ольга дроботенко
Утренняя гимнастика как часть образовательного процесса в дошкольных группах
▼ Скачать + Заказать документы
Утренняя гимнастика как часть образовательного процесса в дошкольных группах МКОУ Октябрьской СОШ.
Для чего нужна зарядка? –
Это вовсе не загадка –
Чтобы силу развивать
И весь день не уставать.
На зарядке все в порядке,
Машут крыльями хохлатки,
Начинают воробьи
Приседания свои….
Автор: Синявский П. А.
Публикация «Утренняя гимнастика как часть образовательного процесса в дошкольных группах» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2021
Цель утренней (гигиенической) гимнастики в дошкольных группах МКОУ Октябрьской СОШ — сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников, создание положительного эмоционального тонуса.
Задачи утренней (гигиенической) гимнастики в дошкольных группах МКОУ Октябрьской СОШ:
Оздоровительная:
- «разбудить организм»;
- настроить его на рабочий лад;
- активизировать деятельность всех важных систем организма;
- стимулировать работу всех внутренних органов, способствовать закаливанию, формированию правильной осанки, предупреждать возникновение плоскостопия.
Образовательная :
- закрепить двигательные умения и навыки (ходьба, прыжки)
- продолжать развивать физические качества (быстрота, ловкость, сила, гибкость, координация и т. д.).
Воспитательная:
-развивать организованность, самостоятельность, целеустремленность, внимательность,
- учить согласованно действовать в коллективе, быть выдержанным
- вызывает положительные эмоции и радостное ощущение.
Утренняя гимнастика обязательная часть режима дня и проводится ежедневно перед завтраком. Летом в хорошую, сухую погоду, утреннюю гимнастику проводят на открытом воздухе на участке.
Утренняя гимнастика в дошкольных группах МКОУ Октябрьская СОШ рассматривается как важный элемент двигательного режима, выполняя упражнения утренней гимнастики ребенок должен получать приподнятое эмоциональное состояние и настоящую радость движений. Не должно быть гимнастики по принуждению. Если кто-то из детей не хочет заниматься сегодня, не надо его принуждать, главное, в последствии понять причину такого поведения и подобрать индивидуальные формы воздействия.
Утренняя гимнастика представляет собой комплекс физических упражнений для мышц и суставов. Зарядка для дошкольников часто дополняется элементами дыхательной гимнастики и пальчиковыми играми. Утренние упражнения могут сочетаться с приёмами закаливания.
Кроме здоровьесберегающих функций, зарядка выполняет значимую роль в развитии психических процессов, коммуникативных способностей, расширении познавательных интересов.
Утренняя гимнастика является одним из инструментов воспитания всесторонне развитой личности.
Дети должны расти здоровыми, чтобы легко формировались необходимые умения и навыки, активно развивались способности.
Здоровый ребёнок восприимчив к обучению, понимает требования воспитателя, в нём укрепляется естественный интерес к познанию. Поэтому зарядка является регулярным занятием в дошкольных группах МКОУ Октябрьской СОШ.
Виды утренней гимнастики
Комплексы утренней гимнастики реализуются в общих принципах:
- доступность: упражнения и игры соответствуют физической подготовке дошкольников, объяснения и показ понятны;
- эффективность и польза: зарядка развивает детей, улучшает их физическое состояние;
- позитивность: воспитанники дошкольных групп МКОУ Октябрьской СОШ выполняют зарядку для хорошего настроения, если ребёнок не расположен к физической активности (болен, расстроен, его не принуждают заниматься.
Чтобы зарядка вошла в привычку у детей, она должна увлекать их и приносить радость. Для создания устойчивой мотивации дошкольников к выполнению утренней гимнастики воспитатель подбирает интересные упражнения, проводит занятие в игровой форме или привлекает необычный инвентарь.
Рассмотрим подробнее, какой бывает зарядка в дошкольном учреждении.
Общеразвивающая гимнастика — простой комплекс упражнений, не объединённых каким-либо сюжетом, направлен на стимулирование двигательной активности.
Выполнение движений, как правило, проходит по стихотворным текстам или под музыкальное сопровождение. Аудиозарядка проводится в дошкольных группах МКОУ Октябрьской СОШ с первой разновозрастной группы общеразвивающей направленности (возраст 1,5 – 3 года, мелодия помогает малышам почувствовать темп движений. Утренняя гимнастика может проводиться под «живой» аккомпанемент в музыкальном зале или с использованием аудиозаписей.
Утренняя зарядка проводится воспитателем по заранее составленным комплексам. Физические упражнения и подвижные игры согласуются с программой по физическому развитию: дети выполняют знакомые движения, во время зарядки не обучают новым играм.
Гимнастические комплексы включают :
- общеразвивающие упражнения для крупной и мелкой мускулатуры;
- дыхательные упражнения и упражнения для укрепления сердечно-сосудистой системы;
- строевые упражнения и игры: на построение, перестроение, повороты.
Как и любому виду детской активности, зарядке сопутствует словесное творчество. Детский фольклор существует в подвижных играх и утренней гимнастике в форме коротких ритмичных текстов. С их помощью дошкольники зазывают товарищей на зарядку, подбадривают к продуктивной работе, сопровождают маршевую ходьбу, приветствуют друг друга и прощаются.
Сюжетная зарядка — комплекс упражнений, объединённых какой-либо темой или построенных по незамысловатому сюжету.
Дошкольники любят истории и стихотворения про животных, с ними проводятся «Птичья зарядка» и «Зарядка про зверят».
Проводимые таким образом занятия будут приносить максимум пользы для психофизического развития детей.
Для этого и используются воспитателями речевки для утренних занятий гимнастикой в детском саду. Ведь с их помощью возможно достичь сразу несколько целей. А главное — они вовлекают малышей в процесс, делая его веселым и интересным для них.
Дети очень любят речёвки. Проговорить или прокричать девиз хором — это весело, как минимум. А главное, ощущается чувство сплочённости группы, благодаря не только произнесённой всеми вместе фразой, но и работе над общей важной целью — поддержанием здоровья.
Примеры речёвок для утренней гимнастики в детском саду :
Зарядка всем полезна,
Зарядка всем нужна.
От лени и болезни
Спасает нас она.
Зарядку делай каждый день:
Пройдёт усталость, вялость, лень.
Считалка
Раз, два — вот какой высокий я!
Три, четыре — ножки расставляем шире!
И, сутулиться нельзя —
Быть прямой должна спина!
Здоровье в порядке - спасибо зарядке!
Наглядные материалы для утренней гимнастики
С целью создания положительной мотивации к выполнению гимнастики используются игрушки, тематические картинки, элементы декораций.
По мере освоения ребятами общеукрепляющих упражнений воспитатель обращается к настенным плакатам.
Рекомендуется иметь в спортивном уголке комплекты печатных схем с упражнениями для разных возрастных групп. Изучать плакаты можно в качестве напоминания порядка движений упражнения и техники выполнения.
Утренняя гимнастика — обязательная часть обычного дня в дошкольных группах МКОУ Октябрьской СОШ. Только регулярные и грамотно организованные занятия будут эффективны в укреплении физического и эмоционального здоровья малышей.
Воспитатель проделывает большую работу, разрабатывая комплексы зарядки для дошкольников разных возрастов, подбирает упражнения и музыку, придумывает увлекательные сюжеты, привлекает необычный инвентарь. Это ежедневный труд на благо подготовки здорового подрастающего поколения.