Ольга Селина
Внедрение ФГОС в практику работы ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования, появилось несколько значимых нормативных документов, определяющих новые приоритеты развития дошкольного образования.
Один из них - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее по тексту ФГОС ДО) разработанный в соответствии Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Публикация «Внедрение ФГОС в практику работы ДОУ» размещена в разделах
С одной стороны – это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой стороны – это повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через появление федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Стандарт разработан с учетом всего лучшего, что создано за последние годы в российском дошкольном образовании. Он ужесточает требования, в первую очередь, к профессионализму управления и в то же время предоставляет условия для профессионального и личностного роста в педагогическом творчестве, направлен на то, чтобы жизнь детей и взрослых в ДОУ была полноценной и творческой.
Что такое ФГОС? Согласно статьи 2 пункта 6 закона «Об образовании» - представляет собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».
Что является основными целями ФГОС ДО?
- обеспечение государственного равенства, возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
- обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатах освоения;
- сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.
С целью обеспечения оптимальных научно-методических условий для качественной реализации введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и в соответствии с планом основных мероприятий по обеспечению введения ФГОС ДО в МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 16» г. Ливны внедрение ФГОС ДО осуществлялось через следующие мероприятия:
- создание рабочей группы по подготовке к введению ФГОС ДО;
- утверждение положения о рабочей группе;
- создание нормативно-правовой базы, регламентирующей внедрение ФГОС ДО;
- внесение изменений, корректировка приказов, локальных актов, регламентирующих введение ФГОС ДО;
- проведение инструктивно-методических совещаний по ознакомлению с нормативно-правовыми документами, регулирующими введение ФГОС дошкольного образования;
- размещение на сайте ДОУ информации о введении ФГОС ДО;
- обновление методического обеспечения образовательного процесса;
- изучение педагогического, методического, кадрового и материально-технического потенциала;
- обеспечение повышения квалификации, подготовки и переподготовки педагогических кадров по вопросам введения ФГОС ДО через активные формы методической работы и курсов повышения квалификации;
- разработку и утверждение плана мероприятий по обеспечению введения ФГОС ДО;
- совершенствование материально-технической базы с целью создания развивающей среды;
- разработку и утверждение Основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО;
- информирование родителей о переходе на новые стандарты.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования особенно актуален вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ.
Развивающая предметно-пространственная среда (далее РПП) – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
По новым Стандартам развивающая предметно-пространственная среда в групповой комнате должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Создавая РПП среду любой возрастной группы в ДОУ, мы учитывали психологические основы конструктивного взаимодействия участников образовательного процесса, дизайн современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
В наших группах обеспечивается безопасность РПП среды, она соответствует возрасту детей, решает образовательные и воспитательные задачи.
РПП среда оборудована с учётом особенностей помещения, потребностей и перспективы развития детей, позволяет эффективно реализовать программы и технологии, по которым работают педагоги. РПП в групповых помещениях имеет мобильный характер, варьируется в зависимости от направления осуществляемой деятельности. В групповых комнатах выделено пространство для игр и имеется игровое оборудование, расположенное доступно для детей.
В детском саду созданы условия для образовательной и игровой деятельности. Каждая группа оснащена дидактическим материалом для различных видов игр: сюжетно-ролевых, подвижных, спортивных и т. д.
В группах оформлены театрализованные центры, центры ряжения, сюжетно-ролевые игры, которые сотрудники и родители изготавливают, в том числе, и своими руками.
Таким образом, РПП среда группового помещения является частью образовательной среды ДОУ.
В основе современного образования лежит владение педагогом современными образовательными технологиями.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования и использование метода проектов в ДОУ.
Основное предназначение - предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач и проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Следует заметить, проектная деятельность создает условия для расширения познавательных интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Педагоги стимулируют самостоятельную активность детей, их сообразительность и изобретательность. В основе метода проектов лежит развитие исследовательских навыков детей, педагогов, родителей, умение их ориентироваться в информационном пространстве, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.
Проект – актуален для детей, в нем обязательно присутствует интересная для дошкольников, новая проблема, с опорой на поисковое поведение. В процессе проектирования дети выступают как заказчики, исполнители и непосредственные участники от зарождения идеи, до получения результата.
Используя метод проектов мы достигаем высоких результатов в усвоении детьми определенных знаний, так как основывается на интересах детей, активной самостоятельной деятельности. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.
Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей, помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели.
В нашем детском саду педагоги активно внедряют данный метод в своей работе, используя разнообразные проекты, например: «Вода-водичка», «Я имею права», «Добрые дела», «История глиняной игрушки», «Мир насекомых», «Сказки А. С. Пушкина» и др.
Согласно ФГОС ДО расширяются условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Формирование тесной связи и взаимодействия воспитателя с семьей обеспечивает благоприятные условия жизнедеятельности и воспитания детей, развитие гармоничной личности каждого ребенка. Осознавая это, мы ведем очень активную работу с родителями воспитанников.
В рамках знакомства родителей (законных представителей) с новым Стандартом дошкольного образования и законом «Об образовании в РФ» проведены родительские собрания «Цели и задачи развития образовательной организации в условиях нового законодательства», а также консультирование родителей по проблеме внедрения ФГОС ДО, информация для родителей по данному вопросу размещена на сайте ДОО.
В нашем ДОУ мы активно сотрудничаем с родителями (законными представителями, используя современные формы взаимодействия в соответствии с ФГОС :
- Родительские гостиные;
- Педагогические беседы;
- Мастер-классы;
- Почта доверия;
- Дискуссии и т. д.
Наряду с традиционными формами сотрудничества с родителями все шире используются веселые досуги, на которые родителей приглашают не только в качестве зрителей, но и участников. Наиболее яркими стали такие как «Эстафета зеленого огонька», «Спорт нужен всем», «Семейная олимпиада»
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада дает положительные результаты.
Таким образом, результатом требований ФГОС ДО должна стать системная работа, и мы находимся еще только на пороге этого большого пути.
В заключении хочется согласиться с тем, что «ключевой формулой развития образования является детство ради детства» и привести слова руководителя группы по разработке ФГОС ДО Александра Григорьевича Асмолова, который говорит: «Каждый ребенок для нас почемучка, и надо, по сути дела, не погасить почемучек, а дать им почувствовать себя уверенными людьми. И вместо классической формулы «учиться, учиться, учиться», мы говорим «развиваться, развиваться, развиваться».