Минжунова Наталья Анатольевна
Устное народное творчество-богатейший источник духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проникновение в массовое сознание западной культуры с несвойственными для российского человека установками на противопоставлении индивида и общества, на прагматичное отношение к жизни. На жажду успеха любым путем ведет к столкновению с ценностями, традиционными для российского мышления. Духовность, нравственность, общинность как базисные основы народного менталитета подвергаются критике и часто негативной оценке, что приводит к формированию у подрастающего поколения скептического отношения ко всему российскому. В связи с этим, проблема духовно-нравственного, патриотического воспитания становится чрезвычайно актуальным.
Публикация «Устное народное творчество-богатейший источник духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Устное народное творчество
- Темочки
Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное нравственное возрождение, которое невозможно осуществить не усваивая культурно-исторический опыт народа., создаваемый веками громадным количеством поколений. Видный педагог В. И. Сорока - Росинский указывал на то, что человек утративший свои корни становится потерянным для своего общества. И ничто так не способствует формированию и развитию духовно-нравственной личности, как, приобщению ребенка к культуре своего народа,поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за свою Родину, за свою землю на которой ты живешь. Дошкольное детство – это период интенсивного усвоения норм морали и социально одобряемых способов поведения. В это время складываются первые эстетические представления и нравственные нормы начинают определять поведение. Следовательно именно в этом возрасте создаются наиболее благоприятные условия для духов- нравственного развития личности. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, моральных ценностей, представлений о добре, милосердии, справедливости, патриотизме подрастающег о поколения, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры, ее традиций. А как сделать этот процесс целенаправленным? Именно путем приобщения детей к произведениям устного народного творчества, которое включает в себя большое количество жанров : сказки, пословицы и поговорки, потешки и загадки, колыбельные песни и скороговорки – это неоценимое духовное богатство народа, громадный пласт культуры, как национальной, так и мировой, показатель способностей таланта народа. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к нравственной культуре своего народа, получает первые представления о ней. Устное народное творчество вообще многофункционально, и одна из функций – воспитательная. В устном народном творчестве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор реализуются не в полной мере.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину (задача особенно актуальна сегодня). Не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Для детей старшего дошкольного возраста характерны такие «малые жанры «фольклора, как: пословицы, поговорки, сказки. В них как и в других формах народного творчества, заключен практический опыт народа, его миропонимание и всевозможные знания в красочной и лаконичной форме. Значительный нравственный потенциал заложен в русских народных пословицах и поговорках. В пословицах и поговорках содержатся взгляды на мир, природу, общественное устройство, а главное – отношение народа к окружающей действительности и представление о своем месте на земле, его ценностные ориентации. Они понятны и доступны детям старшего дошкольного возраста, помогают открывать им правила нравственного поведения в семье, со взрослыми сверстниками. Пословицы и поговорки привлекают остроумием, быстро запоминаются. А услышанные к делу, да к своему «случаю» - входят в опыт, на всю жизнь. В народе вообще пословицы, поговорки, обычаи оценивались не просто как наука на час, а как веленье предков, которое надо беречь и передать новым поколениям.
Какие же качества выше всего ценит русский народ в человеке? Главнейшая заповедь – трудолюбие. Изумляет богатство пословиц о роли труда. Каждая мысль утверждает нравственную обязательность труда. Труд и трудолюбие в народном мировоззрении, во взглядах на духовные ценности понимаются как сердцевина личности: «Работай до поту, так и поешь в охоту», «Хочешь есть калачи, не лежи на печи. Счастливым и красивым делает человека работа. Уточним: красивым в нравственном отношении. Острая насмешка предупреждает нерадивость, лень: «Двое пашут, а семеро руками машут», «У ленивой пряхи нет на себя рубахи». Почитание родителей, забота о них, чувство благодарности – святая святых: 2нет такого дружка. как родная матушка», «при солнышке светло, при матушке, добро», «Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает». Народная мудрость называет детские годы лучшей порой учения :»За одного ученого сто неученых дают»., «По платью встречают, по уму провожают»
Чрезвычайно широк диапазон нравственных качеств человека, выраженный в пословицах поговорках: от трудолюбия до любви и дружбы, от культуры поведения до любви к Родине. От гостеприимства и культуры речи до чувства чести и собственного достоинства, от молодецкой удали до признательности и сострадания
Русская народная мудрость провозглашает лучшим человеческим качеством правдивость: «Правда светлее солнца», «Правда дороже золота». Поэтому и напутствие каждому вступающему в жизнь: «За правое дело, стой смело», «Дело знай а правду помни». Правдивость народ не отделял от чувства чести и достоинства: «В ком честь, в том и правда. Наставления народа о сохранении чести и достоинства лаконичны по форе и глубоки по содержанию: «За честь, хоть голову снесть». И что неоспоримо, так это совет «Береги честь смолоду». Богатейшая сокровищница устного творчества – народная сказка, может быть полностью использована в духовно-нравственном развитии личности ребенка. В. П. Аникин указывал, что, «Сказки, своего рода нравственный кодекс народа, их героика, примеры истинного поведения человека». Сказка, являясь произведением народного искусства, несет в себе духовный заряд, она вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет переживать такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Ребенок с самого начала сказки встает на позицию положительного героя, вместе с ним решает его задачи. Народная сказка никогда не стареет. Она всегда современница родившегося дня, его проблем, потому что она утверждает высшую человеческую правду и красоту. Нередко в сказках две – три логические параллели, каждая - самостоятельная, а результат значительный, единый, вбирающий как река все ручейки. В яркой поэтической сказки «Гуси – лебеди» три параллели - ответственность, послушание, трудолюбие соединившись, они развертываются в глубокую науку нравственности: как бы тебе не было плохо, умей слушать другого. Способность участия в беде другого, когда и самому – то тяжело, признается в народе нравственным качеством – богатством души, человечностью. Поделись последним, протяни руку помощи, скажи доброе слово надежды, утешения, избавь от страданий. Со – страдание,со – весть, со –участие, со –чувствие, со –действие – это основы человеческого достоинства, чести – по строгой оценке народа. Детское не послушание, о котором мы уже говорили,- важная воспитательная проблема в сказках «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят», «Петушок – золотой гребешок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Удивительно, что сотни лет назад народ понял тщетность сухого назидания, слабость палки, которая, как известно, шла вслед за проступком. А как упредить ошибку или беду? Родительское слово – наказ, наставление, просьба, запрет. Сколько раз нарушил, столько раз попал в беду. Внушение и предупреждение в этих сказках. Чужим умом силен не будешь, думай сам, а сказка – подсказка. На все случаи жизни утверждала она согласие разума и воли, доверия и уважения к слову старшего. Героические сказки сызмальства учат мужеству, героизму,смекалке – драться и побеждать не числом, а умением. Главный положительный герой – Иван, который выступает то как царевич, то как крестьянский сын, Медвежье ушко,солдатский сын. Он совершает героические подвиги, выполняет трудные задания, помогает людям, попавшим в беду. Народ любит честных, смышленых, ловких, смелых. Ведет их через испытания, потери, ошибки к нелегкой победе. Ненавистничество, хоть самое изощренное, лютое даже если и взяло верх, - истощится, «изойдет» перед неисчерпаемостью народной доброты, силы, разума. Отсюда и гордое великодушие и всенародное посрамление,. мольбы о прощении- «отпустить душу на покаяние». И отпускают с наказом: впредь не делать людям зла - жить человеком среди людей. И в этом тоже своя великая мудрость народа не озлобить, не ожесточить детское о сердца: учить гневаться и прощать, одерживать нравственную победу и не глумиться, гордиться силой правды своей а не унижением побежденного. Думается иногда, что самая точная мера добра и зла безошибочно определяется именно детьми, что народная мудрость сильна не только тем, что дает детям, но и тем что берет от них. Гуманность вообще присуща детям, большинству детей, конечно если их правильно воспитывают, - добром на добре.
Таким образом именно в этом и состоит воспитательная ценность сказок, пословиц, поговорок для духовно-нравственного развития детей. Для начала необходимо отобрать и распределить фольклорный материал в соответствии возрастным особенностям детей. Вся работа по ознакомлению с произведениями устного народного творчества проводится в основном в совместной деятельности с детьми. При этом используем самые разнообразные (словесные, наглядные, практические, игровые) методы и формы: беседы, игры – ситуации, рассказывание, коллективное чтение с использованием анализа произведений, театрализованные игры: игры – драматизации, игры – инсценировки, демонстрация картин, иллюстраций. А также театрализованные представления с использованием костюмов, декораций, музыкального сопровождения. Большое внимание уделяем словарной работе с детьми. Эти мероприятия снимаем на видео, оформляем фотоматериалы для выставок, чтобы в течение года можно было «оживить» впечатления детей.
Разные формы работы способствуют возникновению атмосферы заинтересованности, созданию положительного отношения к малым жанрам фольклора.
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше. Для начала необходимо отобрать и распределить фольклорный материал с учетом возрастных особенностей детей.
Список литературы:
1. О. С. Ушакова «Программа развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду» М., - 2002г.
2. Ю. Г. Круглов «Русские народные загадки, пословицы, поговорки» М., - 1990г.
3. Г. Н. Науменко «Русское народное детское творчество» М. ,-1988г.
4. О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой» М., -2003г.