МААМ-картинки

Влияние музыки на развитие детей раннего возраста (отечественный и зарубежный опыт)

Татьяна Дроздова
Влияние музыки на развитие детей раннего возраста (отечественный и зарубежный опыт)
▼ Скачать + Заказать документы

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ)

Т. М. Дроздова

Музыкальный руководитель высшей квалификационной категории. Стаж работы в ДОУ 31 год.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников № 77 «Теремок»» города Набережные Челны, Республики Татарстан.

Публикация «Влияние музыки на развитие детей раннего возраста (отечественный и зарубежный опыт)» размещена в разделах

«Музыкальное воспитание нужно начинать за девять месяцев до рождения ребёнка. А ещё лучше — за девять месяцев до рождения его матери»

Венгерский педагог и композитор Залтан Кодаи

Вновь и вновь многочисленные исследования ученых всего мира, изучающих психологию, подтверждают, что психологические основы обучения закладываются с рождения и закрепляются уже к трехлетнему возрасту. Отсюда вывод: не упускать время от самого рождения и развивать музыкальные способности, не забывая об общем развитии ребенка. Музыка, игра, пение, пляски создают положительные эмоции. А положительные эмоции - это внутреннее благополучие малыша, его душевное и физическое здоровье.

Еще в утробе матери будущий человек начинает реагировать на музыкальные звуки, и существует предположение, что именно в этот период можно влиять на формирование музыкальности. И уж, вне всякого сомнения, первый вид искусства, который воспринимает ребенок и на который он реагирует, - это музыка. Через мелодию колыбельной песни, звуки речи, ее тембр малыш начинает не только различать, дифференцировать окружающий его мир, но и чувствовать его.

Специалисты-психологи по перинатальному, то есть дородовому воспитанию детей утверждают, что:

дети в утробе матери хорошо слышат;

они узнают голоса родителей и реагируют на них вспышкой радости;

отличают интонацию: при встревоженной у них учащается сердцебиение, при спокойной и размеренной - приходит в норму;

реагируют на музыку. Тревожная музыка - и на личике не родившегося ребенка появляется напряжение; спокойная вызывает умиротворение; а веселая - оживление.

Михаил Лазарев - автор метода музыкального развития плода "Сонатал", который применяется в России и за рубежом с 1983 года считает, что Основой музыкального воздействия в методе является голос (пение) будущей мамы. Сюда включаются и другие виды музыкальной деятельности : рисование и движение под музыку (танец, ритмическая гимнастика, игра на музыкальных инструментах, активное слушание музыки.

Метод направлен на обучение беременной женщины навыкам общения с ребенком еще до его рождения, на стимуляцию двигательной активности, раннее психоэмоциональное созревание плода, а также на улучшение самочувствия самой беременной женщины, подготовку ее к родам и воспитанию здорового ребенка.

Сонатал открывает новую страницу в истории музыки и закладывает основы для создания особой музыкальной субкультуры — музыки материнства и детства (музыки для еще не родившегося ребенка и ребенка раннего возраста).

В основе метода "Сонатал" лежит идея о том, что во время беременности очень важно слушать музыку и петь. Даже если у вас нет голоса.

Песенные программы, по мнению Лазарева, способны оказывать регулирующее действие на сенсорные системы организма и кардиореспираторные процессы. Эти программы были названы кардиосенсорными. Песня оказывает воздействие на левое (смысл) и правое (образ) полушария, вызывает определенное эмоциальное состояние, влияет на функцию внешнего дыхания ребенка.

Сами дети рождаются физиологически и эмоционально более зрелыми, опережают сверстников по всем психическим и психомоторным реакциям, более внимательны, любознательны, отличаются хорошей памятью, меньше болеют, любят танцевать, лучше спят, много и с удовольствием рисуют.

С самого рождения младенец попадет в мир звуков. Это голоса близких, поскрипывание кроватки, звон погремушек, шум машин за окном и множество других самых разнообразных звуков — сердитых, нежных, резких, громких, взрослых, детских. Младенец вслушивается в мир звуков и старается его понять. Уже в два-три месяца у него появляется некоторое эмоциональное восприятие звукового окружения. Малыш поворачивает в сторону звуков голову, фиксирует глазами источник звука, а с 7-8 месяцев пытается имитировать то, что слышит — гулит, произносит отдельные звуки, иногда даже напевает. Ребёнок начинает понимать, что и звуки, которые издаёт он сам, вызывают реакцию окружающих.

К этому времени малыш, не улавливая ещё смысла слов, тонко чувствует интонацию, мелодику человеческой речи. На ласковый тон — улыбается, тянется ручками. Скажите то же самое сердито — пугается, плачет. Постарайтесь по возможности огородить его от звуков громких, диссонирующих, чересчур резких. Неокрепшей нервной системе малыша противопоказаны резкие звуковые эффекты. Услышав громкие звуки, например, шум дрели за стеной или, что ещё хуже, ссоры родителей, карапуз морщится, сердится, иногда плачет. Если подобных звуков много и они повторяются регулярно, ребёнок становится нервным, возбудимым, плохо кушает и спит. Мелодичные, тихие и нежные звуки, напротив, действуют на него успокаивающе, доставляют удовольствие. Поэтому важно создать вокруг малыша звуковое окружение, насыщенное такими звуками. Уместны колокольчики, погремушки, музыкальные игрушки. В том числе такие, которые висят над кроваткой и до которых он сам может дотянуться. Особенно благотворное влияние на раннее музыкальное развитие ребёнка оказывает пение матери.

С пением матери связаны первые важные музыкальные впечатления. Веками матери пели у колыбели ребёнка самые нежные, самые задушевные песни. И первые воспоминания о пении матери или няни (вспомните, какие добрые слова пишет Пушкин об Арине Родионовне) у многих из нас связаны с ощущениями счастья, любви, нежности.

Сегодня песня, в том числе у колыбели, уходит из семейной жизни. Некоторые стесняются своего голоса. Другие считают, что это ни к чему, когда есть такое огромное количество звучащей и поющей техники и что петь малышу несовременно. У многих в нашей суматошной жизни голова забита другим, и им не до песен. А жаль. Если хотите, чтобы ваши сын или дочка полюбили музыку, чаще пойте им. Пение мамы, пение других близких людей — самый лучший способ добиться того, чтобы ребёнок с рождения реагировал на музыку как на что-то приятное и радостное.

Из огромного мира звуков особенно влекут малыша музыкальные звуки. Выдающийся русский физиолог В. М. Бехтерев считал, что для развития музыкальности надо давать младенцу слушать музыку с первых дней жизни. Но как определить подходит ли данная музыка вашему ребёнку? Бехтерев предложил способ простой и надё жный: «Маленькие дети живо реагируют на музыку. Одни произведения вызывают плач и раздражение. Другие — радостные эмоции и успокоение. Этими внешними реакциями и следует руководствоваться в выборе музыкальных произведений».

Музыка и эмоции тесно связаны. Уже в три-четыре месяца малыш не только прислушивается к музыке, но и воспринимает её эмоционально. При звуках колыбельной лежит тихо, спокойно. Под живую, весёлую музыку улыбается, радуется. Весёлая музыка побуждает самых маленьких к разнообразному проявлению активности: возгласы, подпевание, движения плясового характера. Такую активность надо всячески поддерживать. Вы доставите большое удовольствие крошечному, ещё не умеющему сидеть ребёнку, если возьмёте его за кисти рук, и под весёлую музыку будете совершать разнообразные движения. Всё это не только способствует улучшению его настроения, развивает двигательную активность, но и создаё т важную эмоциональную связь: музыка — это радость и удовольствие.

В начале 1950-х годов во Франции талантливый исследователь, врач-фониатр и оториноларинголог А. Томатис (AlfredTomatis) предложил рассматривать орган слуха как генератор, возбуждаемый приходящими извне звуковыми колебаниями и заряжающий энергией мозг, а через него весь организм. Томатис использовал музыку для стимуляции слуховых нейронов с целью коррекции речи и способности к коммуникации у детей.

Из композиторов он особо выделил В. А. Моцарта. По исследованиям Томатиса, тональный звуковой ряд у Моцарта близок к тембральным окраскам человеческого голоса. Кроме того, в своих сочинениях композитор использовал плавные тридцатисекундные переходы от "forte" (громко) к "piano" (тихо, совпадающие с биоритмами в полушариях головного мозга.

В результате он ввёл в употребление термин «Моцарт-Эффект». Эффект же заключается в том, что дети, слушающие в нежном возрасте (до трёх лет) Моцарта, становятся умнее. При выборе музыки необходимо учитывать настроение и темперамент ребенка. Очень, даже чересчур спокойным детям полезно слушать маршевые мелодии, музыку в ритме «аллегро» и «аллегро модерато». Если ребенок возбужден и беспокоен, то наиболее подходящим вариантом будет выбрать классические сонаты, инструментальные концерты. Специалисты в этом случае советуют произведения Шуберта, Вивальди, Гайдна, Моцарта и Чайковского.

В американском штате Джорджия даже выделили средства на покупку дисков серии «Моцарт-Эффект» для каждого новорожденного.

Еще одно достижение, названное специалистами феноменальным, принадлежит Томатису в области педиатрии - лечение музыкой детей в утробе матери. Томатис провел исследование и доказал, что ухо еще не родившегося ребенка начинает слышать звуки извне по прошествии 4,5 месяца после зачатия. Чтобы повысить интеллект ребенка и привить ему интерес к музыке на самом раннем этапе развития, Томатис предложил проводить музыкальные сеансы для будущих мам как в специально оборудованной клинике, так и в домашних условиях. Музыкальные произведения он рекомендовал те же - классическую музыку Моцарта.

Исследования ученых показали, что классическая музыка полезна для недоношенных детей. Хотя в ней нет ничего, что побуждает к росту, однако младенцы, слушающие произведения Моцарта, быстрее набирают вес.

Многое говорит в пользу того, что ранний период в жизни ребёнка необычайно важен, что у детей до трёх-четырёх лет огромный жизненный потенциал. Их сознание — чистый лист. Оно не имеет стереотипных представлений и активно впитывает всё новое. Познаёт окружающий мир. Именно в это время клетки головного мозга усиленно развиваются. Дети до 4-х лет готовы учиться, хотят учиться, получают от учёбы удовольствие. Несомненно, что этот возрастной феномен необходимо использовать.

Масаре Ибука рассказывает об эксперименте, проведённом в Японии в центре раннего развития, который он возглавлял. Одной группе детей в возрасте 1-2 лет давали постоянно, но небольшими порциями, слушать классическую музыку (случайно выбор пал на музыку Бетховена, а другим не давали. Дети в «бетховенской» группе оказались более понятливыми и эмоционально восприимчивыми.

Что получается? То, чему дети постарше, как и взрослые, учатся годами, медленно и трудно, крошечные карапузы овладевают легко и играючи. Яркий пример — изучение иностранных языков. В семидесятые годы у авторов в Москве был знакомый афроамериканец. Его пятилетняя дочка свободно говорила на четырёх языках — русском, английском, французском и испанском, хотя ни одному из языков специально не училась. Просто папа говорил с ней по-английски, мама — по-русски, жившая с ними бабушка — по-французски, и, что особенно удивительно, другая бабушка на испанском. Удивительно потому, что эта испаноговорящая бабушка приходила к внучке только два раза в неделю на несколько часов. Сказанное выше в полной мере относится и к музыкальному воспитанию.

Вспомним основателя нового движения в обучении игре на скрипке Синити Судзуки (1898 – 1998). В Японии дети 3-4 лет на маленьких скрипочках со знанием и тонким пониманием дела исполняют музыку Баха и Моцарта. Через его детскую скрипичную школу прошло более 200 тыс. детей. Подобного больше нет нигде в мире. Хотя около пяти процентов учеников Судзуки сделали успешную карьеру в музыке, профессор настаивает: «Я всего лишь хочу воспитать хороших граждан. Если ребенок с момента своего рождения слушает хорошую музыку и учится играть сам, в нем развиваются глубокие чувства, дисциплина и выносливость. Он приобретает доброе сердце. Если вся нация сообща возьмется за воспитание детей, то, возможно, удастся избежать войны».

Многолетние исследования зарубежных психологов показали, что дети, занимающиеся музыкой, опережают сверстников в интеллектуальном, социальном, и психомоторном развитии.

«Душа ребенка - это душа чуткого музыканта. В ней – туго натянутые струны, и если вы сумеете прикоснуться к ним – зазвенит чарующая музыка. И не только в переносном, но и в прямом смысле. Детство так же невозможно без музыки, как невозможно без игры, без сказки» - писал В. А. Сухомлинский

Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность — одна из центральных составляющих эстетического воспитания — играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника, которая определяется спецификой музыки как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста — с другой.

Основополагающее значение для осмысления роли музыкального искусства во всестороннем воспитании детей и развитии их музыкального творчества имеют работы ученых-психологов, педагогов, ведущих специалистов в области эстетического воспитания детей дошкольного возраста (Б. В. Асафьев, Ю. Б. Алиев, Е. Алмазов, В. М. Бехтерев, Т. С. Бабаджан, О. Н. Варшавская, Н. А. Ветлугина, А. И. Катинене, А. В. Кенеман, Д. Б. Кабалевский, А. Карасев, А. Н. Леонтьев, Т. Ломова, Н. А. Метлов, Карл Орф, О. П. Радынова, М. А. Румер, Б. М. Теплов, К. В. Тарасова, В. Н. Шацкая, С. М. Шоломович, Г. А. Фортунатов и др.).

«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека», — писал о музыке В. А. Сухомлинский. Музыка развивает сферу чувств, способствует самопознанию. Гармоническое развитие личности невозможно без постижения гармонии и звуков, ритмов. Музыка оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека: она заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, учит разбираться в окружающем мире, людях, их взаимоотношениях. Она может увести в мир грез, оказаться враждебной, но может оказать и положительное воспитательное воздействие даже в тех случаях, когда все другие средства не эффективны.

Музыка эмоциональна по своей сущности, по своему непосредственному содержанию. По выражению Б. М. Теплова, благодаря столь замечательным особенностям, она становится «эмоциональным познанием» и создает ни с чем несравнимые возможности для развития эмоциональной сферы человека, в особенности в детстве.

Эмоциональная отзывчивость на музыку — одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Для детей с самого раннего возраста необходимо создавать условия для усвоения и развития у них музыкальной культуры. Одни дети способны достичь высокого уровня музыкального развития, другие, возможно, более скромного. Важно, чтобы с раннего детства дети учились относиться к музыке не только как к средству увеселения, но и как к важному явлению духовной культуре. Только развивая потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы детей (музыкально-эстетическое сознание, можно приобщить их к музыкальной культуре, заложить ее основы.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для последующего овладения человеком музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет развито музыкально - эстетическое сознание детей, это не пройдет бесследно для их последующего развития, духовного становления.

Приобретая в процессе музыкальной деятельности определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. Важно, чтобы в процессе музыкального воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало развитию музыкальных и общих способностей, формированию основ музыкальной и общей духовной культуры.

Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать.

Решение задач музыкального воспитания детей зависит от педагогического мастерства, условий, методов воспитания, внимания, как родителей, так и воспитателей. Так же важно чтобы педагог - музыкант в детском дошкольном учреждении подготовил музыкальную базу ребенка для дальнейшего его развития.

Литература:

1. АртоболевскаяА. Д. Первая встреча с музыкой. – М. : 1988.

2. Заводова. Т. Е. «Музыка и воспитание»– Мн. : Красико-Принт, - 2005.

3. Мадорский Л. Р. Музыка начинается в семье. – М. : 1982.

4. Малахова И. Н. Первые шаги в мире звуков. – М. : 1977.

5. Методологические, организационные новации и проблемы музыкального образования и воспитания в современных условиях: Материалы международной научно-практической конференции. – Брест БрГУ, 22 – 24 мая 2000.

6. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль: 1997.

7. Музыка : вопыт, праблемы, рэклама, інфармацыя /Рэд. Л. А. Макаранка. – Мн. : Выд. Муз. Таварыства БССР, - 1990

8. Судзуки С. " Взращенные с любовью: Классический подход к воспитанию талантов". - Мн. : ООО «Попурри», 2005. - 192 с

9. Источник: www.sonatal.ru, https://www.mamalysh.com

Публикации по теме:

Положительное влияние дидактических игр на развитие детей младшего дошкольного возрастаПоложительное влияние дидактических игр на развитие детей младшего дошкольного возраста Мир входит в жизнь детей постепенно. Интерес к познанию реального мира становится значимым для ребенка с 3-4 летнего возраста. Удовлетворить.

Развитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формыРазвитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формы Ранний возраст – период, когда зарождаются продуктивные виды деятельности ребенка, в частности - рисование. Их возникновение также тесно.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования.

Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста» 11 июня день песочных построек на МААМ. Игры с песком относятся к любимым играм малышей. Они учат ребенка:- ориентироваться в окружающей.

Консультация для родителей «Влияние музыки на развитие ребенка» Консультация для родителеймузыкальный руководитель 1 кв. к. Иванова С. И. Влияние музыки на развитие ребенка. Музыка - одно из древнейших видов.

Консультация для воспитателей «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего возраста» На мой взгляд, тема развития речи является весьма актуальной, так как в последнее время в детский сад приходят дети, у которых речь неактивна.

Консультация музыкального руководителя «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ посредством музыки» Проблема адаптации детей в ДОУ остается актуальной, так как детки все больше рождаются с ослабленным здоровьем, а значит и с ослабленными.

Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей раннего возраста через приемы наложения и приложения»Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей раннего возраста через приемы наложения и приложения» Невозможно переоценить значение сенсорного воспитания в раннем возрасте. Полноценное умственное развитие детей возможно только в результате.

Передовой педагогический опыт «Влияние художественной литературы на развитие речи детей» 1. Условия формирования опыта. Тему моего опыта работы «Влияние художественной литературы на развитие речи детей» я выбрала не случайно.

Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки. Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние музыки на развитие детей раннего возраста (отечественный и зарубежный опыт)
Опубликовано: 18 сентября 2022 в 17:50
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние музыки на развитие детей раннего возраста (отечественный и зарубежный опыт)» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Дроздова (УИ 3056475) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД