Лучший педагог года

Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения детей с задержкой психического развития

Татьяна Гунина
Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения детей с задержкой психического развития

В психологии принято положение, что основным средством формирования сознания и произвольности является речь. Именно благодаря речи ребенок становится способным посмотреть на себя как бы со стороны, рассматривать себя и свои действия как некоторый объект, который можно изменить. Кроме этого, речь помогает ребенку овладеть собой через планирование своего поведения.

В связи с этим Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. считают, что средством формирования произвольного, осознанного поведения является речевое общение, включенное в деятельность ребенка, что дает определенную "точку опоры" для управления своим поведением. Первым шагом на этом пути может стать совместная с взрослым игра, которая является традиционным, признанным методом обучения и воспитания дошкольников. [ 6, с. 45]. В игре ребенок накапливает знания, развивает способности, формирует познавательные интересы.

Публикация «Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения детей с задержкой психического развития» размещена в разделах

В педагогике делались неоднократные попытки изучить и описать каждый вид игры с учетом его функций в развитии детей, дать классификацию игр. Одним из первых тезис об игре как особом средстве воспитания выдвинул Ф. Фребель.

Вместе с этим, многими педагогами и психологами были даны характеристики игр детей, выделены ее особенности (К. Грос, Н. К. Крупская, П. Ф. Лесгафт, Ф. Фребель и другие) [ 22, с. 270 ].

В последние годы проблема классификации детских игр вновь стала привлекать внимание ученых. Появилась классификация детских игр, разработанная Новоселовой С. Л. В основе лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого). В этой классификации особое место занимают театрализованные игры.

По мнению Артемовой Л. В., театрализованные игры учат детей анализировать, развивают эмпатийные и эстетические способности. [ 3, с. 15 ].

Следовательно, именно в театрализованной деятельности у детей развиваются навыки речевого общения, так как общение без эмоций, мимики, жестов, слов невозможно.

Маханева М. Д. считает, что источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщая его к духовным ценностям является театрализованная деятельность. [ 34, с. 4 ].

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что точного определения понятия "театрализованная деятельность" нет.

В связи с этим, Маханева М. Д. отмечает, что театрализованная деятельность (игра) – важнейшее средство развития у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях. [ 34, с. 5 ].

В частности, Козлова С. А., Куликова Т. А. определяют театрализованные игры как разыгрывание в лицах литературных произведений. По их мнению особенностью театрализованных игр является готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. [ 22, с. 301 ].

Вместе с этим, Артемова Л. В. театрализованные игры подразделяет на группы: с одной стороны, режиссерские игры, а с другой – игры-драматизации. Итак, театрализованные игры, по мнению Артемовой Л. В., развивают по заранее подготовленному сценарию, который ведет за собой игру. А источником театрализованных игр является окружающий мир, который выступает в роле опоры для творчества педагога и детей. [ 3, с. 10 ].

М. С. Певзнер [ 44 ] отмечает, что всем детям с ЗПР свойственно снижение внимания и работоспособности. Причем у некоторых детей максимальное напряжение внимания наблюдается в начале какой-либо деятельности, а потом оно неуклонно снижается. У других - сосредоточение внимания отмечается лишь после того, как они выполнили некоторую часть задания. Также встречаются дети с ЗПР, которым свойственна нестойкость, периодичность в сосредоточении внимания. Для этой категории детей характерно снижение долговременной и кратковременной памяти, произвольного и непроизвольного запоминания, низкая продуктивность и недостаточная устойчивость запоминания (особенно при большой нагрузке); слабое развитие опосредованного запоминания, снижение при его осуществлении интеллектуальной активности [15]. Исследованиями М. С. Певзнер и Т. А. Власовой выявлено, что детям с ЗПР необходимо больше времени, чем их нормально развивающимся сверстникам, для приема и переработки сенсорной информации [ 44 ].

Также в театрализованных играх дети упражняются в общении, входя в образ персонажа, используя мимику, жесты, слова, чувствуя себя раскованно, что развивает у них эмпатийные способности, выразительность речи.

Тем не менее, театрализованные игры носят и воспитательный характер - дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы. [ 34, с. 9 ]. В том числе, общаясь со сверстниками и с взрослыми в ходе театрализованных игр, дети узнают о правилах поведения в ходе разговора, отмечают ошибки героев сказки, стараются быть послушными, внимательными, радовать окружающих.

Таким образом, для развития навыков, речевого общения необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Огромную помощь могут оказать театрализованные игры в дошкольных образовательных учреждениях - всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью.

Дети знакомятся с окружающим миром во всем многообразии через образы, краски, звуки.

Доказано, что у детей с ЗПР в процессе коррекционного воздействия отмечается положительная динамика в формировании разных видов художественной деятельности, особенно в театрализованно-игровой, а также в образно-ролевых играх (Е. А. Медведева).

Театрализованные игры и упражнения обогащают ребенка знаниями, правилами поведения, стимулируют формирование потребностей во взаимодействии с окружающими людьми. [ 29, с. 22]

Список литературы:

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 2000. – 400 с.

2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет. – М., 2004. – 128 с.

3. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. – М., 1991. – 20 с.

4. Бородич А. М. Методика развития речи. – М., 1984. – 228 с.

5. Волков Б. С., Волкова Н. В. Психология общения в детском возрасте. – М., 2003. – 240 с.

6. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Искусство общения с ребенком от года до 6 лет. – М., 2004. – 120 с.

7. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 1995. – 185 с.

8. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961. – 235 с.

9. Годовикова Д. Б. Общение и познавательная активность дошкольников // Вопросы психологии. – 1984. - № 1. – С. 34-40

10. Горшкова Е. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 12. – С. 91-97.

11. Джидарьян И. А. Психология общения и развития личности // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анцыферовой. – М., 1981. – 465 с.

12. Доронова Т. Н., Карабанова О. А., Соловьева Е. В. Игра в дошкольном возрасте. – М., 2002. – 128 с.

13. Ермаков П. Н., Лабунская В. А. Международная конференция "Психология общения" // Психологический журнал. – 2004. - № 2. – С. 132-133.

14. Жичкина А. Значимость игры в развитии человека //Дошкольное воспитание. – 2002. - № 4. – С. 2-6.

15. Закон РФ "Об образовании" // Советская Чувашия. – 1993. № 55-58. – С. 2-4

16. Закон ЧР "О языках" // Республика. – 2001. - № 47-48. – С. 4-5.

17. Зарубина Н. Д. Методика обучения связной речи. – М., 1977. – 371 с.

18. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольника // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 1. – С. 25-28.

19. Калинченко А. В., Микляева Ю. В., Сидоренко В. Н. Развитие игровой деятельности дошкольников. – М. 1, 2004. – 112 с.

20. Калинина Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. – С. -Пб., 2003. – 210 с.

21. Караманенко Т. Н., Караманенко Ю. Г. Кукольный театр дошкольника. – М., 1973. – 250 с.

22. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М., 2002. – 416 с.

23. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание России в документах и материалах. – М., 2001. – 472 с.

24. Конвенция о правах ребенка // Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М., 2002. – 416 с.

25. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М., 1997. – 259 с.

26. Любина Г. О формах и организации работы по развитию речи // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 11. –С. 49-51.

27. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986. – 374 с.

28. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А. Г. Рузской. – М., 1997. – 345 с.

29. Лисина М. И. Общение ребенка с взрослым как деятельность // общение и его влияние на развитие психики дошкольника. Сб. науч. тр. – М., 1974. – 290 с.

30. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1969. – 390 с.

31. Локтева Е. В. Театрализовано-игровая деятельность в обучении детей с ЗПР//Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. -2006.-№ 4.-С. 22-26.

32. Лубовский В. И., Переслени Л. И. Дети с задержкой психического развития. -М. ,2003.-163 с.

33. Люблинская А. А. Детская психология. – М., 1971. – 295 с.

34. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М., 2003. – 128 с.

35. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Т. С. Комаровой. – М., 1991. – 420 с.

36. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1984. – 410 с.

37. Мухина В. С. Возрастная психология. – М., 2002. – 456 с.

38. Немов Р. С. Психология. В 3 кн. : Кн. 3. – М., 1995. – 410 с.

39. Немов Р. С. Психология. В 2 кн. : Кн. 1. – М., 1994. – 415 с.

40. Обучение детей с задержкой психического развития/Под ред. В. И. Лубовского. -Ярославль,2004-269 с.

41. Общение и речь : развитие речи у детей в общении с взрослыми / Под ред. М. И. Лисиной. – М., 1985. – 247 с.

42. Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной. – М., 1990. – 274 с.

43. Ожегов С. Н., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1996. – 928 с.

44. Певзнер М. С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития//Дефектология. – 2000.-№ 3. – С. 12 -16.

45. Переслени Л. И., Мастюкова Е. М. Задержка психического развития – вопросы дифференциальной диагностики // Вопросы психологии. -2003. - № 1. –С. 5-8.

46. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. – М., 1984. – 420 с.

47. Проблема изучения речи дошкольника / Под ред. О. С. Ушаковой. – М., 1994. – 315 с.

48. Программа воспитания ребенка – дошкольника / Под рук. О. В. Драгуновой. – Чебоксары, 1995. – 231 с.

49. Психология / Под ред. В. Н. Дружинина. – С. -Пб., 2002. –

50. Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников. – М., 2000. – 240 с.

51. Развитие речи и речевого общения /Под ред. О. С. Ушаковой. – М. ,1995.– 324 с.

52. Развитие речи дошкольника. /Под ред. О. С. Ушаковой. – М. ,1990. – 310 с.

53. Реуцкая Н. А. Театрализованные игры дошкольников // Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. – М., 1989. – 455 с.

54. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина. – М., 1984. – 375 с.

55. Соловьева О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. – М., 1967. – 395.

56. Смирнова Е. О. Генезис общения ребенка от рождения до 7 лет в исследованиях сотрудников психологического института // вопросы психологии. – 2004. - № 2. – С. 54-62.

57. Струнина Е. М., Ушакова О. С. Влияние словарной работы на связность речи // Дошкольное воспитание. – 1981. № 2. – С. 5-7.

58. Триггер Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. - Ярославль. -2008. – 128 с.

59. Ульенкова, У. В. Дети с задержкой психического развития. / У. В. Ульенкова. М. : Просвещение, 2000. 294 с.

60. Ушакова Т. Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы. – М., 1979. – 405 с.

61. Ушакова Т. Н. Детская речь – ее истоки и первые шаги в развитии // Психологический журнал. – 1999. - № 3. – С. 59-69.

62. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2004. – 255 с.

63. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. – М., 1995. – 305 с.

64. Урунтаева Г. А., Дошкольная психология. – М., 1998. – 315 с.

65. Федоренко Л. П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1978. – 295 с.

66. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. – М., 1980. – 370 с.

67. Шебеко В. Н., Ермак Н. Н., Шишкина В. А. Физическое воспитание дошкольников. – М., 2000. – 176 с.

68. Шипицына Л. М. и др. Азбука общения. – С. -Пб., 2002. – 476 с.

69. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М., 1978. – 278 с.

70. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. Избр. психол. труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М., Воронеж, 1995. – 350 с.

Публикации по теме:

Моделирование, как средство формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста с ЗПР Паспорт инновационного проекта "Моделирование как средство формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста с задержкой.

Презентация: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» …Чтобы научиться говорить, надо говорить. " М. Р. Львов Человек не может жить, трудиться,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения детей с задержкой психического развития
Опубликовано: 4 ноября 2013 в 20:04
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД