Папки-передвижки

Средние показатели речевого развития в младенческом и раннем возрасте

Наталия Пономаренко
Средние показатели речевого развития в младенческом и раннем возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

Средние показатели речевого развития в младенческом и раннем возрасте

Дословесный период (от рождения до 1 года)

Первый месяц жизни

На этом этапе наиболее отчетливо наблюдаются врожденные рефлексы в своей первозданности, которые проявляются в виде хаотичных движений конечностей и всего тела, крике и плаче, замирании при появлении чего-то нового и необычного. Голосовые реакции – звуки, произносимые новорожденным,- неотделимы от его жизненно важных физиологических функций. Кроме крика и плача к голосовым реакциям новорожденного относят чихание, кашель, звуки при зевании и сосании. Крик в норме громкий, чистый, среднего или низкого тона, с коротким вдохом и удлиненным выдохом (уа – а - а) длительностью не менее 1-2 секунд, без интонационной выразительности. Временами малыш может произносить отдельные гортанные звуки, похожие на а и э.

Публикация «Средние показатели речевого развития в младенческом и раннем возрасте» размещена в разделах

От 1 до 3 месяцев

В этот период расширяется сфера действия врожденных рефлексов. Появляются звуки, которые отражают различные эмоциональные состояния младенца. Крик приобретает интонационную выразительность, появляются гуление и смех. Теперь крик ребенка становится разнообразным, как средство выражения недовольства чем – либо. Малыш по-разному сигнализирует окружающим о чувстве голода, дискомфорте или болевых ощущениях. Постепенно частота крика снижается и на смену ему приходит начальное гуление (гуканье) на фоне положительного эмоционального состояния (ребенок повторно произносит гласные и заднеязычные согласные: к, г, х). В этот же период появляется и первый смех, радостные повизгивания. Нарастает коммуникативная активность в виде реакции оживления при контакте со взрослыми.

От 3 до 6 месяцев

У здорового ребенка в это время появляется истинное или певучее гуление. Оно отличается от гуканья разнообразием звуков с преобладанием сочетаний гортанных и гласных звуков, это гуление продолжительное, певучее, интонационно вариативное. Звуки гуления возникают на выдохе, что является своеобразной тренировкой речевого дыхания, и произносятся спонтанно с открытым ртом. В период певучего гуления наиболее интенсивно развивается интонационная система родного языка. Звуки, которые составляют гуление, уже приближаются к стандартным фонемам (Фонема (др. -греч. — «звук») — мельчайшая единица звукового строя языка, выступают как самостоятельный речевой сигнал. Постепенно репертуар звуков гуления растет, удлиняются цепочки звуков, появляется сочетание губных согласных с гласными (па, ба, мА, что свидетельствует о переходе к лепету.

От 6 до 9 месяцев

К 6 месяцам нормально развивающийся ребенок начинает произносить сочетания губных и гласных звуков (ба–а–а, ма-а–а, а также сочетания язычных и гласных звуков (та-а-а, да-а-а). Сначала слоги произносятся однократно, редко и как бы случайно. Лепет имеет очень важное значение в развитии речи. В этот период происходит соединение отдельных артикуляций в линейную последовательность, что можно считать существенным механизмом слогообразования. Сначалп ребенок повторяет звуки, как бы подражая самому себе (аутоэхолалия, а позже он начинает подражать взрослому (эхолалия). Примерно с 6-7 месяцев ребенок больше лепечет при общении со взрослыми. Он слушает речь и постепенно начинает использовать голосовые реакции для привлечения внимания окружающих.

От 9 до 12 месяцев

Этот период характеризуется активным лепетом ребенка. В лепетных звукосочетаниях насчитывается четыре - пять и более слогов. Лепет обогащается новыми звуками, интонациями, и становится постоянным на голосовое общение взрослого с малышом. Ребенок повторяет слоги, хорошо копирует интонацию, мелодику слов, приветствий, с удовольствием восклицает и произносит междометия. Его восклицания сопровождаются мимикой и жестами. Голосовое общение ребенка со взрослым обогащается, малыш начинает голосом сигнализировать о физиологических нуждах, выражать эмоции неудовольствия и удовольствия, появляется новая интонация просьбы.

Вербальный период (1 – 3 года)

[/b]

1 год – 1 год 6 месяцев

Быстро растет импрессивный словарь ребенка, легко устанавливается связь между предметами, действиями и словесным обозначением. Малыш по просьбе взрослого указывает на близких, понимает названия многих часто упоминаемых предметов, игрушек, действий; выполняет простые инструкции и ранее разученные действия. По просьбе взрослого группирует однородные предметы, может выполнять действия по словесной инструкции, без наглядного подкрепления.

Активный словарь ребенка постепенно приближается к 30 – 40, среди них много лепетных слов, облегченных слов (мама, папа, баба, ляля, ам-ам, би-би). Ребенок изъясняется номинативными предложениями. При этом в его речи много эмоционального лепета, он легко подражает часто слышимым звукосочетаниям. Словами, как правило, пользуется в моменты сильной заинтересованности, удивления, радости, дополняет их выразительными жестами и мимикой. Некоторые слова начинают принимать обобщающий характер.

1 год 6 месяцев – 2 года

Ребенок начинает понимать речь взрослого вне ситуации. Ему доступен смысл целых предложений о событиях, явлениях из его собственного опыта. К двум годам малыш способен понять небольшой рассказ без иллюстраций – это свидетельствует о более прочной связи слов с обозначаемыми действиями и предметами. Появляются зачатки словесной регуляции деятельности и поведения.

Малыш интенсивно овладевает активной речью. К концу второго года у ребенка с активном словаре насчитывается до 300-400 слов. Облегченные слова в речи сменяются общеупотребительными. Ребенок повторяет за взрослыми слова и фразы – как осознанно, так и механически. При общении в речи используются простые фразы (сначала из 2-х затем из 3-х слов). Речь ребенка претерпевает грамматические трансформации, становится средством общения, несет сопроводительную функцию в процесс жизнедеятельности; она интонационно эмоциональна и выразительна.

2 года - 2 года 6 месяцев

Активно развивается понимание обращенной к ребенку речи. Теперь с малышом можно обсуждать события, которые происходят в данный момент, но и прошедшие и будущие. Ему становится доступен смысл предложений, описывающих эти события. Постепенно речь становится не только средством общения, но средством познания окружающего мира. Ребенок легко повторяет и усваивает новые слова, словосочетания и предложения. У него развивается способность к словесному выражению своих чувств, мыслей и желаний. Речь становится насыщенной вопросительными словами (Почему? Когда? Где? Зачем? Кто? Куда) Это свидетельствует о том, что у ребенка устанавливаются связи и взаимосвязи между предметами в различных ситуациях. Увеличивается количество слов в предложении, но в речи присутствуют аграмматизмы. Начинает свое развитие планирующая функция речи, когда ребенок проговаривает свои дальнейшие действия. Речь – средство общения не только со взрослыми, но и с детьми.

2 года 6 месяцев – 3 года

У ребенка развивается способность понимать рассказы взрослых о событиях и явлениях, которые не были пережиты самим ребенком, но отдельные элементы которых ранее лично им воспринимались.

В активный словарь ребенка входят все части речи, кроме причастий и деепричастий. Словарь расширяется и к концу третьего года жизни достигает 1200 -1500 слов. Малыш может говорить сложными фразами, при этом появляются придаточные предложения, зачастую аграмматичные.

Отвечая на вопросы взрослого, ребенок может рассказать об увиденном несколькими короткими предложениями, передать содержание ранее услышанной сказки или рассказа, как по картинке, так и без нее.

Обычно легко воспроизводит услышанные песенки и стихи.

Публикации по теме:

ФИЗО Характеристика программ Программа «Истоки». (М. А. Рунова). Раздел: «Физическое развитие». Программа имеет четкую структуру. Содержание программы ориентировано.

Формирование культуры речи детей 3–4 лет Задачи: 1. Учить детей отвечать на вопрос воспитателя, готовить к обучению рассказыванию, согласовывать слова в роде, числе, падеже; употреблять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Средние показатели речевого развития в младенческом и раннем возрасте
Опубликовано: 27 июня 2013 в 14:40
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Средние показатели речевого развития в младенческом и раннем возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Пономаренко (УИ 113459) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД