Вибрато-одно из важнейших средств музыкальной выразительности

Евгения Орлова
Вибрато-одно из важнейших средств музыкальной выразительности

Вибрато- одно из важнейших средств музыкальной выразительности.

Вибрато является важнейшим исполнительским навыком, составной частью пальцевой техники, придающим звучанию певучий, выразительный, красочный характер. Вибрато связано с интуитивной стороной деятельности, тонким воплощением живого дыхания музыки, личными художественными представлениями и переживаниями. Именно в нем ярче всего проявляется индивидуальная сущность исполнительского таланта скрипача, его инструментальный «голос».

Вибрато представляет собой автоматизированное колебательное движение частей левой руки, передающееся пальцам, в результате которых периодически с определенной частотой и амплитудой изменяется высота взятого звука, что обогащает его качественные характеристики. Зонная природа нашего слуха сохраняет ощущения выразительной точности, художественного звучания.

Вибрато, в зависимости от включенности в него тех или иных частей рук, имеет различные формы. Различают четыре основных формы вибрато: кистевую, локтевую, пальцевую, смешанную. Л. Коган говорил, что в процессе вибрации на скрипке участвуют три компонента: локоть,кисть и фаланги пальцев. В разных видах вибрации каждый из этих компонентов может играть главенствующую роль.

При кистевой форме вибрато амплитуда наиболее широкая, разнообразная, палец может стоять на струне относительно легко, мягко. При локтевой форме амплитуда уже, а частота выше, звучание интенсивнее, в нем больше высоких обертонов. Фаланги пальцев участвуют в этой форме вибрато меньше, палец должен более плотно стоять на струне, поперечная составляющая движения пальца менее выражена.

Каждый скрипач вырабатывает для себя близкую его идеалу форму вибрато, опираясь, в основном, либо на кистевую, либо на локтевую. М Вайман утверждал, что каждый скрипач должен обладать шестью видами вибрато для воплощения своих художественных замыслов.

Вибрато имеет несколько параметров, определяющих его качественные характеристики. Один из них - частота колебаний, зависящая от скорости колебательных движений групп мышц. И в пении и в скрипичном вибрато частота колебаний имеет определенную зону, от 5 до 8 периодов колебаний в секунду. Нормальная средняя частота вибрато -6-7 периодов, что придает наибольшую красоту и выразительность звучанию, в то же время индивидуальные границы вибрато у разных скрипачей неодинаковы. Наибольшую широту имеет вибрато Ф. Крейслера. Исследования показали, что она охватывает диапазон от 5 до 9 периодов в секунду при средней частоте в 6,6 периодов.

Второй параметр – амплитуда колебаний звуковысотности или размах движения пальца на струне. Она у скрипачей невелика -от 1/6 до 1/4 тона. Однако если на частоту вибрато в силу ее автоматизированного характера сознательно влиять весьма сложно, то амплитуда поддается в целом определенной регулировке как в отношении увеличения и уменьшения размаховых движений руки, так и смещения центральной звуковысотной точки, то есть придания движению несимметричного характера.

Третьим параметром вибрато является его форма, то есть протекающий во времени процесс изменений не только звуковысотности, но и динамики, тембра, которые заметно отличаются от ровного, волнообразного вида. Форма вибрационного процесса определяет неповторимый, индивидуальный характер скрипача, его звук. Здесь важную роль играет в первую очередь форма движения пальца, обычно колеблющегося не только вдоль струны, но в определенной степени и в косом, поперечном направлении, а так же энергия первичного импульса. Значимы в этом процессе и задержка пальца в высшей точке движения, степень прижима струны, площадь действующей подушечки пальца, его гибкость, способствующая передаче движений кисти и предплечья на струну, и другие факторы, создающие в совокупности богатую звуковую картину. Вибрато, тесно связанное со звукоизвлечением, требует несколько более активного проведения смычка, позволяет усилить его давление на струну и замедлить в определенной степени скорость, получая при необходимости более терпкое, колористическое звучание.

Характеристики вибрато зависят от таких факторов, как регистр, темп и динамика звучания. В нижнем диапазоне (струна соль) вибрато имеет наиболее широкую амплитуду и меньшую частоту, в верхнем диапазоне амплитуда заметно уменьшается, а частота возрастает. Это происходит неосознанно и в чем-то связанно с аналогичном процессом, происходящем в голосовых связках при пении. А. Ямпольский советовал повибрировать ноту на баске в самом низу, а затем, не изменяя формы вибрато, сделать тоже в верхнем регистре струны Ми (и наоборот). Он считал это упражнение весьма полезным для приобретения умения разнообразить вибрато, обогащения звукового мастерства у скрипача.

Понятно, что чем быстрее темп музыки, тем на меньшем количестве звуков можно успеть осуществить вибрато. В пассажах это будут опорные ноты, в аккордах- лишь верхняя их половина. Практика показывает, что начиная с восьмых нот и медленнее, вибрато может быть осуществлено достаточно свободно на всех нотах.

Существуют различные мнения о необходимости непрерывного вибрато в мелодических местах. Ю. Янкелевич говорил, что «в настоящее время постоянная вибрация применяется, во всяком случае, значительно чаще, чем раньше. Но, следовательно, она должна быть разнообразной, иначе она станет навязчивой, и не будет выполнять художественную функцию». Именно поэтому механическая привычка вибрировать малозначима, и сам по себе «красивый» звук быстро надоедает. Недаром американская критика отмечала, что Л. Коган «вибрирует не в силу привычки, а в силу художественного чувства».

Необходимо учитывать, что если в мелодии не вибрируются отдельные звуки, то это должно быть содержательно оправдано. Невибрированная нота становится очень заметной, выделяется на общем фоне вибрированных звуков. Если такой провал тембра, динамики не запланирован, то это приводит к нарушению певучести, плавности выражения, единства мелодической линии. Необходимо учитывать и то, что невибрированная нота имеет гораздо более узкую зону «чистого» интонирования и может серьезно портить интонационную картину.

Д. Ойстрах считал, что вибрирующая рука дает большую свободу движению левой руки. Он пользовался обобщенным образом «теплой левой руки» и разъяснял, что «вибрато надо начинать от фаланги пальца, играя в более медленном темпе, и соединять ноты в мелодии таким образом, что при движении мелодии вверх последнее движение пальца тоже должно быть в этом же направлении. Такое движение должна делать именно фаланга пальца, так как рука в быстром темпе не успевает повибрировать в нужном направлении кистью. Данный прием порождает гораздо более содержательную связь звуков, движение пальцев и кисти оказывается более тесно связанным с направлением мелодического развертывания». Этот способ он особенно рекомендовал при начальном обучении вибрато, утверждая, что тогда развивается плавное вибрато, а левая рука становится «теплой, наполненной мелодией».

Основным материалом для овладения различными формами вибрато являются не упражнения, а художественный материал, заставляющий формировать необходимую характерную звуковую краску. Недостатки вибрато нередко являются следствием неправильной постановки. Во –первых, это неверное положение большого пальца-его отведение к порожку, равно как и выгиб кисти наружу, что мешает импульсу кисти вверх. Во-вторых, излишнее отодвигание кисти от грифа на вибрато, когда теряется связь руки с шейки скрипки и нарушается естественная, свободная форма руки, а также слишком высокое положение пальцев над грифом. В третьих, чрезмерное давление пальцев на струну, общая зажатость руки.

Способов исправления дефектов вибрато достаточно много. Разболтанное кистевое вибрато может быть исправлено локтевым и пальцевым, что приведет в конце концов к смешанной форме. Напряженное локтевое исправляется, наоборот, кистевым, широким. Слишком мелкое («дрожащее»)вибрато исправляется либо глиссандированием пальца по струне,производимом кистью без перемещения руки в позиции, либо «вращательным вибрато, исполняемым на скрипке, по- виолончельному опертой о колено.

Список использованной литературы

1. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. - СПб,: Композитор,2006

2. Григорьев В. Ю. Методика обучения игре на скрипке. – М.: Классика – XXI,2003

3. Берлянчик М. Основы воспитания начинающего скрипача. – СПб. ,2000

Публикации по теме:

Презентация: «Музыкально-дидактические игры по обучению восприятию музыки» Цель: научить воспринимать музыку с помощью наглядно-слухового и наглядно-зрительных средств обучения. Одной из важных задач всестороннего.

Советы родителям по организации музыкальной среды дома СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОМА Для создания музыкальной среды дома можно использовать следующее: o Различные озвученные.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Вибрато-одно из важнейших средств музыкальной выразительности
Опубликовано: 12 октября 2014 в 17:45
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 октября. Фомин день. Хороводные игры на МААМ

Всем нам известно выражение «Фома неверующий». 19 октября отмечается день памяти того самого человека, который на века остался в разговорном языке. Праздник народного календаря Фомин день был завершением...

19 октября. Выставка салфетниц на МААМ

Сейчас салфетки считаются неотъемлемый предмет сервировки даже скромного стола. Сложно представить, что когда-то человечество не пользовалось ими. Древние греки вытирали руки фиговым листом, в Древнем...

Конспект прогулки в подготовительной группе «Наблюдение за грибами на дереве»
Цель: развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о грибах, правилах поведения в природе. Ход наблюдения На деревьях я...
Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи в...
Дидактическая игра «Детский мир» Задачи: 1. Познакомить детей с термином «слово» 2. Расширять представление о многообразии слов 3. Учить вслушиваться в...
Презентация на тему «Актуальность взаимодействия учителя-логопеда и...
С введением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов решение задач развития детей предусматривается в четырех образовательных областях:...