Приложение МААМ

Влияние типа семейного воспитания на социализацию дошкольника

Юлия Семёнова
Влияние типа семейного воспитания на социализацию дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Влияние типа семейного воспитания на социализацию дошкольника.

Аннотация: Семья является уникальным институтом социализации, поскольку ее невозможно заменить никакой другой социальной группой. Именно в семье осуществляется первый адаптационный период социальной жизни человека. Каждая семья имеет свой стиль воспитания ребенка. Типология стилей родительского воспитания включает 4 типа : авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный. Важнейшая социальная функция семьи — воспитание подрастающего поколения. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка. Успешность социализации ребенка зависит от стиля воспитания, от того направления, который выбирают родители.

Публикация «Влияние типа семейного воспитания на социализацию дошкольника» размещена в разделах

Ключевые слова: семейное воспитание, социализация, педагогическая система, воспитание, развитие личности, поведение ребенка.

Начиная с первых дней жизни ребенка базовым социальным институтом становится семья. Семья является той первой ступенью, которую не способен заменить детский сад и школа. От стилей и типов семейного воспитания будет зависеть результат развития личности человека в дальнейшем.

На сегодняшний день можно выделить два типа социализации ребенка. Первичная социализация представляет собой умение ребёнка моделировать поведение, реагировать и разрешать проблемы, контролировать эмоциональную стабильность, усваивать нормы и ценности общества. Основной целью первичной социализации в семье является формирование у ребенка умения подстроить личностные, индивидуальные характеристики к общественным.

Семья – это первая педагогическая система, в которую попадает ребенок и находится там постоянно, что и представляет первичную социализацию. Именно от родителей, их действий, слов, жестов, поступков будет зависеть уровень воспитания ребенка. Только в семье ребёнок осваивает первичные знания о культуре, навыках и традициях общества.

В этом и состоит уникальность семейного воспитания : в его непрерывности и продолжительности, более эмоциональном характере и устойчивом влиянии. Воспитание в семье происходит каждый день, постоянно в период совместной бытовой деятельности и любого взаимодействия ребенка с родителями.

Вторичная социализация представляет собой дошкольные образовательные организации, школы, институты. В каждом из представленных социальных институтов ребёнок проходит вторичную социализацию, усваивая нормы и ценности общества, а не семьи. Таким образом, ребёнок переходит на новый уровень развития личности в обществе.

Семейное воспитание опирается на три составляющих: отношение к ребенку, способов контроля и воздействия, и особенностей общения с ребенком. Все это определяет и формирует личность ребенка. То есть от выбора стиля воспитания будет зависеть отношения между детьми и родителями.

Варга А. Я. и Столин В. В определили родительское отношение как целостную систему чувств, которые испытывают родители по отношению к своему ребенку, также их поведенческие реакции, возможно и стереотипы в поведении, которые копируются через общество. Варга А. Я. и Столин В. В утверждали, что от особенностей восприятия и понимания индивидуально-психологических особенностей их ребенка будут зависеть его поступки.

Таким образом, родительские отношения представляют собой взаимосвязь и зависимость родителей и детей, где каждый их них оценивает, сознательно избирает представления друг о друге. Все это и определит индивидуальные особенности общения родителей и ребенка.

Под стилями семейного воспитания понимаются отношения родителей к ребенку, методы и средства воспитания, которые родители применяют во взаимодействии с детьми. Также манера речи, то есть обение с детьми, эмоциональное состояние в семье.

Сержемяжко Е. И. определил, что «стиль семейного воспитания — это способ управления человеческим поведением, типичная для родителя система приемов воздействия на ребенка». Минияров В. М. писал, что «стиль семейного воспитания – это наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия».

Необходимо определить понятие «родительский контроль». Родительский контроль – это уровень проявления у родителей запретов, которые могут быть представлены в виде требовоний, создания жестких правил, обязанностей для своего ребенка. Таким образом это влияние на деятельность ребенка, с помощью запретов. В зависимости от положительных эмоциональных проявлений родителей, в виде теплоты, любви, поддержки, будет зависеть степень выраженности контроля и нежности по отношению к ребенку.

Выделяют четыре типа семейного воспитания. Авторитетный стиль представляет собой положительное эмоциональное отношение родителей и ребенка, но при этом жёсткий контроль за поведением ребенка. При этом авторитетные родители представляют демократический стиль общения, то есть они готовы изменить правила, требования к ребенку в семье. Положительное влияние семьи способствует социализации и социальной адаптации ребенка. В такой семье дети легко адаптируются к социуму и более уверенны в себе. Они чувствуют, что нужны своей семье, друзьям.

Авторитарный стиль представляет собой негативное эмоциональное отношение родителей и ребенка, которые также сопровождается жестким контролем. Родители устанавливают жесткую систему правил требований, которые нельзя нарушать. Родители отстранены от ребёнка, поэтому общение между ними холодное и редкое. В такой семье дети чаще всего могут быть замкнутыми, раздражительными, с нестабильным эмоциональным фоном, могут бояться общения даже со сверстниками, бывают неуправляемыми и агрессивными по отношению к семье и обществу.

По мнению А. И. Захарова, когда взрослые выступают в роли доминанта во взаимоотношениях с ребенком, родители начинают признавать только свои поступки, слова, мнение правильным и единственным, таким образом, лишая его научиться самостоятельности.

Либеральный стиль представляет собой положительным эмоциональным отношением между родителем и ребенком, однако родители мало контролируют действия ребенка. Родители не создают правила и требования для ребёнка. Такие дети чаще всего не умеют вести себя в обществе, эмоциональны, могут активно пользоваться низким уровнем контролем родителей и позволять себе вседозволенности.

Индифферентный стиль представляет собой малую эмоциональность между родителями и ребенком, низким уровнем контроля в форме игнорирования интересов и потребностей ребенка, родители держаться на дистанции от ребенка. Такие дети чаще всего нестабильны в своём поведении, агрессивны, обижены.

По мнению Болдуина Д. М., в демократическом стиле семейного воспитания дети приобрели активную агрессию,ярко выраженную лидерскую позицию, стремление контролировать всех окужающих, и при этом не поддавались внешнему контролю. Также у таких детей стремительнее развивается физическое развитие, они социально активны, быстро идут на контакт, но не могут принять чужое мнение.

Болдуин Д. М. говорил о контролирующем типе воспитания. Дети воспитывающиеся в контролирующем стиле, послушны, однако легко поддавались внушению со второны, они не агрессируют, не хотят достигать собственные цели, они бояться проигрыша.

Также, необходимо отметить, что смешанный стиль семейного воспитания, Болдуин Д. М. рассматривал, как тип, где дети внушаемы, послушны. Эмоциональная сфера у детей нарушена, однако они не проявляют агрессию. Дети воспитывающиеся в смешанном стиле не любознательны, у них отмечается скудное проявление фантазии, новизны мышления.

Исседования Э. Шобена определили, что у детей, которые страдают неустойчивым поведением, родители придерживаются строгой дисциплиной и большими требованиями соблюдать правила. Д. Уотсон исследовал детей в семьях, где их любили родители, однако были строги, и сравнивали успехи своих детей, с успехами других семей. Он показал, что предоставление ребенку большей свободы позитивно коррелирует с инициативностью и независимостью детей, их дружелюбием по отношению к людям, лучшей социализацией и кооперацией, высоким уровнем спонтанности, оригинальности и креативности.

Радке в своих исследованиях показал, что дошкольники из семей с ограничивающим, авторитарным стилем воспитания менее живые, более пассивные и незаметные, менее популярны среди сверстников. Кроме того, агрессивный воспитательный стиль с применением принуждения связан с низкой социальной компетентностью и отвержением со стороны сверстников.

Вербальные и физические наказания ребенка провоцируют агрессивное поведение детей, что может служить причиной отвержения со стороны сверстников.

Дети авторитарных родителей имеют тенденцию усваивать авторитарный стиль общения и воспроизводить его в собственных семьях. В дальнейшем такие дети склонны к установлению большой социальной дистанции с людьми, к формирование ролевых, а не межличностных отношений.

Для положительного влияния типа семейного воспитания на социализацию дошкольника необходимо придерживаться некоторых рекомендаций. Выбирая стиль семейного воспитания родителям необходимо точно знать цели, задачи и пути воспитания. Чтобы у ребенка сформировались положительные качества нужно верно применить и выбрать также и методы воспитания.

Правильное отношение родителей к детям заключается в умении сочетать ласку, мягкость и нежность со строгой последовательной требовательностью, учитывающей возможности ребёнка, особенности возраста малыша.

Тон взаимоотношений родителей с детьми должен сочетать спокойствие, уравновешенность, приветливость с решительностью и деловитостью. Правильно относиться к ребёнку – это значит уважать в нём человека, пусть пока ещё маленького, с малым жизненным опытом и знаниями, уважать его права на внимание к нему взрослых, на общение с ними, на условия для разнообразной деятельности.

Перед тем как воспитывать чувства в ребенке, родителям необходимо сформировать потребность в этом чувстве. Для этого необходимо создавать мотивирующую ситуацию. Также необходимо уделять внимание словесной оценке, акцентируя внимание на положительном поведении ребенка. Качества личности в ребенке необходимо формировать в процессе деятельности, а не на словах. Родителям необходимо делать акцент на чувствах ребенка, а не знаниях. Нужно ориентироваться на положительные качества ребенка и уважать его личность.

В. А. Сухомлинский писал: «Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где отец и мать по-настоящему любят друг друга и в то же время любят и уважают людей. Я сразу вижу ребенка, родители которого глубоко, сердечно, красиво, преданно любят друг друга. У этого ребенка мир и покой на душе, глубокое душевное здоровье, чистосердечная вера в добро, вера в красоту человеческую, вера в слово воспитателя, тонкая чуткость к тонким средствам влияния – доброму слову и красоте».

Ссылки на источники

Андреева Т. В. Семейная психология : учебное пособие. - СПб. :Речь, – 2017. - 244с.

Астапов, В. М. Тревожность у детей / В. М. Астапов. - 2-е изд. - СПб. : Питер, – 2014 –58 с.

Бандура А., Уолтерс Р.  Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. - М. : Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2017.

Волкова Н. В. Детская психология в вопросах и ответах. - М. :ТЦ Сфера, – 2016. - 256 с.

Галанов А. С. Психическое и физическое развитие ребё нка от рождения до года: Пособие для работников дошкольных и образовательных учреждений и родителей. -2-е изд. испр. и доп. - М. :АРКТИ, – 2017. – 112 с.

Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – М. : АСТ: Астрель, – 2018. - 238с.

Жугина Т. Н.  Восприятие детьми 6-7 лет стиля материнского отношения: Дипломная работа. - Орел, 2016.

Земская М. Р. Семья и личность. - М. : Прогресс,2006.

Медведева И. Я., Шишова Т. Л. Воспитание без ошибок. Книга для трудных родителей. - СПб. : Речь, – 2018. - 223с.

Пряхин Г. А. Общее в фонетике восточноевропейских языков. – СПб. : Издательство политехнического университета, – 2019. – 203 с.

Ребёнок от рождения до года. Пособие для родителей и педагогов/Под ред. Теплюк С. Н. -М. :Мозаика-Синтез, – 2015. - 232 с.

Столин В. В., Соколова Е. Т., Варга А. Я.  Психология развития ребенка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультативной практики // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. - М., 2019. С. 16-37.

Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В.  Психология и психотерапия семьи. - СПб., 2017.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Традиции семейного воспитания»Консультация для родителей «Традиции семейного воспитания» Семейные традиции — это лакмусовая бумажка любой семьи. Она проявляет ту атмосферу, которая так необходима ребенку. Обычаи семьи, уклад.

Консультация для педагогов «Игра как средство воспитания дошкольника»Консультация для педагогов «Игра как средство воспитания дошкольника» Игра-один из тех видов детской деятельности,которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников,обучения их различным действиям.

Консультация для родителей «Влияние стиля воспитания в семье на личностное развитие и поведение ребенка» Множество современных исследований подводит к установлению зависимости между родительским стилем воспитания и поведением ребенка. У авторитетных.

Консультация для родителей «Основные правила семейного воспитания»Консультация для родителей «Основные правила семейного воспитания» Все родители мечтают о том, чтобы их дети выросли добрыми, честными, отзывчивыми, ответственными, достойными людьми нашего общества. Мы.

Новогодний утренник в группе семейного воспитания 2016 г.Новогодний утренник в группе семейного воспитания 2016 г. Новогодний утренник в группе семейного воспитания 2016г. В зал входит ведущая. Ведущая: Как приятно, что сегодня Гости к нам сюда пришли.

Основы семейного воспитания с детьми младшей группыОсновы семейного воспитания с детьми младшей группы Не секрет, что дома папы не всегда соответствуют таким,про каких дети в песнях поют. Поэтому именно в детском саду никого не оскорбляя мы.

Развитие способностей детей в условиях семейного воспитания «Каждое дитя до известной степени гений» А. Шопенгауэр. Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость, несомненно,.

Родительское собрание «Влияние типа темперамента на методы воспитания ребенка» Добрый вечер, дорогие коллеги! С удовольствием поделюсь с Вами своим выступлением перед родителями нашей группы. Эта публикация будет интересна.

Сценарий выпускного вечера подготовительной группы семейного воспитанияСценарий выпускного вечера подготовительной группы семейного воспитания Сценарий выпускного вечера подготовительной группы семейного воспитания 2018г. Выход ведущей под музыку А. Рыбникова из к/ф «Встреча» Ведущий.

Стили родительского воспитания и их влияние на развитие детейСтили родительского воспитания и их влияние на развитие детей Существуют три типа семей по степени эмоциональной привязанности к ребёнку, по степени контроля своего ребёнка. И в зависимости от того,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние типа семейного воспитания на социализацию дошкольника
Опубликовано: 26 августа 2021 в 12:23
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние типа семейного воспитания на социализацию дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Семёнова (УИ 570321) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД