Приложение МААМ

Влияние художественной литературы на патриотическое воспитание дошкольников

Анна Хаджи
Влияние художественной литературы на патриотическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад ст. Плавица Добринского муниципального района Липецкой области

(МАДОУ д. сад ст. Плавица)

Доклад:

«Влияние художественной литературы на патриотическое воспитание дошкольников»

Подготовила:

Хаджи Анна Ивановна

2024 г.

Публикация «Влияние художественной литературы на патриотическое воспитание дошкольников» размещена в разделах

Влияние художественной литературы на патриотическое воспитание дошкольников.

Воспитание – важнейший фактор общественного развития, а дошкольный возраст – период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Патриотическое чувство не возникает само по себе, так как является результатом длительного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина.

В связи с этим проблема нравственного – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становиться одной из актуальных, и воспитание патриотических чувств у детей надо начинать с дошкольного возраста, когда формируется личность ребёнка.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, посёлком, а затем и со страной, ее столицей и символами –флагом, гербом, гимном.

Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных; труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт, своя история. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Пятилетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.

Важную роль в формировании нравственно-патриотических суждений и оценок у детей играет художественная литература. Влияние художественной литературы на нравственно-патриотическое воспитание дошкольников многогранно. Художественные произведения привлекают ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Они, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, радости и горести героев, как свои.

Чувствительность детей дошкольного возраста к художественному слову очень велика. Детская литература – это средство воспитания, формирования личности ребёнка, органическая часть общей литературы, в ней выражены чувства, переживания, эмоции людей.

Дети 5-6 лет уже обладают достаточным литературным багажом, отличают сказку от рассказа, безошибочно определяют поэтические произведения. Они понимают суть конкретного поступка литературного героя, хотя его скрытые мотивы не всегда улавливают. Специалисты называют этот возраст «библиотечным» - за способность детей проявлять интерес к книгам определенной тематики и определенного жанра, за упорство некоторых детей в поиске понравившейся книги.

Огромную роль в ознакомлении детей с природой родного края играет художественная литература. А формирование любви к Родине через любовь к природе родного края одно из средств воспитания патриота нашей страны. Чувство патриотизма формируется постепенно в процессе накоплений знаний и представлений об окружающем мире. В сказках, стихах, рассказах И. Бунина, С. Есенина, М. Пришвина, В. Бианки и других поэтов и писателей раскрывается красота родной природы, выражается лирическое чувство. Воспитать настоящего патриота, человека, без любви к родине, природе просто невозможно.

Стихи и рассказы о Великой Отечественной Войне – являются одной из важной составляющей патриотического воспитания. Это стихи А. Твардовского, С. Михалкова, рассказы А. Гайдара, А. Митяева о подвигах и мужестве солдат, защищавших Родину, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками.

Рассказы о столице России и о родном городе или посёлке – отдельный вид специальной детской литературы для патриотического воспитания дошкольников, ребята знакомятся с достопримечательностями, достоинствами и особенностями родного края. У них развивается чувство гордости за свой край, своё отечество, Родину.

Для знакомства с родной культурой важно не только, чтобы ребенок пассивно знал некий набор поговорок и прибауток, но чтобы они использовались им в подходящих случаях - в игре или обрядах. Малая форма народного фольклора все еще присутствует и в программе и в быту детей - песенки, потешки и заклички, но интерес детей уже к ним не так сильно выражен, как в предыдущих возрастных группах. Зато становятся популярны считалки, загадки, скороговорки, волшебные сказки.

Возможности воспитания патриотизма у подрастающего поколения не реализуются сами по себе – это систематическая и целенаправленная работа педагога, одна из самых актуальных задач нашего времени. Так как воспитание любви к своей Родине и уважения к своему народу начинается с раннего детства, и воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается.

Совместные усилия педагогов и родителей, могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Таким образом, целью патриотического воспитания является развитие в личности высокой социальной активности, активной гражданской позиции, высокой духовности, воспитание в детях позитивных качеств и высоких моральных ценностей, способности проявлять их в интересах Отечества.

Подборка детских литературных произведений гражданско-патриотической направленности.

(наша страна, наша армия, освоение космоса)

А. Барто «На заставе»

А. Леонов «Шаги над планетой»

А. Митяев «12 апреля – день космонавтики», «Мешок овсянки», «Землянка»

В. Бороздин «Первый в космосе»

В. Кащенко «Найди созвездие»

Е. Благинина «Шинель»

К. Булычёв «Тайна третьей планеты»

Л. Кассиль «Сестра», «Памятник советскому солдату», «Твои защитники»

Н. Носов «Незнайка на луне»

П. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»

С. Алексеев «Первый ночной таран»

А. Прокофьев «Родина»

А. Твардовский «Рассказ танкиста»

В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом»

Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»

Е. Благинина «Мамин день», «Посидим в тишине»

Е. Пермяк «Мамина работа»

З. Александрова «Дозор», «Родина»

К. Симонов «Сын артиллериста»

Л. Квитко «Бабушкины руки»

М Исаковский «Здесь похоронен красноармеец», «Навек запомни»

М. Родина «Мамины руки»

М. Ю. Лермонтов «Родина»

О. Высотская «Мой брат уехал на границу», «У телевизора».

С. Баруздин «Слава», «Страна, где мы живём», «За Родину»

С. Михалков «Моя улица».

А. Барто «Веревочка», «На заставе»

А. Дугилов «Моя улица».

А. Леонов «Шаги над планетой»

А. Прокофьев «Родина»

В. Н. Орлов «Парад», «Салют», «Рисунок», «Старший брат», «Что нельзя купить»

З. Александрова «Дозор», «Родина»

Л. Кассиль «Сестра», «Памятник советскому солдату», «Твои защитники»

М. Ю. Лермонтов «Родина»

С. Алексеев «Первый ночной таран», «Дом»

С. Михалков «Моя улица»

С. Баруздин «За Родину»

С. Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»

Ю. А. Гагарин «Вижу землю»

и многие другие произведения.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Список художественной литературы по патриотическому воспитанию в соответствии с возрастом детей

Возраст ребенка Название художественного произведения

От 3 до 4 лет «Божья коровка…»

«Дождик, дождик пуще…»

«Волк и козлята» (обр. А. Н. Толстого)

«Кот, петух и лиса» (обр. М. Боголюбской)

Бальмонт К. Д. «Осень»

Кольцов А. В. «Дуют ветры…»

Плещеев А. Н. «Осень наступила…», «Весна»

Бианки В. В. «Купание медвежат»

Воронкова Л. Ф. «Снег идет»

Толстой Л. Н. «Пришла весна»

Муур Л. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду»

От 4 до 5 лет «Дождик, дождик веселей…»

«Иди весна, иди, красна…»

«Гуси-лебеди» (обр. М. А. Булатова)

«Петушок и бобовое зёрнышко» (обр. О. Капицы)

Аким Я. Л. «Первый снег»

Благинина Е. А. «Дождик, дождик…», «Посидим в тишине»

Есенин С. А. «Поёт зима – аукает…»

Маршак С. Я. «Усатый-полосатый», «Пограничники»

Михалков С. В. «Дядя Стёпа – милиционер»

Пушкин А. С. «Уж небо осенью дышало…»

Фет А. А. «Мама! Глянь-ка из окошка…»

Бианки В. В. «Подкидыш»

Пришвин М. М. «Ребята и утята»

Квитко Л. М. «Бабушкины руки» (пер. Т. Спендиаровой)

От 5 до 6 лет «Крылатый, мохнатый да масляный» (обр. И. В. Карнауховой)

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (пересказ А. Н. Толстого)

«Мы не заметили жука»

Бунин И. А. «Первый снег»

Есенин С. А. «Берёза»

Степанов В. А. «Родные просторы»

Суриков И. З. "Белый снег пушистый", "Зима" (отрывок); Токмакова И. П. "Осенние листья";

Тютчев Ф. И. "Зима недаром злится. "

Бажов П. П. "Серебряное копытце";

Бианки В. В. "Сова", "Как муравьишка домой спешил", "Синичкин календарь", "Молодая ворона", "Хвосты", "Чей нос лучше?", "Чьи это ноги?", "Кто чем поет?", "Лесные домишки", "Красная горка"

Катаев В. П. "Цветик-семицветик", "Дудочка и кувшинчик"

Андерсен Г. Х. «Дикие лебеди»

От 6 до 7 лет "Иван Царевич и Серый Волк" (обр. А. Н. Толстого)

"Солдатская загадка" (из сборника А. Н. Афанасьева)

"Садко" (пересказ И. В. Карнауховой/запись П. Н. Рыбникова) "Добрыня и Змей" (обр. Н. П. Колпаковой/пересказ И. В. Карнауховой)

"Илья Муромец и Соловей Разбойник" (обр. А. Ф. Гильфердинга/пересказ И. В. Карнауховой)

Аким Я. Л. "Мой верный чиж"

Благинина Е. А. "Шинель", "Одуванчик", «Наш дедушка»

Гамзатов Р. Г. "Мой дедушка"

Городецкий С. М. "Весенняя песенка"

Есенин С. А. "Поет зима, аукает. ", "Пороша"

Жуковский В. А. "Жаворонок"

Пушкин А. С. "Зимний вечер", "Унылая пора! Очей очарованье. " ("Осень", "Зимнее утро"

Воробьев Е. З. "Обрывок провода"

Пришвин М. М. "Лисичкин хлеб"

Гайдар А. П. "Сказка о Военной тайне, о МальчишеКибальчише и его твердом слове"

Андерсен Г. Х. "Соловей"

Соколов-Микитов И. С. "Соль Земли"

Стихи о природе, войне, Родине, космосе, отношениях в семье, дружбе…

Публикации по теме:

Влияние художественной литературы на гражданско-патриотическое воспитание дошкольников Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен.

Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников» Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается.

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.

Патриотическое воспитание детей с помощью литературыПатриотическое воспитание детей с помощью литературы В детском саду патриотическое воспитание может осуществляться через образовательную деятельность, культурно-массовые мероприятия, конкурсы,.

Патриотическое воспитание дошкольниковПатриотическое воспитание дошкольников 9 мая - Праздник победы советского народа в Великой отечественной войне 1941-1945 годов. Этот день мы отмечаем как великий праздник - день.

Патриотическое воспитание дошкольников.Патриотическое воспитание дошкольников. .

Патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое воспитание дошкольников. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания,.

Передовой педагогический опыт «Влияние художественной литературы на развитие речи детей» 1. Условия формирования опыта. Тему моего опыта работы «Влияние художественной литературы на развитие речи детей» я выбрала не случайно.

Патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое воспитание детей было и остается одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это - сложный педагогический.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние художественной литературы на патриотическое воспитание дошкольников
Опубликовано: 21 марта 2024 в 20:52
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние художественной литературы на патриотическое воспитание дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Анна Хаджи (УИ 1550764) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД