Приложение МААМ

Влияние типа родительского отношения на уровень психологической готовности детей к обучению в школе

Елена Архипова
Влияние типа родительского отношения на уровень психологической готовности детей к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы

В семейном окружении, в общении, в диалоги разных поколений происходит реальное становление психики детей. Связи "родители- ребенок" имеют важнейшее значение для понимания сложившейся структуры семьи, её актуального состояния и будущего развития.

Родительское отношение к ребенку представляет собой культурно- исторический феномен, исторически изменчивое явление, которое находится под влиянием общественных норм и ценностей.

Публикация «Влияние типа родительского отношения на уровень психологической готовности детей к обучению в школе» размещена в разделах

Понятие родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимосвязь родителя и ребенка. Родительское отношение включает в себя субъективно- оценочное, сознательно- избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. Как правило, в структуре родительского отношения выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компонент.

Вопросы влияния типа взаимодействия с ребенком на формирование личности ребенка широко обсуждаются в отечественной литературе. К настоящему времени сформировалось убеждение, что тип детско- родительских отношений в семье является одним из основных факторов, формирующих характер ребенка и особенности его поведения. Наиболее характерно и наглядно тип детско- родительских отношений проявляется при воспитании ребенка. Влияние отношений родителей к детям на особенности их психосоциального развития, - согласно имеющимся данным, носит чрезвычайно многообразный характер. Ученые получили достаточно убедительных доказательств того, что в семьях с прочными, теплыми контактами, уважительным отношениям к детям у них активнее формируются такие качества, как доброжелательность, внимательность, способность к сопереживанию, самостоятельность, инициативность, умение разрешать конфликтные ситуации. Им свойственно более адекватное осознание образа "Я", его целостность.

В семьях с авторитарным отношением родителей к детям формирование качеств затрудняется, сдерживается, искажается, а в ряде случаев становится невозможным.

В частности, рядом авторов подчеркивается, что нарушение системы семейного воспитания, дисгармония отношений "мать- дитя" является основным патогенетическим фактором, обусловливающим возникновением неврозов у детей. Так, например, А. Е. Личко и Э. Г. Эйдемиллер выделили шесть типов семейного воспитания детей с акцентуированными чертами характера.

Гипопротекция- характеризуется отсутствием необходимой заботы о ребенке. При таком типе отношений ребенок пратически предоставлен самому себе, чувствуя себя брошенным.

Доминирующая гиперпротекция предполагает окружение ребенка излишней, навязчивой заботой, полнлстью блокирующей его самостоятельность и инициативу.

Эмоциональное отвержение проявляется в неприятии ребенка во всех егопроявлениях. Может проявляться явно и скрытно в виде издевок, высмеивания.

В исследованиях Е. Т. Соколовой основные стили детско- родительских отношений были выделены на основании анализа взаимодействия матери и ребенка при совместном решении задач:

- сотрудничество (предполагает тип отношений, в которых потребности

ребенка учитываются, ему дают право "на автономию");

- псевдосотрудничество (может осуществляться в разных вариантах, таких как

доминирование взрослого, доминирование ребенка);

- изоляция (полностью отсутствует кооперация и объединение усилий,

инициативы друг друга отклоняются и игнорируются);

- соперничество (характерна конкуренция при отстаивании собственной

инициативы и подавление инициативы ребенка).

Несмотря на разнообразие понятий, описывающих родительское отношения, практически во всех подходах можно заметить, что родительское отношение по своей природе противоречиво. Е. О. Смирнова и М. В. Быкова выделяют два противоположных момента в родительских отношениях : безусловный (содержит такие компоненты, как принятие, любовь, сопереживание и т. д.) и условный (объективная оценка, контроль, направленность на воспитание определенных качеств).

Анализ исследований позволяет сделать следующие выводы о том, что взаимоотношения в семье могут носить разноплановый характер. На детско- родительских отношениях сказываются тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую отводят ребенку в семье.

Изучая влияние типа родительских отношений на уровень психологической готовности к школе, рассмотрим определение "готовность к школе".

Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости : интеллектуальный, эмоциональный, социальный.

Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие, включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитического мышления; возможность логического запоминания; умения воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторная координация.

Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

По мнению В. А. Аверина, психологическая готовность предполагает готовность интеллектуальную (требуемый уровень развития познавательныз процессов); личностную (развитие мотивационной сферы); эмоциональную (уровень эмоционального напряжения).

Очень важна личностная готовность. Она проявляется, прежде всего, в интересе к школе. Большое влияние на формирование мотивационной сферы дошкольника в этом возрасте оказывает игра. Начиная со среднего дошкольного возраста ребенок с удовольствием играет в школу. Анализ этих игр показывает, что содержание с возрастом меняется. А также беседы с родителями, воспитателями формируют положительное отношение к школе, желание учится. У старших дошкольников появляются мотивы, выражающиеся в стремлении занять новую для них позицию школьника.

Рассматривая зависимость между типом родительского отношения к ребенку и его психологической готовностью к обучению в школе, хочется отметить, что у тех родителей, чьё отношение к ребенку характеризуется как симбиоз и кооперация (родители заинтересованы в делах и планах ребенка, дети имеют высокий уровень готовности к обучению в школе, тогда как у родителей, чьё отношение характеризуется отвержением ребенка или признанием за ним статуса "маленького неудачника", ребенок имеет низкую психологическую готовность к обучению в школе.

Список литературы:

1. Аверин В. А. Психология развития детей дошкольного возраста. Конспект лекций. СПб: Изд-во Михайлова В. А. 2000. С. 42-53

2. Гуткина Н. И. Психология. Готовность детей к обучению в школе. М. : НПО:Образование, 1996. С. 112-127.

3. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого- педагогическая готовность ребенка к школе. М. : Владос, 2002. С. 75-82.

4. Практикум по возрастной психологии. / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб:Речь, 2002. С. 53-69.

5. Шнайдер Л. Б. Основы семейной психологии. Москва- Воронеж: НПО МОДЭК, 2003. С. 147-156.

6. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб: Питер, 2001.

Публикации по теме:

Взаимодействие детского сада и семьи в формировании личностной готовности старших дошкольников к школе (из опыта работы) Слайд 1. Слайд 2. Личностная готовность является важным структурным компонентом психологической готовности к школьному обучению, все составляющие.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1 Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка. От готовности ребенка к этому моменту во многом будет зависеть формирование.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 2 Существует гипотеза: адаптация зависит от уровня психологической готовности ребенка к школе, комфортности его пребывания в учебном заведении,.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 3 Обсуждая проблему готовности к школе, Д. Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 4 Н. В. Запорожец (1977г.) отметил, что готовность к обучению к школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 6 Деятельный критерий рассмотрим более подробно. В 6-7 лет моторика уже готова к тому чтобы писать скорописью. Именно в этот момент в созревании.

Проектная деятельность по формированию познавательной и мотивационной готовности детей к школе «Скоро в школу» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №38 города Кузнецка Проектная деятельность.

Развитие моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школеРазвитие моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школе «Если Вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени» Эстер Селсдон Одной из основных.

Родительское собрание «Влияние типа темперамента на методы воспитания ребенка» Добрый вечер, дорогие коллеги! С удовольствием поделюсь с Вами своим выступлением перед родителями нашей группы. Эта публикация будет интересна.

Стили родительского воспитания и их влияние на развитие детейСтили родительского воспитания и их влияние на развитие детей Существуют три типа семей по степени эмоциональной привязанности к ребёнку, по степени контроля своего ребёнка. И в зависимости от того,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние типа родительского отношения на уровень психологической готовности детей к обучению в школе
Опубликовано: 13 мая 2020 в 07:16
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние типа родительского отношения на уровень психологической готовности детей к обучению в школе» (включая файлы) размещена пользователем Елена Архипова (УИ 260985) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД