Ольга Дылкина
Весну встречаем-птиц закликаем!
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка интегрированной непосредственной образовательной
деятельности по музыкально-художественному развитию для старшей разновозрастной группы
Весну встречаем – птиц закликаем.
Цель: знакомство с русскими традициями встречи весны.
Задачи:
образовательные:
знакомство с голосами лесных птиц
знакомство с русскими народными песнями
формирование словарного запаса (знакомство с новыми словами)
воспитательные:
воспитывать интерес к русским традициям
уважительное отношение к труду
умение работать в коллективе
Публикация «Весну встречаем-птиц закликаем!» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Перелетные птицы
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
внимательность
развивающие
улучшать тембровый слух
развивать певческое творчество
развивать эмоциональную отзывчивость на музыку
развитие ловкости
развитие внимательности
улучшать качество музыкально- ритмических движений, хождение змейкой, по кругу
Развивающая предметно-пространственная среда:
Нетбук
запись «Голоса птиц»,веснянок, закличек
ленты для девочек
Оформление зала:
На улице
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Дети выходят в прихожую под музыку с пением птиц. Музыка№1
Воспитатель: Ребята, Вы слышите? Что это?
Птицы поют! А вы знаете, что на Руси издавна считали, что птицы на своих крыльях весну приносят. Хотите узнать, как встречали весну и птиц в старину?
Дети: Да!
Воспитатель: Я знаю одно волшебное заклинание, которое перенесет нас назад во времени.
Чудеса-кудеса,
Окажись здесь старина.
Выходят на улицу
Авдотья-Плющиха поет песню «Весеннюю закличку», вдруг замечает гостей.
Музыка №2
Авдотья-Плющиха: да никак гости у меня! Ну, здравствуйте, проходите. Вы откуда ко мне прибыли?
Дети: мы из будущего.
Что хотите, делаете у нас на Руси?
Дети : хотим узнать как весну закликать. Да как птиц призвать чтоб весна больше не уходила чтоб тепло было. И холодов не было.
Авдотья-Плющиха: Вот не ждала, не гадала!
А вы знаете, кто я?
Я Авдотья-Плющиха, весне первая помощница, где пройду – снег тает, ручьи бегут, вода плескается, плющит. Вот меня так и прозвали – Плющиха!
все вам расскажу про наши обычаи и покажу.
Рассказ о празднике.
Весну на Руси встречали 3 раза : Первый раз на Масленицу. Вы знаете как проходит встреча весны на масленицу?
Дети: Да! Блины пекут, хороводы водят. В игры играют.
Авдотья-Плющиха: Ой, какие молодцы! верно!
Второй раз праздновали Когда день равен был ночи - в конце марта 22 числа, праздновали особый «Птичий» праздник – Сроки.
В связи с этим «В этот день из Светлого Ирия (Страны Предков) прилетают
птицы, знаменующие собой приближение девы Весны».
И «первыми возвращаются оттуда жаворонки музыка№3, которые ведут за собой сорок птиц, несущих весну на своих крыльях».
Считалось, что именно жаворонку Бог вручает ключи от земли, которую он открывает, а птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну. Поэтому этот прилёт нужно было изобразить, имитировать. К празднику Встречи Весны всегда изготавливались изображения птиц (пресные булочки, печенье либо из ткани, соломы, лыка) в виде летящих жаворонков, куликов, овсянок и др., а также птичьи гнездышки из теста - с яйцами и птичками. Ими «закликали»-звали Весну, прося испеченную птичку «полететь к Богу» и «принести ключи», чтобы «отпереть весну-лето и запереть зиму. Верили, что «жаворонок приносит весну
на поля, ласточка в дом, кукушка и соловей - в сады и рощи, горлица – в
леса…». Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закликать
жаворонков, а с ними и весну.
Вот такими жаворонками украшали обрядовое дерево, а также украшали лентами, цветами, колокольчиками.
Давайте мы с вами найдем подходящее дерево Хоровод Музыка№5
Разучиваем закличку Музыка№4
Жаворонки ноги тонки
Прилетите к нам
принесите нам
конфетки на ветки
весну красну
лету теплую
А теперь украсим дерево (раздает украшения) и закликаем жаворонок музыка№4
Жаворонки ноги тонки
Прилетите к нам
принесите нам
конфетки на ветки
весну красну
лету теплую
Тогда давайте каждый по своей дорожке все вместе отправимся к дереву, развешает украшение и петь расскажет закличку.
Дети:
Авдотья-Плющиха: А также пели веснянки -заклички. И водили хоровод
(дети идут змейкой за Глашей музыка Звучит украин. народ. песня-
хоровод «Ой бежит ручьем вода» музыка №3а
обр С. Полонского (сборник Т. А. Шорыгина) Ой, бежит ручьём вода –
Нету снега, нету льда.
Ой, вода! Ой, вода!
Нету снега, нету льда.
Ой, вода! Ой, вода!
Нету снега, нету льда.
Прилетели журавли
И соловушки малы.
Журавли, журавли
И соловушки малы.
Журавли, журавли
И соловушки малы.
Мы весняночку поём.
Весну красную зовём.
Ой, поём! Ой, поём!
Весну красную зовём.
Ой, поём! Ой, поём!
Весну красную зовём.
Авдотья-Плющиха: Молодцы! Без вас в природе не случилось бы весны.
Заклички рассказали теперь пора и веселиться
В ИГРЫ ПОИГРАЕМ.
В одну очень интересную игру «Жаворонки».
Русская народная игра «Жаворонок» Музыка№6
Дети становятся в круг и поют:
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве.
«Жаворонок» (водящий ребенок) с колокольчиком двигается поскоками внутри круга.
С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу.
Все говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год!»
Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны.
Кто первым схватит колокольчик, становится «Жаворонком».
Игра повторяется.
Авдотья-Плющиха: А загадки про птиц знаете?
Дети загадывают загадки
Егор
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (синица)
Вероника
Чик –чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это? (воробей)
Настя
На шесте дворец,
Во дворе певец.
(скворец)
Милена
Села птичка на суку
И поет: «Ку-ку, ку-ку». (Кукушка.)
Сава
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой –
Всё равно он будет мой! (дятел)
Виолетта
Грудка ярче, чем заря, у кого? (у снегиря)
Саша
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день по пашне вскачь,
А зовётся птица … (грач)
Захар
Спереди у птицы шильце,
Позади у птицы вильце,
Птичка мала, а за морем была. (Ласточка.)
Авдотья-Плющиха: Вот молодцы! Каждый из вас знаток птиц дарю вам жетоны
Пора и третий обычай вам рассказать. А третий раз звали 7 апреля на Благовещенье. Издревле существовал такой красивый обычай: в этот день отпускать птиц на волю.
Чтобы вместе с вольной жизнью и звонким пением птиц в свои права полностью вступила весна.
Выпуская птиц на волю приговаривали:
Синички - сестрички,
Тётки-чечётки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята- молодцы,
Воры воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите! (Отпускаем птиц на Шарах)
Послушайте, как радостно и весело поют на воле птицы.
«Голоса птиц». Музыка№7
Понравилось вам у нас в лесу?
Дети: Да!
Авдотья-Плющиха: Что узнали нового?
Что бы маме рассказали папе, маме?
Дети отвечают
Авдотья-Плющиха: Молодцы! Провожу я вас до крыльца Под музыку№ 8 ручейком отправляемся в группу.
За то, что вы так активно участвовали в празднике, дарю вам угощенье: «Жаворонки прилетели – на головку сели». Здоровья вам всем.
Ну, вот, ребята, все я вам рассказала пора и прощаться.
уходит машет.
Воспитатель: музыка№9
Пора нам, ребята, отправляться домой. Давайте произнесем слова-заклинания :
Чудеса-кудеса,
Закончилась вся старина!
Воспитатель: Ребята, мы с вами опять в нашем времени пойдемте пить чай с нашими чудесными жаворонками.