Лучший педагог года

Введение в проектирование-актуальность проектов как особой формы развития детей и организации педагогического процесса

Виктория Полюхович
Введение в проектирование-актуальность проектов как особой формы развития детей и организации педагогического процесса

В рамках профессиональных компетенций важными индикаторами успешной подготовки в области проектирования педагогической и культурно-просветительской деятельности выступают следующие компетенции:

- готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества образовательно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;

Публикация «Введение в проектирование-актуальность проектов как особой формы развития детей и организации педагогического процесса» размещена в разделах

- включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, специалистами, заинтересованными в обеспечении качества образовательно-воспитательного процесса и охраны жизни и здоровья детей в непосредственной и организованной образовательной деятельности;

- способность организовывать сотрудничество между воспитанниками, родителями, специалистами; разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий; использовать отечественный и зарубежный опыт организации культурно-просветительской деятельности.

Специальные компетенции, формируемые в процессе овладения проектированием, следующие:

- способность ориентироваться в отечественных и современных концепциях воспитания, развития, обучения детей раннего и дошкольного возраста; конструировать содержание образования детей раннего и дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

- готовность определять перспективные направления развития педагогической деятельности и прогнозировать ее результаты; осуществлять педагогическое сопровождение процесса воспитания и развития ребенка в разных моделях дошкольного образования.

С опорой на систему компетенций был разработан диагностический инструментарий для определения уровня подготовленности педагогов ДОУ к изучению основ проектирования, что позволит индивидуализировать процесс обучения.

Актуальность проектов как особой формы развития детей и организации целостного педагогического процесса

В контексте личностно-ориентированного подхода главным критерием качества дошкольного образования является развитие ребенка, как субъекта познавательной активности и деятельности.

В настоящий момент реформирования дошкольного образования метод проектирования все более широко применяется для совершенствования воспитательно-образовательной практики. На этапе становления новых типов ДОУ, демократизации и гуманизации их жизнедеятельности, актуальным становится проектирование видов детской деятельности как особой формы развития детей и организации целостного педагогического процесса.

Общая тенденция развития современного мира такова, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Потому и исследовательское поведение в современном мире рассматривается не как узкоспециализированная деятельность, характерная для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере деятельности. И даже – как стиль жизни современного человека.

Оценка общемировых тенденций развития образования дает возможность утверждать, что проектная деятельность, как и любая другая человеческая деятельность, осуществляется на основе представлений человека о действительности и о самом себе. При этом проектировщик ориентируется на особую форму знания – «знание о будущем».

Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.

Необходимыми параметрами развития в современной дошкольной педагогике признаются мышление, творческие способности, личностные качества детей.

Важнейшими средствами развития дошкольников выступают содержание и технологии обучения. Во многих исследованиях показано, что эти средства оказывают наиболее плодотворное развивающее влияние на личность ребенка в том случае, если он сам принимает участие в их конструировании, когда содержание является актуальность и необходимость использования в современном развивающем образовании продуктивных и исследовательских методов, к числу которых относится «метод проектов».

Педагогическое проектирование является инновационной деятельностью и рассматривается как система планируемых и реализуемых действий, а также характеристика условий и средств достижения поставленных целей и задач (Л. А. Каменщикова).

Метод проектов имеет достаточно широкую трактовку. Он рассматривается как набор смоделированных ситуаций, реорганизация предметных областей (практико-ориентированные ситуативные задачи, технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых ребенок ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности дошкольника.

К особенностям метода проектов можно отнести такие характеристики, как эффективность, отсутствие единого подхода, постоянное совершенствование технологии в течение длительного времени (М. И. Гуревич).

Педагогически проект рассматривается как мотивированный целенаправленный способ изменения педагогической действительности и упорядочения профессиональной деятельности, а также комплект документов, отражающих цели проектирования, состав, структуру объекта проектировочных усилий, логику проектирования, ресурсное обеспечение процесса реализации проекта (М. С. Коган).

Педагогическое проектирование представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития. Важно подчеркнуть, что педагогическое проектирования, встроенное в практику жизнедеятельности образовательного учреждения, меняет его облик, делая его более мобильным и привлекательным в современных условиях (Л. А. Каменщикова).

Характерной особенностью проектирования является не изучение того, что уже существует, а создание новых продуктов и одновременно познание того, что может возникнуть.

Проективная проблематика и ранее сопрягалась с вопросами организации образования подрастающих поколений. По мнению В. В. Гузеева, метод проектов стимулирует истинное учение самих учащихся, потому что оно:

- личностно-ориентированно;

- использует множество дидактических подходов;

- самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлечение в работу по мере ее выполнения;

- поддерживает педагогические цели;

- позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;

- приносит удовлетворение воспитанникам, видящим продукт своего труда;

- помогает наладить взаимопонимание и взаимодействие детей и родителей.

Достоинства метода проектов для современного образования обсуждаются многими исследователями (М. И. Геревич).

1. Метод проектов динамично отражает меняющиеся потребности общества и тем самым позволяет дошкольному образованию быть адекватным социальному заказу и насущным потребностям детей.

2. Метод проектов позволяет технологизировать дошкольное образование: дает четкий алгоритм действий как необходимую внешнюю опору для формирования внутренней структуры деятельности ребенка.

3. В основе метода проектов лежит интеграция различных образовательных областей, что позволяет формировать у детей дошкольного возраста целостную (научную, непротиворечивую) картину мира и служит средством реализации здоровьесберегающей технологии в дошкольном учреждении, что способствует снижению перегрузки.

4. Метод проектов также актуален в свете задач модернизации образования, направленных на достижение оптимального сочетания фундаментальных и ориентированных на практику знаний; развитие способностей, мышления, формирование практических навыков; использование различного рода практикумов, интерактивных и коллективных форм деятельности; соотнесение изучаемого материала с проблемами и в повседневной жизни; развитие вариативных образовательных на основе индивидуального и дифференцированного подхода.

5. Метод проектов позволяет оптимизировать и стиль взаимодействия – плавно перейти от авторитарного стиля к сотрудничеству педагога, детей и родителей.

В настоящее время проектирование в образовании развивается в 3 направлениях:

- интегрированное обучение дошкольников и школьников, основанное на интересах последних;

- формирование самостоятельной, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности детей;

- совершенствование системы опыта в структуре знаний и умений, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматическую ценность.

«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Публикации по теме:

Использование информационно-коммуникативных технологий в работе воспитателя с родителями Информационные технологии сегодня играют исключительно важную роль в обеспечении информационного взаимодействия между людьми, а также в.

План методической работы ДОУ по введению ФГОС Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников Учреждения и формирование у них психолого-педагогической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Введение в проектирование-актуальность проектов как особой формы развития детей и организации педагогического процесса
Опубликовано: 21 апреля 2015 в 04:59
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД