Измучась всем, не стал бы жить и дня,

Да другу трудно будет без меня.

- Он (т. е. лирический герой) прямо говорит, что хочет умереть. Почему? (Не по личным причинам. От невозможности жить в мире, где царят общественный хаос, произвол: “Измучась всем…”).

- “Измучась всем…”. Но, оказывается, есть причина, заставляющая примириться с постылой жизнью. И как раз личная.

Расстаться даже с самой ужасной жизнью непросто. 66-ой сонет – гимн человеческому жизнелюбию!

- Чем герой оправдывает свое решение жить?

(С его уходом “другу трудно будет”. Преданность другому живущему – вот подпора его жизнелюбия).

Живите, говорит нам великий учитель, потому что ваша жизнь нужна вашим близким.

- Знаете ли вы, кто переводил сонеты?

Сонеты Шекспира переводили Иван Мамуна, Самуил Маршак, Борис Пастернак, Бер, Валерий Брюсов, Гербель, А. Финкель, Гриневская и другие. За переводы сонетов Шекспира Самуил Яковлевич Маршак был удостоен высшей награды своего времени – Сталинской премии.

Сонеты Шекспира часто привлекали внимание художников: к ним написали музыку Д. Шестакович, Д. Кабалевский, Б. Буевский, М. Таривердиев, С. Никитин и другие

Сонеты Шекспира современны, актуальны и сегодня, спустя пять веков. Многие из них положены на музыку.

V. Викторина "Шекспир и его творчество".

Разделимся на несколько команд. Выберем капитана и придумаем название.

Правила викторины: после прослушивания вопроса и вариантов ответа совещаетесь и отвечает капитан команды.

КОНКУРСНЫЕ ЗАДАНИЯ

КОНКУРС №1.

ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ О ШЕКСПИРЕ?

1. Когда родился Шекспир?

A.1564

B.1616

C.1558

D.1592

2. В каком городе родился Шекспир?

A. Лондон

B. Стратфорд-на-Эйвоне

C. Манчестер

D. Оксфорд

3. Шекспир покинул дом родителей и родной город, потому что:

А. Он был пойман на браконьерстве на землях сэра Томаса Люси и убежал, чтобы избежать судебного преследования.

B. Он был учеником своего отца, который был мясником. Он ненавидел работу и сбежала в Лондон.

C. Он хотел стать школьным учителем и уехал, чтобы сделать карьеру.

D. Это не известно наверняка, как или почему он уехал.

4. Кем был Шекспир в театре?

А. актером

В. суфлером

С. осветителем

D. костюмером

5. Как переводится с английского языка фамилия поэта "Шекспир"?

A. Потрясающий копьем

B. Читающий книги

C. Прекрасный человек

D. Великий поэт

6. В каком году был построен театр "Глобус"?

A.1594

B.1599

C.1608

D.1613

7. Какие пять пьес Шекспира называют его "великими трагедиями"?

А. "Гамлет" "Венецианский купец", "Генрих IV,часть 1", "Генрих V", " Двенадцатая ночь"

В "Ромео и Джульетта""Король Иоанн", "Генрих VI, часть1",, "Ричард III", "Генрих VIII".

С. "Сон в летнюю ночь", "Мера за меру", "Кориолан", "Буря", "Цимбелин".

D. "Гамлет", "Отелло", "Макбет", "Король Лир", "Антоний и Клеопатра"

8. Во время какой эпохи происходит расцвет творчества Шекспира?

A. Ренессанс

B. Средние века

C. Античность

D. Эпоха Просвещения

9. В чем заключается главная особенность сонета?

A. должен быть посвящен теме любви

B. должен состоять из 14 строчек

C. должен начинаться и заканчиваться одной и той же мыслью

D. должен быть посвящен какому-то человеку

10. В каком городе происходят действия пьесы "Ромео и Джульетта"?

A. Венеция

B. Верона

C. Неаполь

D. Пиза

КОНКУРС №2.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ПЬЕСЫ ШЕКСПИРА?

• Назовите пьесу Шекспира, из которой взяты эти персонажи.

Постарайтесь сделать это быстрее, чем команды соперников.

I«ГАМЛЕТ»

1. Розенкранц

2. Горацио

3. Офелия

4. Гертруда

5. Призрак от

II«РОМЕО ИДЖУЛЬЕТТА»

1. Бенволио Монтекки

2. Меркуццио

3. Кормилица

4. Тибальдо

5. Монах Лоренцо

III «ОТЕЛЛО»

1. Родриго

2. Яго

3. Дездемона

4. Венецианский дож

5. Брабанцио

ПРЕРВЕМСЯ на просмотр сцены из пьесы "Отелло". (дети разыгрывают сцену)

КОНКУРС №3.

ВСТАВЬТЕ В СОНЕТЫ ПРОПУЩЕННЫЕ РИФМЫ

Шекспир. Сонет 2

Глубокими следами сорок зим,

Кто будет помнить царственный наряд,

Гнушаясь жалким рубищем ___?

И на вопрос: "Где прячутся сейчас

Остатки красоты веселых лет?" -

Что скажешь ты? На дне угасших ___?

Но злой насмешкой будет твой.

Достойней прозвучали бы слова:

"Вы посмотрите на моих детей.

Моя былая свежесть в них ___,

В них оправданье старости ___”.

Пускай с годами стынущая ___

В наследнике твоем пылает вновь! Перевод С. Маршака

Шекспир. Сонет 19

Ты притупи, о время, когти льва,

Клыки из пасти леопарда рви,

В прах обрати земные ___

И феникса сожги в его ___ .

Зимою, летом, осенью, весной

Сменяй улыбок слезы, плачем -.

Что хочешь делай с миром и со ___, -

Один тебе я запрещаю грех.

Чело, ланиты друга моего

Не борозди тупым своим резцом.

Пускай черты прекрасные ___

Для всех времен послужат.

А коль тебе не жаль его ланит,

Мой стих его прекрасным! (Перевод С. Маршака)

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:

Шекспир. Сонет 2

Глубокими следами сорок зим,

Кто будет помнить царственный наряд,

Гнушаясь жалким рубищем твоим?

И на вопрос: "Где прячутся сейчас

Остатки красоты веселых лет?" -

Что скажешь ты? На дне угасших глаз?

Но злой насмешкой будет твой ответ.

Достойней прозвучали бы слова:

"Вы посмотрите на моих детей.

Моя былая свежесть в них жива,

В них оправданье старости моей".

Пускай с годами стынущая кровь

В наследнике твоем пылает вновь!

Шекспир. Сонет 19

Ты притупи, о время, когти льва,

Клыки из пасти леопарда рви,

В прах обрати земные существа

И феникса сожги в его крови.

Зимою, летом, осенью, весной

Сменяй улыбок слезы, плачем - смех.

Что хочешь делай с миром и со мной, -

Один тебе я запрещаю грех.

Чело, ланиты друга моего

Не борозди тупым своим резцом.

Пускай черты прекрасные его

Для всех времен послужат образцом.

А коль тебе не жаль его ланит,

Мой стих его прекрасным сохранит!

VI. Подведение итогов.

- Какова была цель нашей встречи?

- Достигли ли мы поставленных целей?

- Что вам больше всего понравилось?

- Что запомнилось?

Вашим общим домашним заданием будет прочитать сонеты Шекспира. Особое внимание обратить на 66-ой сонет, найти его различные переводы.

Публикации по теме:

Конспект урока чтения в 3 класс для детей с ОВЗ «Осень наступила» А. Плещеев Конспект урока чтения в 3 классе Тема: «Осень» А Плещеев Цели: 1. Познакомить с творчеством А Плещеева; формировать навыки чтения, следить.

Конспект урока «Каменный уголь». Коррекционная школа VIII вида. Биология, 6 класс Тема: Каменный уголь Цель: познакомить обучающихся с горючим полезным ископаемым – каменным углем. Задачи урока: Коррекционно-образовательная:.

Конспект урока «Грибы». Коррекционная школа VIII вида. Природоведение, 5 класс Природоведение 5 класс Тема урока: Грибы Цель урока: дать понятие о грибах как отдельном царстве живой природы, познакомить со строением.

Конспект урока «Скелет конечностей». Коррекционная школа-интернат VIII вида. Биология, 9 класс 9 класс. Биология. Тема урока: «Скелет конечностей». Цель урока: познакомить обучающихся со строением скелета конечностей. Задачи урока:.

Конспект урока «Южная Америка. Географическое положение». Коррекционная школа VIII вида. География, 8 класс 8 класс. География. Тема урока: «Южная Америка. Географическое положение». (слайд 1) Цель урока: познакомить обучающихся с географическим.

Конспект урока по изобразительной деятельности «Осенний калейдоскоп». 4 класс Тема: «Осенний калейдоскоп». Тип занятия – комбинированный Цель: Обобщить знания младших школьников о жанрах изоискусства (портрет, натюрморт).

«Зимующие птицы». Конспект урока по коррекционному курсу предметно-практические действия. 3 класс с УУО Конспект урока по коррекционному курсу ППД Тема: «Зимующие птицы» Цель: формировать экологическую культуру у детей: прививать любовь к птицам.

Конспект урока по математике «Сложение и вычитание в пределах 16, решение задач». 2 класс школы 8 вида Конспект урока по математике во 2 «б» классе по теме: «Сложение и вычитание в пределах 16, решение задач». Цели и задачи урока: Закреплять.

Конспект урока по немецкому языку 3 класс Сценарий открытого урока немецкого языка в 3 классе Тема урока: «Es ist Herbst. Wie ist jetzt das Wetter?» Тип урока: урок изучения нового.

Конспект урока по СБО. Тема урока: «Изделия из пресного теста. Технология приготовления пирожков с картофелем» План-конспект открытого урока. Тема урока: «Изделия из пресного теста. Технология приготовления пирожков с картофелем». Цель урока: Углубить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока-викторины по творчеству Шекспира. 8 класс
Опубликовано: 7 мая 2019 в 13:45
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД