МААМ-картинки

Влияние сюжетно-ролевых игр на социально-личностное развитие дошкольников

Надежда Васильева
Влияние сюжетно-ролевых игр на социально-личностное развитие дошкольников

Влияние сюжетно-ролевых игр на социально-личностное развитие дошкольников.

Наблюдая за своими воспитанниками, я заметила, что их интересы ограничены, а игры однообразны. Дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без особого интереса, как потребители, а не творцы. Кроме этого дети проявляют низкий уровень социальной компетентности, как в семье, так и в обществе.

Публикация «Влияние сюжетно-ролевых игр на социально-личностное развитие дошкольников» размещена в разделах

Я попыталась разобраться, каковы же причины и пришла к следующим заключениям.

Во-первых, современное общество требует от детей ранних успехов и достижений. Все стремятся детей научить как можно раньше – читать, писать, считать, забыв о том, что ведущая деятельность ребенка дошкольника – игровая.

Во-вторых, родители современных детей не играют со своими детьми, они очень часто не умеют этого делать или из-за чрезмерной занятости не могут.

И третья причина – отсутствие возможности передавать игровой опыт от более старших детей к более младшим. Сейчас дети разного возраста сильно разобщены. В детском саду дети подбираются в группу по одновозрастному принципу, в семьях чаще всего только один ребенок, а дворовые и соседские сообщества становятся редкими из-за чрезмерной опеки взрослыми дошкольников и занятости школьников в школе, кружках и т. п. Сильными факторами разобщения детей являются телевизор и компьютер, у которых они проводят много времени.

Считаю, что для формирования зрелой, социально компетентной и активной личности у ребё нка необходимо сформировать следующие умения:

• ориентироваться в конфликтах и адекватно их разрешать;

• получать, обрабатывать, оценивать нужную информацию и применять её в разных ситуациях;

• принимать самостоятельные решения;

• предвидеть последствия чужих, учиться на своих ошибках;

• брать на себя ответственность за совершаемые поступки.

Изучив опыт известных педагогов, пришла к выводу, что для формирования данных качеств наиболее удачным методом является сюжетно-ролевая игра. Именно через игру в этом возрасте можно развивать, обучать, корректировать, воспитывать. Без этого важного "игрового” периода не бывает успешного обучения в школьном возрасте, а позже не происходит развития целой полноценной личности.

Чтобы правильно организовать сюжетно-ролевую игру я изучила необходимую теорию.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА – это ориентировочная деятельность; действия в ней связаны с предметами-заместителями, и ребенок принимает их условно за настоящие. Сущность игровой деятельности заключается не только в технике выполнения действий, сколько в переходе от практического к умственному действию. Дошкольник видит один и тот же предмет с разных позиций (камушек — это мел, хлеб, сахар и др., сам переходит с одной позиции на другую (изменение ролей в игре). Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру ребенок готовится к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь, приобретает новые навыки, пробует новые способы взаимодействия с окружающими, которые потом можно применять в жизни.

Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям, сюжетная игра, как и любая другая человеческая деятельность, возникает у ребенка не спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею – «умеют играть». Ребенок овладевает игрой, втягиваясь в мир игры, в мир играющих людей.

Чем больше мы будем играть, и давать ребенку знаний о взрослой жизни, тем разнообразней, интересней будут его игры. Но становясь участником совместной игры, ребенок сталкивается с необходимостью согласовывать свои намерения и действия с товарищами, подчиняться тем правилам, которые устанавливаются в игре и до игры.

Предметно-игровая среда является мощным средством воздействия взрослого на самостоятельную игру ребенка. Предметно-игровая среда обязательно должна гибко изменяться в зависимости от содержания знаний, полученных детьми, от игровых интересов детей и уровня развития их игры.

Известно, что сюжетно-ролевая игра в классификации игровой деятельности считается наиболее сложной, но и наиболее значимой для личностного развития детей при вхождении их в мир социальных отношений с окружающими их людьми.

При организации сюжетно-ролевых игр рекомендуется использовать памятку:

1. Дать информацию детям о социальной жизни человека через наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, чтение художественной литературы, беседы, использование ИКТ-технологий, просмотр видео и мультфильмов и их обсуждение, дидактические игры, проектную деятельность.

2. Помнить, что для каждой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.

3. Создать предметно-развивающую среду для игры совместно с детьми и родителями.

4. Оказывать детям помощь в реализации знаний, полученных на занятиях, путём проблемных ситуаций, предложений, напоминаний, советов, подбора игрового материала, беседы - разговора по поводу замысла игры, развития его содержания, подведение итогов.

5. Помочь ребенку составить алгоритм игры перед её началом, определиться с ролью в игре.

6. Помочь ребенку устанавливать и усваивать правила и нормы социального поведения через игру, контролировать свое поведение, регулировать эмоциональное состояние.

7. Быть старшим другом, партнёром по игре.

8. Учить анализировать увиденное в игре.

9. Постепенно от совместной деятельности дать возможность ребенку перейти к самостоятельной деятельности, со сверстниками умея договориться, выбрать игру, распределять роли, создавать сюжет и развивать его в совместной деятельности со сверстниками.

10. В дальнейшем игра должна проходить в режиме реального времени сочетая в себе реальную жизнь ( например: трудовая деятельность) и игру, что позволяет ребенку чувствовать себя не просто ребенком, а составной частью общества, который может приносить пользу и радость окружающим.

Таким образом, схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью.

Уделяя особое внимание сюжетно-ролевым играм в любой возрастной группе, можно наблюдать, что круг интересов детей расширяется, они с удовольствием уже самостоятельно организуют разнообразные сюжетно-ролевые игры, придумывают и изменяют сюжет, умеют договариваться и соблюдать правила. У ребят есть любимые игры: «Супермаркет», «Турагенство», «Поликлиника», «Экспедиция», «Цирк», «Театр», «Путешествие», «Ателье», «Русская армия».

Публикации по теме:

Атрибуты для сюжетно-ролевых игрАтрибуты для сюжетно-ролевых игр Ф. И. О педагога -Гуляева Оксана Николаевна Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Кэскил».

Введение дошкольников в мир профессий посредством сюжетно-ролевых игрВведение дошкольников в мир профессий посредством сюжетно-ролевых игр .

Бытовая техника из картонных коробок для сюжетно-ролевых игр дошкольниковБытовая техника из картонных коробок для сюжетно-ролевых игр дошкольников Благодаря гендерному воспитанию детей дошкольного возраста зависит успешное формирование ребёнка как личности. Гендерное воспитание детей.

Консультация для родителей «Влияние стиля воспитания в семье на личностное развитие и поведение ребенка» Множество современных исследований подводит к установлению зависимости между родительским стилем воспитания и поведением ребенка. У авторитетных.

Консультация для родителей «Влияние музыкально-ритмических игр на физическое развитие дошкольников» Консультация для родителей «Влияние музыкально-ритмических игр на физическое развитие дошкольников»Оздоровительная цель муз. воспитания:.

Консультация «Влияние конструктивно-строительных игр на развитие речи дошкольников»Консультация «Влияние конструктивно-строительных игр на развитие речи дошкольников» Конструирование – целенаправленный процесс, в результате которого получается определённый реальный продукт. Детское конструирование тесно.

Консультация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников»Консультация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников» Консультация "Влияние оригами на развитие речи дошкольников" Оригами для детей - отличный способ развить логическое и пространственное.

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельностиСоциально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности По ФГОС (п.

Влияние ритмической гимнастики на развитие двигательной активности дошкольников В настоящее время ритмическая гимнастика — одна из самых популярных форм занятий массовой физической культурой. Положительное влияние занятий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние сюжетно-ролевых игр на социально-личностное развитие дошкольников
Опубликовано: 24 апреля 2022 в 16:05
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД