Приложение МААМ

Владение связной речью

Наталья Семенюк
Владение связной речью
▼ Скачать + Заказать документы

Владение связной речью является необходимой предпосылкой для того, чтобы ребенок мог овладеть не только грамотой, но и письменной речью, как средством общения, способным при необходимости (например, при переписке) заменить собою устную речь. Практика постоянно подтверждает, что в очень сложном положении оказываются те дети, которые при поступлении в школу почти не владеют или плохо владеют устным пересказом, не умеют «связно рассказывать» о различных событиях своей жизни, о просмотренных фильмах и пр.

Публикация «Владение связной речью» размещена в разделах

Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли.

Связная речь типа описания или рассказа начинает развиваться у детей только после трех лет, поскольку лишь в этом возрасте у ребенка возникает потребность в ней и появляются необходимые предпосылки для овладения ею. Необходимость в передаче другим людям каких-то собственных мыслей появляется в связи с самостоятельной практической деятельностью ребенка, в процессе которой у него и возникают те мысли, которыми он хочет поделиться с окружающими. Особенно же активно связная речь развивается в период между 4 и 5 годами, когда в процессе все усложняющейся игры у ребенка постепенно формируется регулирующая функция речи. После трех лет, особенно к 4-5 годам, у него уже имеются в наличии и необходимые речевые предпосылки для овладения связной речью, своего рода «материальная база» для нее – он уже владеет достаточно большим словарным запасом и основными грамматическими нормами языка, что позволяет ему правильно строить предложения. Но если, при построении предложений перед ним стояла задача оформления грамматически правильной связи между отдельными словами, то при построении связного высказывания речь идет уже о логической связи между отдельными предложениями.

Детям бывает трудно проследить причинно-следственные связи между событиями и передать их в логической последовательности. По этой причине рассказ 4-5 летнего ребенка нередко представляет собой простое нагромождение фраз. Не закончив одной мысли, ребенок «перескакивает» на другую, с совершенно новым содержанием и не связанную с первой. Поэтому смысловые связи между отдельными предложениями в таких «рассказах» выражены слабо или даже полностью отсутствуют, что затрудняет их понимание.

Рассказы принято подразделять на фактические и творческие. Первые, как показывает само название, не передают реальные события (факты, что делается или на основе их непосредственного восприятия или о памяти. Вторые стремятся при активном участие творческого воображения, благодаря чему рассказ о реальных событиях может «обрастать» какими – то дополнительными деталями, не присутствующими в реальной ситуации.

По форме рассказы могут быть описательными и сюжетными. Описательный рассказ заключатся в простом описании реальных или изображенных на картинке вещей, растений, животных. Здесь нет действующих лиц, нет никаких событий, а просто описываются характерные для данного предмета признаки. Например: «Медвежонок маленький, неуклюжий, лохматый; у него небольшие ушки и короткий хвост…». В сюжетном рассказе имеется завязка действия его развития, доходящие до какой-то высшей точки (кульминационного момента, и завершение «происшествия», или так называемая развязка; события здесь должны передаваться в определенной временной последовательности, с учетом их причинно-следственных связей.

С целью проверки состояния у ребенка связной речи попросите его рассказать о том, что он видит, например, на картине «Зимние забавы» (можно взять и любую другую картинку, доступную ребенку по содержанию).

Дети, хорошо владеющие связной речью, смогут составить по этой картине большой и связной рассказ, нередко дополненный даже событиями из их собственной жизни. Другие дети окажутся в состоянии рассказать о содержании картины лишь двумя или несколькими не связанными друг с другом предложениями, нередко к тому же грамматически неправильно оформленными. Третья группа детей просто перечислить изображенные предметы и явления, не сумев построить даже отдельных предложений, например: «Зима, снег, горка, дети, собака, тут катаются…». Понятно, что о достаточном уровне развития связной речи можно говорить лишь в отношении первой из названных групп детей, тогда, как последняя группа не владеет даже фразовой речью.

При неудовлетворительных результатах исследования необходимо безотлагательно приступить к развитию у ребенка связной речи (в тех случаях, когда он уже владеет достаточным словарным запасом и умеет грамматически правильно строить отдельные предложения). Для обучения связному рассказу можно использовать ряд вспомогательных приемов.

Расскажем о некоторых из них.

Прежде всего, нужно постараться вызвать у ребенка желание о чем-то рассказывать, поскольку связная речь может быть сформирована лишь при наличии внутреннего мотива на «самостоятельное говорение». С этой целью можно начать заинтересованно о чем-то расспрашивать ребенка, побуждая его рассказать о каком-то интересном для него событии, об игре, о посещении зоопарка и т. п. Слушать нужно внимательно, направляя сбивчивый рассказ ребенка в нужное русло путем остановки вопросов.

Необходимо научить ребенка понимать связные высказывания, прослеживать последовательность событий, улавливать их причинно-следственные связи. Очень хорошую возможность для этого создает чтение им рассказывание сказок и приучение ребенка, внимательно следить за развитием действия. Так, например, он должен научиться понимать, что нельзя сначала рассказать о том, волк съел Красную шапочку, а затем о том, как мама испекла пирожок и попросила девочку навестить больную бабушку.

Для овладения связной речью следует научить ребенка давать на вопрос полный ответ. Делать это можно на материале тех же самых сказок. Прочитав вслух сказку, задайте по ее содержанию вопросы в строгом соответствии с содержанием. Полные ответы ребенка на эти вопросы, о сути дела, и будут являться почти пересказом прочитанной сказки.

Соблюдению последовательности в изложении событий очень помогает составление рассказов о серии сюжетных картин, сам порядок расположения которых представляет собой четкий план рассказа, не позволяющий отклониться в сторону от основной нити повествования.

Постепенно ребенок подводиться к составлению самостоятельного рассказа. Для подготовки его к рассказу картинка внимательно рассматривается вместе с ним и в процессе рассматривания ему задаются вопросы по ее содержанию. После этого само составление рассказа уже не должно представлять для ребенка особой сложности.

Для упражнений в рассказывании можно использовать следующее:

Пересказ прочитанной взрослым сказки или рассказа;

Пересказ просмотренного мультфильма;

Рассказ о событиях прошедшего дня;

Рассказ об интересной прогулке, об экскурсии;

Закачивание начатого взрослым рассказа (а что будет дальше);

Составление рассказа по известному ему концу (что было до этого)

Все эти систематические упражнения в рассказывании постепенно приучат ребенка к соблюдению определенных правил при построении рассказа, к последовательному изложению мыслей и прослеживанию связи между событиями. Ребенок научиться понимать, что рассказ с чего-то начинается и чем-то заканчивается. Именно это и важно для ответов на школьных уроках, где, как правило, требуется, возможно, более полный и логичный пересказ учебного материала.

Публикации по теме:

Особенности развития связной речи у детей Особенности развития связной речи у детей Развитие речи проходит три этапа: 1. Довербальный. Он приходится на первый год жизни. В этот.

Доклад «Владение современными образовательными технологиями» Доклад Владение современными образовательными технологиями. Применение информационно – коммуникативных, в том числе сетевых и дистанционных.

Формирование связной речи посредством наглядного моделирования Формирование связной речи посредством наглядного моделирования. Методы наглядного моделирования могут быть использованы и с помощью современных.

Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольника 1 слайд. Визитная карточка Здравствуйте. Я Коршунова Елена Юрьевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 119». Тема моей презентации Использование.

Методика развития связной речи Связная речь-это смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Диалог-это чередование говорения одного.

Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте. Цель, задачи и содержание обучения связной речи дошкольников. Виды рассказов.

Развитие связной речи для детей с ОНР. Методические рекомендации к логопедической работе по развитию связной речи Занятия по пересказу Каждый вид обучения рассказыванию как метод формирования связной речи детей имеет свои особенности, конкретную структуру.

Развитие связной речи у детей с ОНР Развитие связной речи у детей с ОНР Связная речь - смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее.

Проблемы развития связной речи детей дошкольного возраста. Лингвистические основы связной речи Теоретические основы проблемы развития связной речи детей дошкольного возраста Лингвистические основы связной речи Монологическая речь.

Владение современными образовательными технологиями В современном мире всестороннее развитее детей невозможно без использования современных образовательных технологий. В работе с детьми использую.

Автор публикации:
Владение связной речью
Опубликовано: 19 февраля 2018 в 21:01
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Владение связной речью» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Семенюк (УИ 784374) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД