Светлана Попова
Важность взаимодействия учителя-дефектолога с воспитателями и музыкальным руководителем в условиях СРЦН
▼ Скачать + Заказать документы
При организации воспитательного и коррекционно-развивающего процесса необходимо обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует их решать, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Прежде чем рассказать о преемственности в работе с воспитателями, хочу немного остановиться на взаимодействии в моей работе и работе музыкального руководителя. В свою работу мы начали включать элементы логоритмики.
Публикация «Важность взаимодействия учителя-дефектолога с воспитателями и музыкальным руководителем в условиях Срцн» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Работа музыкального руководителя
- Социальные центры. Материалы для педагогов СРЦН
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2017
В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия дефектолога и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.
Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.
Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – помогают устранять нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала, интонационную выразительность. В связи с этим при подготовке к праздникам я стараюсь индивидуально проговаривать как со старшими, так и с младшими детьми их роли, мы обсуждаем характер персонажа, как он должен говорить (выразительность, громкость, интонация).
Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. И, как за ниточку «вытягиваются» многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, элементов понятийного мышления. Одной теме следует уделять не менее одной недели. Основываясь на опыте работы в детском саду в группе компенсирующей направленности, предложила воспитателям выбрать лексические темы, обсудили их. Далее я разработала программу «Познаём мир», опираясь на эти лексические темы, а воспитатели разработали перспективное планирование и конспекты для своих занятий в соответствии с ними. Тем самым мы проводим занятия объединенные общим содержанием. Тема отражается в подборе материалов, находящихся в группе, уголках развития. Я знаю, что воспитатели осуществляют такой подход к лексическим темам и в повседневной жизни, и в процессе обязательных регулярных занятий. Для этого я предложила различные картотеки. Там и игры, и прогулки, и другое. В «Тетради преемственности в работе учителя-дефектолога и воспитателя» я записала задания и рекомендации для работы как с подгруппой детей, так и индивидуально. Все это также на каждую лексическую тему. Включены упражнения по развитию мышления, внимания, памяти, восприятия, сенсомоторики. Пальчиковая гимнастика обязательна как основа здоровьесберегающих технологий. Воспитатели в свою очередь делятся своими наблюдениями за детьми, касающиеся их развития.
Тематический принцип построения образовательного процесса так же позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, с учетом особенностей нашего учреждения и накопленного педагогического опыта. Я сейчас говорю о направлениях, по которым работают воспитатели. Эти задачи реализуются посредством организации различных форм работы с детьми, в том числе и кружковой деятельности. Преемственность в работе всех педагогов учреждения выражается и в проведении педагогических советов, и методических объединений.
Осуществление комплексного подхода, включающего взаимодействие всех специалистов группы, позволяет осуществить компенсацию психических процессов ребенка, преодолеть речевое недоразвитие, и повысить его социальную адаптацию – все это способствует подготовке к дальнейшему обучению в школе.
В настоящее время вообще, не только в нашем учреждении проблема готовности ребенка к школе является наиболее актуальной. Это связанно с тем, что в школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась её структура. Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс.