Папки-передвижки

Влияние семейной микросреды на эмоциональное благополучие детей 4–5 лет

Наталья Титова
Влияние семейной микросреды на эмоциональное благополучие детей 4–5 лет

Формирование человека как личности – процесс социальный в самом широком смысле. Уже младенец развивается как существо социальное, для которого среда выступает не только как условие развития, но и как его источник. Со всем сложным миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых развивается, переплетается с другими отношениями в связи с развитием самого ребенка.

Публикация «Влияние семейной микросреды на эмоциональное благополучие детей 4–5 лет» размещена в разделах

В дошкольные годы ребенок овладевает новыми, достаточно сложными видами деятельности (игра, продуктивные виды деятельности, вступает в новые формы общения со взрослыми (внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное). Все это имеет принципиально важное значение для качественных изменений в психическом развитии ребенка, особенно ее эмоциональной составляющей.

Эмоциональное благополучие – это способность на соответствующем возрасту уровне адекватно воспринимать эмоции других и выражать собственное эмоциональное отношение. Эмоциональное благополучие (неблагополучие) является субъективной характеристикой для качественной оценки эмоционального состояния человека. Показателями эмоционального благополучия личности являются нормальный уровень ситуативной и личностной тревоги, оптимальный уровень активности и работоспособности, возможность и готовность адекватно действовать в различных жизненных ситуациях. Основная цель воспитания и образования эмоционального благополучия дошкольника - создание условий для личностного роста, успешной социально-психологической адаптации каждого ребенка.

В работах Г. Г. Филипповой эмоциональное благополучие представлено как показатель оптимальности общего развития ребё нка и его психического здоровья через следующую структуру: эмоция удовольствия – неудовольствия как содержание преимущественного фона настроения; переживание комфорта как отсутствия внешней угрозы и физического дискомфорта, переживание успеха – неуспеха в достижении целей, переживание комфорта в присутствии других людей и ситуациях взаимодействия с ними, переживание оценки другими результатов активности ребёнка [2].

Значительное влияние на формирование эмоционального благополучия ребенка оказывает его ближайшее окружение, в частности, семейная микросреда. Особая значимость семейной микросреды в формировании эмоционального благополучия детей 4-5 лет объясняется в большой степени тем, что самостоятельность детей этого возраста относительна, благополучие и сама их жизнь зависят от заботы и помощи воспитывающих взрослых людей. Воздействия такого рода, как одобрение и неодобрение, в особенности со стороны родителей, приобретают в данный период детства такую побудительную силу, что служат регулятором поведения и стимулом психического развития.

В каждой семье между ребенком и родителями складываются особые индивидуальные отношения, и в то же время в них можно найти что-то общее. В зависимости от того, какие пути руководства, отношения с ребенком преобладают у родителей, их условно подразделяют на несколько групп, но наиболее часто на «демократическую» и «авторитарную» («контролируемую»).

Для «демократической» формы семейного воздействия на детей характерна тенденция многое разрешать, большой контакт с ребенком, доверие к нему, уважение, стремление родителей избегать решений по произволу, разъяснение принятых в семье правил, содержательные ответы на детские вопросы, удовлетворяющие их любознательность.

«Авторитарная» атмосфера в семье характеризуется большим числом ограничений в отношении детей. Преобладающим стилем руководства родителей-«диктаторов» является стиль с опорой на незыблемость собственного авторитета и беспрекословное подчинение, общение с целью разъяснения правил поведения сведено до минимума.

Отмечено различие в личностных качествах в поведении детей дошкольного возраста «авторитарных» и «демократических» родителей. Дети из «демократических» семей чаще проявляют стремление к творчеству, инициативность, тенденцию к лидерству, нонконформизму (отрицание конформизма, обнаруживают больше эмоциональности в своих социальных взаимоотношениях. Благоприятные условия семейного воспитания (культурный уровень родителей, полная семья, положительные взаимоотношения между родителями, демократический стиль руководства, теплота отношений к детям) сочетаются с высоким социометрическим статусом ребенка среди сверстников [1, с. 35].

Установлено, что чем меньше ласки, заботы и тепла получает ребенок, тем медленнее он созревает как личность, тем более склонен он к пассивности и апатичности, и очень вероятно, что в дальнейшем у него сформируется слабый характер.

Психологический климат в семье, т. е. характер общения с детьми, уровень интереса к ним, к их проблемам, равно как и проявление (или непроявление) заботы и внимания к ним, имеет большое значение для формирования морального облика растущего человека. Необходимо, чтобы в семьях складывались благоприятные отношения, чтобы семейная атмосфера, в которой растет ребенок, рождала чувство полной защищенности.

Эмоциональное благополучие ребенка в семье обеспечивают родители, которые создают атмосферу эмоционального комфорта в семье, с уважением относятся к личности ребенка, поддерживают и развивают его «Я»; помогают обрести уверенность в себе и своих силах; учат положительным эмоциям.

Для выявления эмоционального самочувствия детей 4-5 лет в семье использовался тест «Рисунок семьи» (автор Г. Т. Хоментаускас). На основании тестирования материалы исследования интерпретировались по 5 симптомокомплексам: благоприятная семейная ситуация, тревожность, конфликтность в семье, чувство неполноценности в семейной ситуации, враждебность в семейной ситуации.

На основании проведенного исследования были выделены три уровня эмоционального самочувствия детей 4-5 лет в семейной микросреде :

• высокий уровень – отношения с родителями построены на взаимном признании и уважении, присутствует благоприятный климат в семье. Родители принимают ребенка таким, какой он есть; признают его индивидуальность; одобряют его интересы; поощряют самостоятельность, дошкольник чувствует поддержку взрослых;

средний уровень – в целом характерен ровный эмоциональный фон в семье, родители стараются поддерживать ребенка, вникать в его интересы, но вместе с тем склонны раздражаться, срывать на ребенке свои эмоциональные состояния, они не всегда приветствуют самостоятельность ребенка и предоставляют для этого условия;

• низкий уровень – характерно эмоциональное неблагополучие ребенка в семье, родители мало занимаются дошкольником, не интересуются его успехами, занятые своей жизнью, не контролируют режим дня детей, их развитие, не умеют организовывать детский труд и отдых, что существенно обедняет жизнь дошкольников эмоционально и духовно, часто в семье устанавливаются жесткие дисциплинарные рамки.

Проведенное исследование показало, что большую группу составили дошкольники с высоким уровнем эмоционального самочувствия в семейной микросреде. В то же время достаточно высок процент детей относящихся к среднему (25%) и низкому (20%) уровню эмоционального самочувствия.

В связи с этим, необходима целенаправленная работа по улучшению эмоционального микроклимата в семьях дошкольников через организацию взаимодействия педагогов с родителями с учетом дифференцированного подхода.

Литература

1. Гоношенко, Н. И. Исследование особенностей эмоционального отношения ребенка к себе и окружающим / Н. И. Гоношенко // Психолог в детском саду. - 2005. - № 4. – С. 34.

2. Филиппова, Г. Г. Психология материнства: учебное пособие / Г. Г. Филиппова. — М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 240 с.

Публикации по теме:

«Эмоциональное благополучие ребёнка». Консультация для родителей«Эмоциональное благополучие ребёнка». Консультация для родителей Учёные относят дошкольный возраст к так называемым критическим периодам в жизни ребёнка. При неблагоприятных условиях у детей возникает.

Фотоотчет Социального проекта семейной студии художественно-эстетического развития детей дошкольного возрастаФотоотчет Социального проекта семейной студии художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Фотоотчет Социального проекта семейной студии художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста «Раз-ладошка, два - ладошка».

Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребёнка» Материал подготовила воспитатель ГБДОУ детский сад №3 Приморского района, г. Санкт – Петербург, Белоусова Л. Е. При неблагоприятных условиях.

Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребенка в семье»Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребенка в семье» Цель консультации: побудить родителей к тому, чтобы они задумались о взаимоотношениях со своими детьми в семейном воспитании. А. С. Макаренко.

Консультация «Влияние домашних питомцев на эмоциональное состояние детей»Консультация «Влияние домашних питомцев на эмоциональное состояние детей» Консультация «Влияние домашних питомцев на эмоциональное состояние детей» Дети должны всегда быть окружены любовью, теплом и заботой, и.

Сценарий семейной программы «Вместе с мамой» посвященный Дню Матери, для детей среднего дошкольного возрастаСценарий семейной программы «Вместе с мамой» посвященный Дню Матери, для детей среднего дошкольного возраста Программные задачи: - обучающие • углублять представления детей о семье, прививать духовно-нравственные ценности; • формировать положительный.

Стили родительского воспитания и их влияние на развитие детейСтили родительского воспитания и их влияние на развитие детей Существуют три типа семей по степени эмоциональной привязанности к ребёнку, по степени контроля своего ребёнка. И в зависимости от того,.

Эмоциональное благополучие детей.Эмоциональное благополучие детей. Детство - время, когда закладываются основы эмоционального и психологического благополучия у дошкольника. Именно обеспечение эмоционального.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста на праздниках и развлеченияхЭмоциональное развитие детей дошкольного возраста на праздниках и развлечениях Эмоциональное развитие — один из важнейших элементов в системе разностороннего развития личности. Человек, умеющий ценить прекрасное,.

Влияние физических нагрузок на психологическое здоровье детей ЗАЧЕМ СПОРТ ДЕТЯМ? Групповая консультация для родителей учеников начальной школы от педагога-психолога Кроме того, что я педагог-психолог,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Влияние семейной микросреды на эмоциональное благополучие детей 4–5 лет
Опубликовано: 11 февраля 2020 в 15:00
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД