Папки-передвижки

Устное народное творчество как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста

Калиниченко Надежда Анатольевна
Устное народное творчество как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста

Калиниченко Надежда Анатольевна,

воспитатель МДОУ «Д/с № 179 о. в.»

Устное народное творчество как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста.

Публикация «Устное народное творчество как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

«Любовь к родному краю, родной культуре, к родному селу или городу начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране, ее истории, к ее прошлому и настоящему.»

Д. С. Лихачев.

Научить детей любить Родину, чувствовать красоту родного края, чувствовать уважение к людям, живущим рядом – главнейшая задача педагогов и родителей. Когда нужно начинать прививать любовь к родному краю? Это важное чувство должно зародиться в сердце человека в самом детстве – это может стать важнейшей определяющей становления характера человека и повлияет на всю его жизнь.

Следует отметить, что повышение уровня качественного воспитания и обучения напрямую зависит от понимания ребенком Родины, от опоры на патриотические чувства, которые человек пронесет через всю жизнь. Первые нравственные представления дети получают в семье и в дошкольном учреждении. Любовь к родному краю, к людям, живущим рядом, к нашим предкам, к нашей истории детям младшего дошкольного возраста лучше всего передать посредством устного народного творчества.

Народный фольклор имеет свои особенности. Часть уральского фольклора – национальные сказки, именно из них мы узнаем много интересного о быте людей, их образе жизни. Детям нравятся и прибаутки, и колыбельные, поговорки, и заклички…

Колыбельная песня – один из древнейших жанров фольклора всех народов, которая исполняется при убаюкивании ребенка.

Закличка – небольшая песенка, предназначенная для распевания группой детей, сопровождаемая игровыми действиями.

Прибаутка – забавная, остроумная, обычно рифмованная поговорка, вставляемая в речь.

Пословица, поговорка – это широко распространенное образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление. В отличие от пословицы, поговорка лишена обобщенного поучительного смысла и ограничивается образным определением какого-либо явления.

Сказка – наиболее любимый детьми жанр. Это повествовательные произведения устного народного творчества о вымышленных событиях, с участием волшебных сил, которые пришли к нам из глубокой древности. Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник в воспитании ребенка, это духовное богатство культуры родного края. Именно со сказкой связаны наши первые представления о добре, мире, справедливости. То, что нам нравится, мы сравниваем со сказкой: «Все было, как в сказке!», «Сказочная красота!», «Это просто сказка!» - восклицаем мы. А если слышим неправду, говорим: «Все это сказки», «Рассказывай сказки!». При слушании сказок дети встречаются с предметами старины, народными костюмами, внешним и внутренним обустройством народного жилища, календарными народными праздниками, лучшими традициями народов нашего края, с их вековыми корнями. Такие произведения, как русские народные сказки «Гуси-лебеди», «Снегурочка», татарская народная сказка «Сестры», ненецкая сказка «Кукушка», башкирская народная сказка «Лентяйка», казахская народная сказка «Девушка-Удав», удмуртская народная сказка «Красавица береза», воспитывают в детях любовь к близким, доброту, уважение к старшим, воспитывают трудолюбие и учат сопереживать. Прививают любовь к родному краю, к красоте нашей природы.

Дошкольный возраст – возраст сказки, именно в этом возрасте ребенок проявляет тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественна и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдет в детях внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека, который будет уважать историю, культуру родного края. Именно народные сказки, а также пословицы, поговорки позволяют ребенку освоить язык во всем его богатстве и красочности, помогают ребенку ощутить неповторимый аромат уральской речи, содержат общечеловеческую мораль. Поэтому через устное народное творчество легче всего донести детям этические ценности. Таким образом, сказка – отражение души народа и проводник в сердце ребенка.

Сказки народов Южного Урала, передают не только мужество героев, доброту, справедливость, а также красоту природы, неповторимые образы - русская изба, березка, дремучий лес, бесконечные поля, деревенское подворье, всемогущие богатыри…

У всех народов, исстари населяющих Южный Урал, есть свои сказки. Мы не знаем авторов многих сказок, ведь они передавались из уст в уста, что-то в них менялось. Одним сказкам много веков, другие возникли в наше время, но во всех народных сказках есть общечеловеческие, нравственно-этические принципы, какому бы народу они не принадлежали. Поэтому мы стараемся погрузить детей в самобытность и историю каждого народа. Сегодня Урал – это большая семья народов и все они называют себя уральцами, с характером, закаленным суровой природой, зимними стужами, резкими порывами ветра, напористым в труде и боях, энергичным, сметливым.

В работе со сказкой мы делаем акцент не на приобретение конкретных знаний по содержанию сказки, а на развитие личности, творческой сущности ребенка. Образы народных сказок – и положительные, и отрицательные – раскрывают перед младшими дошкольниками в доступной форме понятия добра и зла. А чтобы ребенок полностью прожил, прочувствовал сказку, жил в ней какое-то время, чтобы сказка отражалась во всех видах детской деятельности, мы разработали и реализовали на практике перспективный план работы с детьми младшего дошкольного возраста по воспитанию нравственных качеств посредством устного народного творчества Южного Урала.

Цель: Приобщить детей младшего дошкольного возраста к культурным ценностям Южного Урала.

Задачи:

1. Способствовать усвоению детьми духовно-нравственных категорий : добро-зло, послушание-непослушание, согласие-вражда, трудолюбие-лень, бескорыстие-жадность, простота-хитрость, и правил доброй, совестливой жизни;

2. Содействовать развитию познавательной сферы детей, коммуникативных навыков;

3. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор;

4. Воспитывать послушание на основе любви к своим родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;

5. Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься любимым делом, доводить начатое до конца, с уважением относится к результатам своего и чужого труда;

6. Формировать представление младших дошкольников о культурных ценностях, и народных традициях средствами народного фольклора;

7. Познакомить детей с народным фольклором Южного Урала, помочь им понять его содержание, вызвать желание повторять и использовать средства фольклора самостоятельно в повседневной жизни;

8. Расширить и активизировать словарь детей;

9. Прививать любовь к красоте и мудрости русской речи средствами народного фольклора.

Месяц Тема Произведения устного народного творчества

Сентябрь

«Дары осени»

Стихотворение Е. Ховива «Прощание с летом»

Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

Стихотворение В. Суслова «В огороде»

Стихотворение Л. Татьяничевой «Царь-яблоко», «Арбуз»

Стихотворение С. Б. Школьниковой «Помидор»

Стихотворение Кузнецова В. Н. «Базар»

Пикулева Н. В. «Прибаутки к обеду», «Тары-тары-тарарешечки»

Колыбельная «Котик серый, хвостик белый…»

Потешка «Идет коза рогатая…»

Приговорка «Месяц посвети, за плетень погляди…»

Октябрь «Животные и птицы» Борченко А. Г. «Белый воробей»

Школьникова С. Б. Стихотворение «Собачка, не лай», «Чем ест кошка», «Котик»

Стихотворение Л. Татьяничевой «Пернатый барабанщик»

Стихотворение Л. Преобрабраженская «Лисонька», «Косули», «Мишка», «Дятел», «Рысь», «Ежик», «Снегири»

Сказка Ю Подкорытова «Почему у петуха гребешок стал красным»

Заклички «Осень, осень…», «Медведь могучий…»

Сказка Лозневого А. С. «Хвост»

Нагайбакская сказка «Почему кошки умываются после еды»

Стихотворение Е. Ховива «Воробьиный язык»

Прибаутка «Журавль долгоногий не мельницу ездил…»

Колыбельная «Ай люли, люленьки прилетели гуленьки…»

Пестушка «Уты полетели, на головку сели…»

Башкирская поговорка

«Без труда не появится еда»,

«В доме где согласие- изобилие, счастье»

Ноябрь «Дружба» Удмуртская народная сказка «Красавица береза»

Стихотворение Л. Преображенская «Рисуют ребята»

Стихотворение Е. Ховива «Близнецы»

Стихотворение Л. Татьяничевой «За него не вступлюсь»

Стихотворение Л. Рахлиса «Теплое словечко»

Стихотворение А. Горской «Дружок»

Русская народная сказка «Два жадных медвежонка»

Колыбельная «Ай, бай, бай, ты собачка не лай…

Потешка «Ладушки, ладушки, где были? У бабушки…»

Прибаутка «Кошка в лукошке рубашку шьет, а кот на печи сухари толчет…»

Небылица «Из-за тучи, из-за гор, ехал дедушка Егор…»

Русские поговорки:

«Любовь и совет, так и горя нет»,

«На что клад, коли в семье лад»

Декабрь «Здравствуй, Зимушка, зима!» Русская народная сказка «Снегурочка»

Прибаутка «А кто у вас большой, а кто у вас меньшой…»

Колыбельная «Как у нашего кота колыбелька золота…»

Стихотворение В. Суслова «Воробей»

Пестушка «Потягушеньки, порастушеньки, поперек потолстушеньки…»

Стихотворение С. Б. Школьниковой «Мороз вырос»

Стихотворение Л. Рахлиса «Зимние засони»

Татарские поговорки:

«Без труда и зайца не поймаешь»;

«Кто работает – тот сыт»

Январь «В гостях у сказки» Русская народная сказка «Рукавичка»

Татарская сказка «Лентяйка»

Колыбельная «Сон идет по лавочке, Дремота – по другой…»

Пестушка «Та, та, та, та, та, вышла кошка за кота…»

Нагайбакская народная сказка «Сказка про облака»

Небылица «Рано утром вечерком, поздно на рассвете…»

Закличка «Солнышко. Солнышко, выгляни в окошко…»

Потешка «Сорока, сорока, где была? Далеко…»

Прибаутка «Котик-коток, кудрявый лобок…»

Русские поговорки: «Дерево ценят по плодам, а человека- по делам», «Скучен день до вечера, коли делать нечего»

Февраль «Мой дом, мой город, моя страна, моя планета» Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Стихотворение Дышаленковой Р. А. «В гостях у бабушки»

Стихотворение Л. Рахлиса «Кто остался жить в селе?»

Стихотворение М. Гроссмана «Шла Аленушка в лесок»

Потешка «Ладушки, лады, не поливаны сады…»

Колыбельная «Спи дитя мое, усни, сладкий сон к себе мани…»

Прибаутка «На пеньке я сижу, мелки колышки тешу, огород гаражу, капусту сажу…»

Русские поговорки:

«Небо везде голубое. а дома – родное»,

«Не красна изба углами, а красна пирогами»

Март «Женский день» Стихотворение Е. Благиной «Посидим в тишине»

Ненецкая народная сказка «Кукушка»

Стихотворение М. Гроссмана «Девочки играют»

Стихотворение А. Борченко «Загадка»

Потешка «Вода текучая, дитя растучее…»

Закличка «Ветер-ветерок дунь еще разок»

Колыбельная «Ай люли, люли, люли, прилетели журавли…»

Приговорка «Жаворонки прилетите, крынку масла принесите…»

Башкирские пословицы:

«В доме, где согласие – изобилие, счастье»

Апрель

«Встречаем птиц»

Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок»

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко»

Стихотворение Л. Преображенской «Дятел», «Снегири»

Стихотворение В Суслова «Воробей», «Щегленок», «Хвастунишка»

Стихотворение Л. Татьяничевой «Пернатый барабанщик»

Прибаутка «Гуси в гусли, утки в дудки, вороны в коробы…»

Колыбельная «Ай, люли, люленьки, прилетел гуленьки…»

Пестушка «Ай, лады, лады, лады, не боимся мы воды…»

Русская поговорка. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

Май «Моя семья»

Л. Татьяничева Стихотворение «Наша семья»

Удмуртская народная сказка «Красавица береза»

Стихотворение Л. Преображенской «Бабушкин внук»

Колыбельная «Баю, баю, баиньки, купим Тане валенки…»

Стихотворение Р. Дышаленковой «В гостях у бабушки»

Закличка «Солнышко, солнышко, выгляни на бревнышко…»

Прибаутка «Наша доченька в дому, что оладушек в меду…»

Потешка «Большаку дрова рубить, а тебе воду носить…»

Русские поговорки : «На что клад, коли в семье лад», «Любовь, да совет, так и горя нет»

Июнь «Краски лета» Нагайбакская народная сказка «Сказка про облака»

Пикулева Н. В. Стихотворение «Про лето», «Пчелка».

Борченко А. Г. Стихотворение «После дождя».

Школьникова С. Стихотворение «Летний дождик», «Качели».

Закличка «Божья коровка, слетай на небушко, принеси нам хлебушка…»

Небылица «Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под собаки лают ворота…»

Приговорка «Радуга-дуга не давай дождя…»

Прибаутка «Я умница-разумница, про то знает вся улица…»

Июль «Уральские писатели – детям» Горская А. Б «Башмаки»

Пикулева Н. В. «Был у кошки День рожденья»

Гершун С. М. «Красота», «Зайчик».

Прибаутка «Котик-коток, кудрявый лобок, сидит кот у ворот…»

Стихотворение Р. Дышаленковой «Под листом», «Околесица»

Поговорка «Кто любит трудиться – тому без дела не сидится».

Закличка «Улитка, улитка, высунь рога, дам кусок пирога…»

Потешка «Уж я Ванюшке пирог испеку…»

Август

«Мой огород. Витаминная неделя»

Стихотворение Кузнецова В. Н. «Базар»

Стихотворение С. Школьниковой «Помидор»

Стихотворение Л. Татьяничевой «Арбуз», «Клюква»

Стихотворение В. Суслова «В огороде», «Будь здоров»

Стихотворение с. Гершуни «Гречка»

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Прибаутка «На пеньке я сижу, мелки колышки тешу, огород гаражу. Капусту сажу…»

Приговорка «Выйду в сад я рано утром и нарву смородины…»

Русские народные поговорки : «Хорошо трудиться – хлеб уродится», «Яблоко ценят по плодам, а человека по делам»

Список литературы:

1. «Южный Урал: шаг за шагом. Программа по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. – Челябинск: ООО «Изд. Уникальная книга», 2016;

2. Измайлов А. Э. Народная педагогика. – М. ,1991;

3. «Южно-уральские писатели». Хрестоматия для детей дошкольного возраста / [составитель Т. Н. Крохалева] – Челябинск: ООО Издательский центр «Взгляд», 2007;

4. Бурлакова Л. Л. «Знакомим дошкольников с народной культурой» - М. : ТЦ «Сфера», 2011.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей воспитателя Олейник О. В. по теме: «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста.».

Консультация для родителей «Устное народное творчество как средство развития речи детей» Богатейшим материалом, основой для игр, развивающие коммуникативные навыки, развивающих речь ребенка во всех ее аспектах, является русский.

Консультация для воспитателей «Сказка как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников» Консультации для воспитателей. Подготовила Фоменко Людмила Ивановна, воспитатель д\с N10 г. Алексеевки Белгородской области. Твердят:.

Мастер-класс «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Плешановский детский сад №1» Подготовила: воспитатель Мамбетова.

План по самообразованию «Устное народное творчество как средство воспитания детей раннего дошкольного возраста» Тема: «Устное народное творчество как средство воспитания детей раннего дошкольного возраста». Цель: объединить усилия педагогов и родителей.

План самообразованию «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста» МБДОУ д/с №11 «Катерок» План самообразования (в виде проекта) Тема: «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста».

Презентация опыта «Устное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возраста» Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Она имеет большое значение для целостного и всестороннего развития.

Проект «Развитие креативных способностей детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество» «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». (К. Д. Ушинский) Введение. Креативность – сложный процесс, связанный.

Проект «Создание мультфильма как средство воспитания духовно-нравственных качеств у детей» Автор проекта: Кошарнова О. Н. Тип проекта: групповой, информационно-творческий, По продолжительности: средне-срочный. Участники проекта:.

Устное народное творчество в обучении математике детей дошкольного возраста Математическое развитие детей необходимо осуществлять и на занятиях, и в различных видах детской деятельности. Эффективным дидактическим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Устное народное творчество как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 9 января 2019 в 15:35
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД