Получи документы

Валеологическое воспитание в семье

Юлия Матвеенко
Валеологическое воспитание в семье

В системе социально-педагогических условий, определяющих здоровье детей, решающую роль играет общение в семье.

Взаимоотношения с близкими людьми, социальная жизнь, нравственная самоорганизация являются центральными в мировоззрении ребенка. В семье он формирует личностное отношение к себе и к миру - создает основу для саморазвитии личности, затем для самоорганизации семьи.

Публикация «Валеологическое воспитание в семье» размещена в разделах

Еще П. Ф. Лесгафт в свое время писал: "Во время семейного периода жизни ребенка складывается его тип, усваиваются им обычаи и привычки данной местности и семьи, и поэтому этот период имеет большое влияние на жизнь человека и оставляет почти неизгладимый след на всем его существовании".

Влияние взрослых на развитие и формирование стратегии здорового образа жизни огромно. Личный пример родителей, уровень осознания ценности здоровья для себя и своего ребенка, их осведомленность в вопросах организации здорового образа жизни обеспечивают включение всех членов семьи в процесс саморазвития и самосохранения.

Семья играет кардинальную роль в создании фундамента здоровья своего ребенка.

Современные исследования как взрослых, так и детей, показывают, что уровень здоровья человека в наши дни значительно снижен, уменьшилась продолжительность жизни, увеличилась склонность к заболеваемости, особенно в периоды эпидемий. Успешность в работе и в личной жизни во многом зависит от состояния здоровья, как физического, так и психологического. В основном состояние тела и духа человека зависит на 50% от образа его жизни. Оттого одной из важных задач перед родителями и педагогами стоит сохранение здоровья в процессе обучения, воспитания и игры. А поскольку закладка основ личности происходит еще в дошкольном возрасте,искусством укрепления и сохранения здоровья необходимо заниматься с семьи и детского сада. Именно это является целью валеологии.

Что такое валеология? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к этимологии названия. Термин образуется из двух составных частей латинского происхождения: "valeo" - быть здоровым, и общеизвестного "logos" - учение, изучать.

Вот и получается, что валеология - это наука об искусстве быть здоровым, вести здоровый, правильный, активный образ жизни, приучаться к нему с самого детства.

Со стороны может показаться, что ничего сложного в себе эта наука не несет. Однако это не так. Ведь валеология рассматривает здоровье комплексно, целостно, включая все его стороны и аспекты и изучая со всех сторон и вариантов (психическое, социальное, душевное, моральное, физическое).

Если говорить о валеологии как о предмете, то главным объектом ее изучения будут педагогические основы, направленные на формирование самостоятельного желания у детей и взрослых добиться здорового образа жизни.

Есть определенная цель, которую преследует валеология как наука. Ее цели и содержание сводятся к следующему:

-Обучить людей здоровому образу жизни (ЗОЖ).

-Привить основы правил укрепления и восстановления здоровья организма без использования медицинских препаратов.

-Научить построению правильного графика жизни: питание, занятия спортом, отказ от вредных привычек, соблюдение элементарных правил гигиены, своевременное обращение за медицинской помощью.

Валеология как наука о здоровье решает следующие поставленные задачи: -исследование внутреннего потенциала здоровья каждого человека;

-оценка состояния здоровья по всем общепринятым медицинским показателям; -стремление к формированию внутренней установки ЗОЖ для людей; -укрепление здоровья и профилактика заболеваний через применение основ ЗОЖ.

В настоящее время в валеологии можно выделить следующие основные направления.

Педагогическая валеология изучает вопросы обучения и воспитания человека, имеющего прочную жизненную установку на здоровье и здоровый образ жизни на различных возрастных этапах развития. Сейчас эта отрасль валеологии развивается наиболее динамично, что обусловлено по крайней мере двумя следующими обстоятельствами: 1) потребностью общества в срочных мерах по оздоровлению человека с возможностью наиболее быстрой отдачи; 2) относительной дешевизной введения и реализации валеологических программ в образовательном процессе для находящегося в тяжелых финансовых и экономических условиях государства.

Основными понятиями педагогической валеологии являются валеологическое образование, валеологическое обучение, валеологическое воспитание, валеологические знания, валеологическая культура (предполагающая знание им своих генетических, физиологических и психологических возможностей, методов и средств контроля, сохранения и развития своего здоровья).

Валеологическое воспитание - это процесс формирования ценностно-ориентированных установок на здоровье и здоровый образ жизни, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и общекультурного мировоззрения. В процессе валеологического образования у человека развивается эмоциональное и вместе с тем осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях, стремление к совершенствованию собственного здоровья и к бережному отношению к здоровью окружающих людей, к развитию своего творчества и духовного мира, к осознанному восприятию и отношению к социуму.

Семейная валеология изучает роль и место семьи и каждого из ее членов в формировании здоровья, разрабатывает рекомендации путей и средств обеспечения здоровья каждого из поколений и всей семьи в целом. Видимо, этот раздел валеологии имеет большое будущее, так как формирование здоровья – от подготовки к деторождению до воспитания осознанного отношения к здоровью – наиболее целенаправленно и последовательно может осуществляться именно в семье. (начиная с планирования семьи).

Рекомендации:

Для успешности формирования здорового образа жизни важно привлечение родителей. Во-первых, на собраниях их знакомят с принципами валеологического воспитания, проводят беседы на тему закаливания, правильного питания, для них размещают стенды с описанием режима дня ребенка. Также проводятся спортивные мероприятия и конкурсы, на которых дети участвуют вместе с родителями (например, «Папа, мама и я – спортивная семья», «День Здоровья»). Родителей приглашают на тематические утренники («Путешествие в страну Здоровья», «Что для зубов полезно, а что вредно?») .

Список литературы

1. Голицына И. И., Карасева Т. В. Основы валеологии. 1996.

2. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение /Избр. педагогические сочинения /Сост. И. Н. Решетень. - М. : Педагогика, 1988, с. 203 - 204

3. Татарникова Л. Г. Валеология в педагогическом пространстве / Монография-эссе. - СПб. : Крисмас, 1999. - 171 с.

Публикации по теме:

Рекомендации «Музыкальное воспитание в семье» Мир музыки прекрасен и разнообразен. Восприятие прекрасных произведений, детских песен и, просто звуков, может происходить не только в ДОУ,.

Видеоотчет «Музыкальное воспитание в семье» Обучая ребёнка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными.

Воспитание любви к родной природе в семье Цель: Создать условия для сотрудничества воспитанников и родителей, их эмоционально положительного и психологического сближения; повысить.

Консультация «Физическое воспитание в семье» Физическое воспитание в семье Наши дети постоянно окружены заботой и любовью родителей. И это очень верно — ведь у детей есть право на счастливое.

Художественное воспитание ребенка в семье Зачастую родители ставят целью воспитать, «сделать» из ребенка кого-либо. Многие из них считают, что художественное воспитание нужно лишь.

Консультация для родителей «Музыкальное воспитание в семье. Виды музыкальной деятельности в семье» МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ Музыкальное воспитание в семье должно быть направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать,.

Музыкально-валеологическое воспитание детей дошкольного возраста Музыкально-валеологическое воспитание детей дошкольного возрастаОт состояния здоровья детей во многом зависит благополучие любого общества.

Нравственное воспитание ребенка в семье Семья - это первая инстанция на пути ребенка в жизнь. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок приобретает.

Реферат «Нравственное воспитание в семье» Содержание. 1. Введение 2 2. Основная часть 4 ГЛАВА 1. Теоретические аспекты нравственного воспитания ребёнка в семье 4 1) История проблемы.

Воспитание в семье с одним родителем Воспитание ребенка в неполной семье – это обычное воспитание, только оно проходит в более сложных условиях. В полной семье мама и папа занимают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Валеологическое воспитание в семье
Опубликовано: 28 марта 2018 в 11:17
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД