Елена Архипова
Влияние типа родительского отношения на уровень психологической готовности детей к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы
В семейном окружении, в общении, в диалоги разных поколений происходит реальное становление психики детей. Связи "родители- ребенок" имеют важнейшее значение для понимания сложившейся структуры семьи, её актуального состояния и будущего развития.
Родительское отношение к ребенку представляет собой культурно- исторический феномен, исторически изменчивое явление, которое находится под влиянием общественных норм и ценностей.
Публикация «Влияние типа родительского отношения на уровень психологической готовности детей к обучению в школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Понятие родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимосвязь родителя и ребенка. Родительское отношение включает в себя субъективно- оценочное, сознательно- избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. Как правило, в структуре родительского отношения выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компонент.
Вопросы влияния типа взаимодействия с ребенком на формирование личности ребенка широко обсуждаются в отечественной литературе. К настоящему времени сформировалось убеждение, что тип детско- родительских отношений в семье является одним из основных факторов, формирующих характер ребенка и особенности его поведения. Наиболее характерно и наглядно тип детско- родительских отношений проявляется при воспитании ребенка. Влияние отношений родителей к детям на особенности их психосоциального развития, - согласно имеющимся данным, носит чрезвычайно многообразный характер. Ученые получили достаточно убедительных доказательств того, что в семьях с прочными, теплыми контактами, уважительным отношениям к детям у них активнее формируются такие качества, как доброжелательность, внимательность, способность к сопереживанию, самостоятельность, инициативность, умение разрешать конфликтные ситуации. Им свойственно более адекватное осознание образа "Я", его целостность.
В семьях с авторитарным отношением родителей к детям формирование качеств затрудняется, сдерживается, искажается, а в ряде случаев становится невозможным.
В частности, рядом авторов подчеркивается, что нарушение системы семейного воспитания, дисгармония отношений "мать- дитя" является основным патогенетическим фактором, обусловливающим возникновением неврозов у детей. Так, например, А. Е. Личко и Э. Г. Эйдемиллер выделили шесть типов семейного воспитания детей с акцентуированными чертами характера.
Гипопротекция- характеризуется отсутствием необходимой заботы о ребенке. При таком типе отношений ребенок пратически предоставлен самому себе, чувствуя себя брошенным.
Доминирующая гиперпротекция предполагает окружение ребенка излишней, навязчивой заботой, полнлстью блокирующей его самостоятельность и инициативу.
Эмоциональное отвержение проявляется в неприятии ребенка во всех егопроявлениях. Может проявляться явно и скрытно в виде издевок, высмеивания.
В исследованиях Е. Т. Соколовой основные стили детско- родительских отношений были выделены на основании анализа взаимодействия матери и ребенка при совместном решении задач:
- сотрудничество (предполагает тип отношений, в которых потребности
ребенка учитываются, ему дают право "на автономию");
- псевдосотрудничество (может осуществляться в разных вариантах, таких как
доминирование взрослого, доминирование ребенка);
- изоляция (полностью отсутствует кооперация и объединение усилий,
инициативы друг друга отклоняются и игнорируются);
- соперничество (характерна конкуренция при отстаивании собственной
инициативы и подавление инициативы ребенка).
Несмотря на разнообразие понятий, описывающих родительское отношения, практически во всех подходах можно заметить, что родительское отношение по своей природе противоречиво. Е. О. Смирнова и М. В. Быкова выделяют два противоположных момента в родительских отношениях : безусловный (содержит такие компоненты, как принятие, любовь, сопереживание и т. д.) и условный (объективная оценка, контроль, направленность на воспитание определенных качеств).
Анализ исследований позволяет сделать следующие выводы о том, что взаимоотношения в семье могут носить разноплановый характер. На детско- родительских отношениях сказываются тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую отводят ребенку в семье.
Изучая влияние типа родительских отношений на уровень психологической готовности к школе, рассмотрим определение "готовность к школе".
Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости : интеллектуальный, эмоциональный, социальный.
Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие, включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитического мышления; возможность логического запоминания; умения воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторная координация.
Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
По мнению В. А. Аверина, психологическая готовность предполагает готовность интеллектуальную (требуемый уровень развития познавательныз процессов); личностную (развитие мотивационной сферы); эмоциональную (уровень эмоционального напряжения).
Очень важна личностная готовность. Она проявляется, прежде всего, в интересе к школе. Большое влияние на формирование мотивационной сферы дошкольника в этом возрасте оказывает игра. Начиная со среднего дошкольного возраста ребенок с удовольствием играет в школу. Анализ этих игр показывает, что содержание с возрастом меняется. А также беседы с родителями, воспитателями формируют положительное отношение к школе, желание учится. У старших дошкольников появляются мотивы, выражающиеся в стремлении занять новую для них позицию школьника.
Рассматривая зависимость между типом родительского отношения к ребенку и его психологической готовностью к обучению в школе, хочется отметить, что у тех родителей, чьё отношение к ребенку характеризуется как симбиоз и кооперация (родители заинтересованы в делах и планах ребенка, дети имеют высокий уровень готовности к обучению в школе, тогда как у родителей, чьё отношение характеризуется отвержением ребенка или признанием за ним статуса "маленького неудачника", ребенок имеет низкую психологическую готовность к обучению в школе.
Список литературы:
1. Аверин В. А. Психология развития детей дошкольного возраста. Конспект лекций. СПб: Изд-во Михайлова В. А. 2000. С. 42-53
2. Гуткина Н. И. Психология. Готовность детей к обучению в школе. М. : НПО:Образование, 1996. С. 112-127.
3. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого- педагогическая готовность ребенка к школе. М. : Владос, 2002. С. 75-82.
4. Практикум по возрастной психологии. / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб:Речь, 2002. С. 53-69.
5. Шнайдер Л. Б. Основы семейной психологии. Москва- Воронеж: НПО МОДЭК, 2003. С. 147-156.
6. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб: Питер, 2001.