Папки-передвижки

В помощь педагогам: Игротека «Развиваем речь» для детей старшего дошкольного возраста

Людмила Полякова
В помощь педагогам: Игротека «Развиваем речь» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Игры и задания на развитие лексики

Послушай, слова. Какие из них обозначают овощи?

Лук, редис, подорожник, укроп.

Чеснок, редис, роза, тыква.

Помидор, щавель, свёкла, капуста.

Картофель, яблоко, клубника, ромашка.

Послушай, слова. Какие из них обозначают домашних животных?

Лиса, волк, собака, заяц.

Лошадь, телёнок, лось, медведь.

Осёл, косуля, рысь, тигр.

Белка, кошка, петух.

Сарай, корова, коза, овца.

Кролик, выдра, щенок, попугай.

Публикация «В помощь педагогам: Игротека „Развиваем речь“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Послушай, слова. Какие из них обозначают транспорт?

Грузовик, метро, самолет, скамейка.

Автобус, дорога, вертолет, пассажир.

Поезд, купе, пароход, якорь.

Трамвай, водитель, троллейбус.

Догадайся, каким будет четвертое слово (смысловые ряды) :

Гвоздь – молоток, шуруп - … Дом – крыша, книга - …

Квадрат – куб, круг - … Птица – яйцо, растение - …

Хорошо – лучше, медленно - … Огонь – пожар, вода - …

Зерно – амбар, деньги - … Электричество – выключатель, - вода - …

Одежда – голый, обувь - … Школа – учёба, больница - …

Человек – ребёнок, собака - … Резина – шина, сталь - …

Птица – гнездо, человек - … Пальто – пуговица, ботинок - …

Слова для справок: отвёртка, обложка, шар, семья, медленнее, потоп или (наводнение,

банк или (кошелёк, кран, босой, лечение, щенок, обод, дом, шнурок, лето.

Выбери правильный ответ:

В году месяцев (7, 12, 16, 24).

Отец старше сына (иногда, часто, всегда, никогда).

У дерева всегда есть (листья, корень, плоды, цветы).

Зимний месяц (ноябрь, март, февраль, июнь).

Всегда горячий (утюг, грелка, кипяток, пар).

Игра «Назови части» ( возможны 2 варианта: по картинке, по представлению)

Взрослый называет предмет, предлагает представить этот предмет (животное, птицу и т. д.) и

назвать его части.

Например:

К о т – тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть.

Г р у з о в и к -. … … … Ч а й н и к -. … … …

Д о м-. … … … П т и ц а -. … … …

Д е р е в о-. … … … Ч е л о в е к -. … … …

Р у б а ш к а -. … … … Б о т и н о к

Игра «Отгадай предмет по названиям его частей» :

кузов, кабина, колёса, руль, фары, дверцы (грузовик);

рукава, воротник, петли, пуговицы, манжеты (рубашка);

голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова);

дно, крышка, ручки, стенки (кастрюля);

Объясни, что общего

у 2-х предметов: огурец, помидор – (овощи);

ромашка, тюльпан – (цветы);

слон, медведь – (животные);

стрекоза, муравей – (насекомые);

у 3-х предметов: мяч, солнце, шар;

тарелка, ваза, чашка;

лист, трава, крокодил;

Угадай обобщающее слово:

• Растут на грядке в огороде, используются в пище.

• Растут на дереве в саду, очень вкусные, сладкие.

• Надеваем на тело, на голову, на ноги.

Угадай по описанию:

Например, Что это? Овощ, круглый, красный, вкусный (помидор)

Отгадывание загадок по картинке с использованием эпитетов

(предлагается несколько картинок, из которых надо выбрать нужные).

Например,

Я высокий, тонкий, пятнистый (жираф).

Я низкий, толстый и серый (бегемот).

Я маленький, серенький, с длинным хвостиком (мышонок).

Я горбатый, с длинной шеей и тонкими ногами (верблюд).

Игра «Скажи наоборот» (слова антонимы) :

День- Войти- Большой- Близко-

Утро- Говоришь- Белый- Редко-

Восход- Взял- Высокий- Медленно-

Весна- Нашёл- Весёлый- Рано-

Зима- Забыл- Тёмный- Темно-

Добро- Уронил- Горький- Низко-

Друг- Насорил- Добрый- Легко-

Грязь- Ложиться- Здоровый- Можно-

Жара- Одеваться- Новый- Трудно-

Мир- Мириться- Молодой- Радостно-

Правда- Опускать- Острый- Много-

Радость- Помогать- Толстый- Плохо-

Вдох- Смеяться- Широкий- Сухо-

Выдох- Залететь- Сухой- Широко-

Юг- Закрывать- Смелый- Ярко-

Польза- Включать- Твердый- Высоко-

Молодость- Входить- Чистый- Чисто-

Закончи предложения:

Слон большой, а комар …. Золушка добрая, а мачеха … .

Камень тяжёлый, а пушинка …. Зимой погода холодная, а летом … .

Сегодня мне весело, а вчера было …. Суп горячий, а компот ….

Заяц скачет быстро, а черепаха ползёт Дерево высокое, а трава … .

Переходя улицу, сначала посмотри налево, а потом … Дедушка старый, а внук

Друзья часто ссорятся, но легко …. Сахар сладкий, а горчица.

Я живу близко от реки, а мой друг … Река широкая, а ручеёк

Работать трудно, а отдыхать …. Днём светло, а ночью

Вечером ложатся в кровать, а утром …. Лев смелый, а заяц ….

Я больна, но скоро буду …. Кричат громко, а шепчут ….

Продавец продаёт, а покупатель …. Молоко жидкое, а сметана …

Воспитатель спрашивает, а дети …. Сажа чёрная, а снег …

Сравни:

По вкусу: горчицу и мёд.

По цвету: снег и сажу.

По высоте: дерево и куст (цветок0

По толщине: канат и нитку.

По ширине: дорогу и тропинку.

По возрасту : юношу и старика.

По весу: гирю и воздушный шар.

По размеру: дом и шалаш.

Подбери как можно больше предметов (существительных) к названию действия (глагол)

Бежит: Кто? (человек, зверь) Идет: Кто? (девочка, кошка)

Что? (время, дождь, снег, град) Что? (река, ручей, молоко, время)

Растет: Кто? (ребенок, собака)

Что? (Дерево, цветок)

Игра «Кто как передвигается?»

Лошадь – скачет, змея – ползает, птица -…, рыба -…, лягушка -… .

Игра «Кто как голос подаёт?»

Голубь – воркует, ворона - кошка -

Воробей - сорока - свинья –

Петух - сова - корова –

Курица - лягушка - овца –

Гусь - волк лошадь

Утка - медведь - собака –

Игра «Кто, что умеет делать?»

Учитель – учит, художник - шофёр –

Доктор - парикмахер - продавец –

Повар - чертёжник - покупатель –

Уборщица - плотник - портной (швея)

Маляр - строитель - сапожник –

Игра «Что делает?»

Курица – кудахчет, квохчет, клюёт, созывает, несётся и т. д.

Собака – лает, рычит, ласкается, кусается, бегает, сторожит, охраняет, спасает, грызёт и т. д.

Кошка –

Змея -

Птица – и т. д.

Игра «Чья морда? Чей хвост? Чьи уши?» (образование притяжательных прилагательных).

У собаки: морда собачья, хвост собачий, уши собачьи.

У кошки: У коровы:

У лошади: У быка:

У козы: У зайца:

У лисы: У медведя:

У волка: У белки:

Игра «Что из чего сделано?» (образование относительных прилагательных).

Стакан из стекла – стеклянный Хлеб из ржи – ржаной

Сковорода из чугуна - Варенье из вишни –

Нож из металла - Замок из песка –

Ведро из железа - Сумка из кожи –

Ваза из хрусталя - Мяч из резины –

Чашка из фарфора - Шуба из меха –

Платье из шелка - Крыша из соломы –

Коробка из картона - Игрушка из пластмассы –

Шарф из шерсти - Труба из кирпича –

Булка из пшеницы - Подушка из пуха –

Одеяло из ваты - Суп из овощей –

Сок из моркови - Суп из грибов –

Плов из курицы - Суп из рыбы –

Пюре из картофеля - Котлеты из мяса –

Пюре из гороха - Котлеты из курицы –

Игра «Назови правильно»

Лист дуба – дубовый лист, Лист осины –

Лист березы – Лист клена –

Лист липы – Лист яблони –

Лист рябины – Лист смородины –

Шишка сосны – Шишка ели –

Игра «Объясни, почему так называется» :

Рыболов – (рыбу ловит) Листопад –

Пчеловод - Ледоход –

Землекоп - Самокат –

Пешеход - Вездеход –

Ледокол - Самосвал –

Лесоруб - Пылесос –

Самолет – Трубочист –

Игра «Придумай одно слово вместо двух» :

Снег чистит – снегоочиститель Канавы копает – канавокопатель

Трубы укладывает – трубоукладчик Овощи чистит – овощечистка

Скоро варит – скороварка Мясо рубит – мясорубка

Пыль сосет – пылесос и т. д.

Дидактические игры и задания на формирование грамматического строя

Игра «Что в магазине?»

Взрослый говорит про один предмет, ребенок про несколько.

Взрослый: У меня яблоко, а в магазине?

Ребенок: А в магазине яблоки.

Взрослый: У меня огурец, а в магазине?

Ребенок: А в магазине огурцы и т. д.

Еще один вариант игры.

Взрослый говорит про предмет или про несколько, ребенок – про много.

Взрослый: У меня яблоки, а в магазине много?

Ребенок: А в магазине много яблок и т. д.

Игра «Кто подберет больше слов?» (закрепление формы Винительного падежа).

- Что можно шить (Платье, пальто, сарафан, рубашку, шубу, сапоги и т. д.)

- Что можно связать?

- Что можно штопать?

- Что можно завязывать?

- Что можно надеть?

- Что можно обуть?

- Что можно «надвинуть» на голову?

Игра «Что без чего?» (Закрепление Родительного падежа).

Стул без… (ножки) Машина (без колеса)

Стул без… (спинки) Шуба (без воротника, пуговицы)

Кастрюля без… (ручки) Чайник (без носика)

Платье (без рукава) Расческа (без зубьев)

Ботинки (без шнурков)

Игра «Кому что дадим?» (Закрепление Дательного падежа).

Сено дадим… корове, козе, лошади.

Грибы дадим…

Яблоки дадим…

Малину дадим…

Молоко дадим…

Косточку дадим…

Овощи дадим… и т. д.

Игра «Кому что нужно для работы?»

Указка – учителю Весы –

Термометр – Кисть –

Шприц – Ружье –

Удочка – Ножницы –

Иголка – Нож – и т. д.

Игра «Кто чем управляет?» (закрепление Творительного падежа).

Водитель управляет …, Капитан управляет-,

Поездом управляет …, Мотоциклист управляет … ,

Вертолетчик управляет …, Велосипедист управляет … ,

Летчик управляет …, …, Космонавт управляет …, …, и т. д.

Игра «Что где растет?» (закрепление Предложного падежа).

Овощи растут … (на грядке) Фрукты растут…

Ягоды растут… Цветы растут…

Деревья растут… и т. д. Грибы растут…

Игра «Кто где живет?»

Лиса живет в норе Белки живут в …

Медведь зимует в … Ежик живет в …

Волк живет в … Мышки живут в …

Телята живут в … Лошади живут в …

Кролики живут в … Свиньи живут в …

Игра «Что в чем?»

В чем варят суп? (суп варят в кастрюле) В чем носят воду из колодца? (воду носят в ведре)

В чем кипятят воду?) В чем носят молоко?)

В чем хранят сахар?) В чем подогревают еду?)

Игра «Что где лежит?»

Где лежит хлеб? (Хлеб лежит в хлебнице). Где лежит салат?).

Где лежат конфеты?). Где лежит сахар?).

Где лежит масло?). Где лежит соль?).

Где лежат сухари)и т. д.

Игра «Где мы были, что мы видели?» (закрепление окончаний существительных

Родительного падежа множественного числа)

Я была в огороде. Видела много помидоров, огурцов, кабачков.

Я была в саду. Видела много яблок, груш, слив и т. д.

Я была в лесу. Видела много…

Я была в зоопарке. Видела много…

Я была в парке. Видела много…

Игра «Мой, моя, моё, мои» (закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными)

Взрослый: Назови предметы, про которые можно сказать «Это мой».

Ребенок: мой мяч, мой карандаш, мой зайка и т. д.

Взрослый: Назови предметы, про которые можно сказать «Это моя».

Ребенок: моя кукла, моя сумка, моя машинка и т. д.

Точно так же «Это моё», «Это мои».

Игра «Исправь ошибки» (работа над понимаем распространенных предложений)

Коза принесла корм девочке. Правильно?

Чашка разбила Лену. -Нет

Мяч играет с Сашей. -А как будет правильно?

Дорога едет по машине.

Вова разбил стеклом мяч.

Оля с картинкой рисует папу.

Игра «Кто быстрее ответит на вопрос?» (лучше играть, когда детей несколько, но можно и с одним ребенком).

1. Свету брат зовет домой. Кто дома? Кто на улице?

2. Машу слушала мама. Кто говорил? Кто слушал?

3. Сережу ударил Рома. Кто драчун?

4. Папу ждет дочка Оля. Кто задержался?

5. Ваня шел впереди папы. Кто шел сзади?

6. Лес позади дома. Что впереди?

Игра «Исправь ошибки Незнайки»

Цель: тренировать детей в правильном употреблении предлогов в предложениях.

Оборудование: перечень предложений (цветы стоят на/в/ вазе; дети играют над/под/деревом; и т. п.).

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку оценить предложения, написанные Незнайкой. Ребенок определяет ошибки Незнайки, заменяют неправильно употребленный предлог правильным.

Игра «Почемучкины вопросы»

1. Почему птицы улетают на юг?

2. Почему наступает зима?

3. Почему ночью темно?

4. Почему зимой нельзя купаться в реке?

5. Почему летом жарко?

6. Почему медведь зимой спит?

7. Почему заяц зимой белый?

8. Почему дома нельзя играть с мячом?

9. Почему из трубы идет дым?

10. Почему в доме делают окна?

11. Почему листья на деревьях появляются весной?

И еще можно придумать тысячу вопросов «почему?»

1. Может ли стол, у которого отвинтили обе ножки, стоять? Почему?

2. Может ли трамвай объехать девочку, стоящую на рельсах?

3. Может кубик катиться? Почему?

4. Может велосипед обогнать автомобиль? Почему?

5. Если по телевизору показывают футбол – может мяч вылететь и ударить мальчика?

6. У тебя маленькая сумка и большой мешок, и то и другое с картошкой. Что легче нести?

7. Кого в лесу трудно увидеть? А кого легко?

7. По комнате бегал черный котенок и попал в банку с мукой. Вдруг в комнате появился белый котенок. Откуда он взялся?

8. Мама выглянула в окно и говорит: «На улице сильный ветер!» Как она догадалась?

9. Мама выглянула на улицу и сказала: «Нужно взять зонт». Какая погода за окном?

10. Может поезд метро столкнуться с автобусом?

11. Летом можно кататься на лыжах? Почему?

12. Папа поднимает тяжелую гирю, а мальчик не может. Почему?

13. Папа купил сыну мороженое, положил его в карман курточки и забыл! Когда через час папа вспомнил о мороженом, его в кармане не оказалось. Куда оно делось?

14. Если с крыши дома бросит платок и камень, что быстрее упадет на землю?

15. Для чего зимой надевают шубы.

16. Собака бежала за кошкой, а мальчик шел сзади собаки. Кто был впереди?

Игра «Найди ошибку»

Взрослый предлагает послушать предложение ребенку, определить, правильно ли оно составлено, а если неправильно – исправит его.

1. Шел дождь, потому что я взяла зонтик.

2. Цветы не поливали, потому что они засохли.

3. Солнышко прячется, потому что ночью темно.

4. У Кати день рождения, потому что ей подарили куклу.

5. Солнце пригревает, потому что стал таять снег.

6. Мама поругала Петю, потому что он испачкался.

7. Река замерзла, потому что дети взяли коньки.

8. День был жаркий, потому что ребята пошли купаться.

9. Прилетели грачи, потому что пришла весна.

10. В комнате темно, потому что выключили свет.

(можно придумывать свои самые разнообразные предложения. Это только примерные.)

Публикации по теме:

Рассказ для детей старшего дошкольного возраста «Пес в сапогах спешит на помощь» к Всемирному Дню животныхРассказ для детей старшего дошкольного возраста «Пес в сапогах спешит на помощь» к Всемирному Дню животных В октябре, к Всемирному дню животных, проходили у нас в детском саду несколько мероприятий. В этот раз мы решили рассказать о домашних.

Доклад «Знакомим детей старшего дошкольного возраста с окружающим, миром природы и развиваем речь» Доклад на тему: «Знакомим детей старшего дошкольного возраста с окружающим, миром природы и развиваем речь». Подготовила воспитатель МДОУ.

Как развить речь ребенка с помощью игр. Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста Довольно часто родители отдают ребенка в детский сад потому, что «детей там учат». В общем, это верно, но ведь детям так хорошо дома! И.

Конспект НОД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «Мы спешим на помощь! Измерение объема жидких тел»Конспект НОД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «Мы спешим на помощь! Измерение объема жидких тел» Конспект НОД по познавательному развитию На тему: «Мы спешим на помощь!» Для детей старшего дошкольного возраста Разработала воспитатель.

Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику-развиваем речь» Развиваем мелкую моторику - развиваем речь. В настоящее время проблемы речевого развития детей дошкольного возраста стали более актуальны.

Консультация для родителей «Развиваем пальчики — развиваем речь» КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. РАЗВИВАЕМ ПАЛЬЧИКИ – РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ. Подготовила воспитатель: Томилова А. В. Известный педагог В. А. Сухомлинский.

Мастер-класс для родителей «Развиваем творческие способности и речь у детей раннего возраста» Цель: Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми. Задачи: Формировать у родителей умение организовывать совместную творческую.

Памятка для родителей старшего дошкольного возраста «В игры играем — внимание развиваем». Уважаемые родители, быстро пролетят месяцы, дни и ваш ребенок пойдет в школу, и, наверное, вам не безразлично как он будет учиться. Одним.

Семинар-практикум для педагогов «Развиваем речь детей и взрослых» Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ. Задачи: • уточнить и закрепить знания воспитателями.

«Кто придет к тебе на помощь?». Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме «Семья» Старший дошкольный возраст «Коммуникативная деятельность» Тема: «Кто придет к тебе на помощь?» Задачи: 1. Создать условия для: - развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
В помощь педагогам: Игротека «Развиваем речь» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 18 февраля 2018 в 11:31
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «В помощь педагогам: Игротека «Развиваем речь» для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Полякова (УИ 1467164) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД