Лучший педагог года

Влияние познавательно-исследовательской деятельности детей на развитие связной речи (часть I)

Елена Шипицына
Влияние познавательно-исследовательской деятельности детей на развитие связной речи (часть I)

Влияние познавательно-исследовательской деятельности детей на развитие связной речи (часть I)

часть 2

Познавательно-исследовательская деятельность – это основа существования человека. С самого раннего возраста ребенок выступает в роли исследователя, познавая окружающий мир : предметы, их свойства, действия с ними, а также природу и природные явления. Умывает руки – познает свойства воды, обедает – познает съедобное и несъедобное. Он знакомится с речевым понятием предметов, явлений. Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку мало времени – ранний и дошкольный возраст.

Публикация «Влияние познавательно-исследовательской деятельности детей на развитие связной речи (часть I)» размещена в разделах

Связная речь ребенка представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально – смысловому типу на описание (собака – домашнее животное, у нее четыре лапы, хвост, она сторожит дом, повествование (вчера я ходил в музей, видел там разных птиц и животных) и рассуждение (снег тает, потому что в комнате тепло).

Опыт моей работы доказывает, что исследовательская деятельность доступна уже детям с младшего возраста. Они с удовольствием обследуют песок, глину познают их свойства. Плещутся в воде, открывая её тайны, отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, запускают самолётики, пробуют делать пену и рисовать ею. Превращают снег в воду, а воду – в разноцветные льдинки, пускают мыльные пузыри. С возрастом опыты усложняются. Дети уже способны найти ответы на трудные вопросы: как зёрнышки в муку превращаются? Как замесить тесто? Как поймать воздух? Почему осенью много луж? Круг явлений, с которыми экспериментируют старшие дошкольники, расширяется. Они знакомятся с электричеством, превращают солнечный свет в «разноцветные огоньки» и др.

Я читаю, чтобы связно рассказать о чем-нибудь нужно уметь анализировать предмет, выделять его свойства и качества, устанавливать причинно – следственные и другие отношения между предметами, явлениями. Например, песок – это сыпучий материал. Он состоит из маленьких твердых песчинок. Из сухого песка трудно что-либо сделать, а из мокрого можно лепить). А для этого необходимо подобрать ключевые слова, выражающие основную мысль рассказа (сыпучий материал, песчинка, уметь построить сложные предложения, использовать разные языковые средства для предложений: предлоги, согласованные окончания прилагательных и существительными и глаголами. (По земле стелется легкая поземка; подул свежий ветер). Кроме этого, связная речь ребенка должна планироваться, т. е. должны намечаться «шаги», по которым будет разворачиваться рассказ (последовательное выделение частей объекта, описание его свойств и качеств, выражение своего отношения к тому, что описывается). Например: Белочка – лесное животное. У нее есть голова, небольшое туловище, четыре лапы и пушистый хвост. Дом у нее в дупле дерева и т. д.

Живая природа – это тоже объект исследования детей, и, никого не надо убеждать в том, что тому, кто с детства был глух к природе, кто не открыл для себя красоты первой весенней травки, не ощутил запаха первой лопнувшей почки, вряд ли будут в дальнейшей жизни доступны чувства поэтического восприятия мира и преклонения перед красотой, величием природы и человеческой доброты. Дети увлеченно ищут ответы на такие вопросы как: чем нюхает червяк? Сколько лет рыбе? Какие грибки всегда голодные (дрожжи? Сколько сосенке лет? (А сосновой шишке) Почему береста не тонет?

По-моему мнению, познавательное развитие ребенка, развитие его понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляемые им новые знания и представления (вьюга, метель, поземка, пурга – явления природы, связанные с ветром и снегом, сильно отличаются друг от друга). Поэтому, наша цель, не только расширить словарь ребенка, но и научить углубленному пониманию таких значений слов, которые характеризуют свойства и качества предметов, их многофункциональность (золотые руки, золотая голова, золотая осень, золотые браслеты,а так же смысловым отношениям слов (синонимам – ручка двери, ручка ребенка, ручка для письма; антонимам – холодно – тепло, длинный – короткий; словообразованию – снег – снеговик – снегурочка – снегопад – снегоход).

Для поддержки интереса в поисковой деятельности некоторые проблемные ситуации я формулирую от имени сказочного героя. Так, в нашей лаборатории живет Мудрый Ворон, от имени которого предлагаются задания – записки. Например, однажды дети обнаружили конверт с семенами фасоли и гороха и записку: «Объясните, что появляется в начале: корешок или стебелек?» Дети решили, что для эксперимента необходима прозрачная емкость и вода и объяснили почему. Затем некоторые воспитанники просто залили водой семена. А остальные воспользовались ватными тампонами и положили семена между ними. В результате дети сделали вывод о технологии проращивания семян (в воде семена загнили, в сухих тампонах пропали, и только во влажных проросли, а также о том, что вначале появляется корень, а затем стебель. Длительность этого эксперимента составила 12 дней.

В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы. В ходе работы прослеживается постоянная интеграция исследовательско-речевой работы с другими видами детской деятельности : наблюдениями на прогулке, чтением художественной литературы, игрой, что позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ. Например, при ознакомлении детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни человека были использованы следующие методические приемы:

Публикации по теме:

Преодоление ОНР у детей дошкольного возраста посредством использования познавательно-исследовательской деятельности Традиционный подход в преодолении общего недоразвития речи (ОНР) у детей дошкольного возраста построен на получении ими разнообразной готовой.

Дидактическая игра «Времена года»Дидактическая игра «Времена года» Цели: способствовать развитию сенсорного воспитания у детей раннего возраста. Дидактическая игра представляет собой панно, на котором.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние познавательно-исследовательской деятельности детей на развитие связной речи (часть I)
Опубликовано: 2 сентября 2014 в 15:17
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД