Екатерина Гаврилюк
В помощь родителям. Практика логопеда «Тренируем руки — развиваем речь»
▼ Скачать + Заказать документы
Мы с мячом играем,
Пальцы укрепляем,
Руки тренируем,
Речь мы формируем.
Игры с мячом известны с давних времен, хотя точно история не знает ни места, ни времени рождения этих игр. Они весьма популярны и встречаются почти у всех народов мира. Неслучайно считаются самыми любимыми из игр – практически каждый ребенок с раннего возраста знаком с мячом.
В России игры с мячом также были известны издавна. В простонародье мячи чаще всего делали из тряпья и тряпьем же набивали. В северных губерниях мячи плели из лука – ремешков, сделанных из коры березы. Липы или ивы. Такие мячи внутри были пустые и набивались песком. В некоторых областях мячи делались из овечьей шерсти. Настоящие же, резиновые мячи, могли позволить себе только дети самых богатых семей.
Публикация «В помощь родителям, Практика логопеда „Тренируем руки — развиваем речь“» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Опыт работы, практика
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
• Теперь любой ребенок имеет возможность играть с мячом, и выбор их достаточно широк: в продаже имеются мячи различного качества, размера, цвета – на любой вкус. Как правило, более всего ребенка привлекают мячи яркие, прыгучие, легкие.
Такие игры не требуют длительной подготовки и не займут у вас много времени:
• «Маме мяч бросай и животных называй»
• «Папе мяч давай, четко фрукты называй»
• «Маме мяч отдай, транспорт быстро называй»
• «Животные и детеныши»
Человеческие дети знают всех детей на свете (у тигра – тигренок, у медведя – медвежонок, у льва – львенок)
• Игра с перебрасыванием мяча «Чей домик?» или «Кто где живет?» Кто в берлоге, кто в норе? Назови-ка поскорей!
Кто живет в дупле? Белка
Кто живет в скворечнике? Скворец.
Кто живет в гнезде? Птицы: ласточки, кукушки, сойки и т. д.
• Игра с мячом «Скажи ласково»
Мячик маленький поймай, да словечко приласкай.
Стол – столик, ключ – ключик, шапка – шапочка, белка – белочка, книга – книжечка, ложка – ложечка, голова – головушка.
• «Из чего сделано»
Мама, бросая ребенку мяч, говорит: «Вот предмет. А из чего люди его сделали?»
Рукавички из кожи, а ребенок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».
Рукавички из меха – меховые, тазик из меди – медный, рукавички из шерсти – шерстяные. Стакан из стекла – стеклянный. Ваза из хрусталя – хрустальная…
• «Чья голова?»
Папа бросает мяч кому-либо из детей, говорит: «У вороны голова…». Ребенок, бросая мяч обратно, заканчивает: «воронья».
Примеры: у рыси голова – рысья, у рыбы – рыбья, у кошки – кошачья, у сороки – сорочья, у зайца – заячья, у утки – утиная…
• Игра «Лови да бросай, цвета называй»
Что у нас какого цвета – мы расскажем вам об этом.
Желтый цыпленок, солнце, репа…
Зеленый – огурец, трава, лес…
Голубой – небо, лед, незабудки…
• «Один – много»
Мы волшебники немного: был один, а стане много.
Стол – столы, стул – стулья, двор – дворы, кол – колья, нос – носы…
• «Кто кем был?»
Папа, бросая мяч, называет предмет или животное, а ребенок, возвращая мяч, отвечает на вопрос кем (чем) был раньше названный объект:
Цыпленок – яйцом, хлеб – мукой, шкаф – доской, лошадь – жеребенком, корова – теленком, дуб – желудем, рубашка – тканью, рыба – икринкой, ботинки – кожей, яблоня – семечком, лягушка – головастиком, сильный – слабым, бабочка – гусеницей…
Уважаемые родители!
Речевое дыхание является одним из главных условий здоровья наших детей. Предлагаем вашему вниманию занятия, включающие в себя дыхательные упражнения, имеющие оздоровительную направленность.
Умение пользоваться дыханием ребенок:
- говорит четко, внятно
- не употребляет речевых протяжек (-м-м-м, -а-а-а)
- дышит носом
- не захватывает воздух в середине слова
- распределяет речевое дыхание равномерно от начала предложения до конца.
«Ветер и листья»
После вдоха ребенок задерживает дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносит звук «ф». затем на выходе произносит звук «п» несколько раз, делая ступенчатый выдох (т. е. в несколько приемов, начиная с двух выдохов и доводим до 5-6). Постепенно отпускаем руки вниз.
«Подуй на пальцы»
Ребенок складывает пальцы в щепоть, подносит их ко рту и сделав носом энергичный вдох, дуют на пальцы короткими выдохами, энергично работая мышцами живота.
«Ветер»
Дует легкий ветерок –ф-ф-ф
И качает так листок –ф-ф-ф
Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый –а-а-а
Рябиновый –и-и-и
Березовый –о-о-о
Дубовый –у-у-у
Дети как можно дольше должны произносить гласные звуки, распределяя речевое дыхание, не допускайте лихорадочное захватывание воздуха.
«Пчела»
Взрослый: «Пчелка, гуди!»
Легко взмахивает кистями рук.
«В поле лети
С поля лети –
Медок неси
Ж-ж-ж… Ам!»
Продолжаем движение кистями, продолжительно говорим звук –д-д-д, ударяя кулачками друг о друга.
Это упражнение не только учит ребенка правильно распределять речевое дыхание, но и подготавливает артикуляционный аппарат к овладению звуком Р.
«Самолет летит»
Дети долго произносят звук «У» меняя силу.
Если самолет летит далеко, мы разводим руки в стороны и делаем звук тихим.
Когда самолет близко, приближаем ладони друг к другу и усиливаем звучание.
Всего Вам доброго!