Алевтина Полынцова
Конспект внеклассного занятия в группе продленного дня «Русская берёза»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое внеклассное занятие в группе продленного дня.
Подготовила и провела :воспитатель Полынцова А. А.
Октябрь 2023г
Цель: Воспитание любви к родной природе, бережного отношения к ней.
Задачи:
Образовательные:
— расширить и уточнить представления детей о русской берёзе, о её удивительных особенностях, полезных свойствах.
— продолжать работу по обогащению природоведческого словаря (гриб-чага, берёзовый сок, чечевички, спилы).
Развивающие:
Публикация «Конспект внеклассного занятия в группе продленного дня „Русская берёза“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Группа продленного дня, ГПД
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2024
— развивать сообразительность, интерес к исследовательской деятельности.
Воспитательные:
— воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Социализация.
Материал: картина о природе нашего художника-земляка Маковенко О. Г. мультимедийный проектор, дидактические игры «Вырасти дерево», «Найди лист берёзы», «От какого дерева кора?», баночки с водой кусочки коры от разных деревьев, изделия из бересты, макеты деревьев для оформления.
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
СЛАЙД
— Ребята, к нам в гости хотел прийти лесовичок, но у него случилась беда – его лесные владения захватила злая ведьма. Лесовичок прислал нам письмо, в котором просит вас, ребята о помощи. Мы сможем его прочитать? ( Содержание письма: В лесу с берёзкой произошло несчастье. Злая ведьма разозлилась на берёзу. Нагнала сильный ветер и поломала все веточки. И теперь берёза стоит совсем голая. Она жалобно дрожит, потому что просит о помощи). А помочь ребята вы можете ей, выполнив задания злой колдуньи.
— Для этого нам предстоит отправиться в волшебный лес, чтобы помочь березке! Лесовичок прислал для нас с вами волшебный клубочек, который укажет нам дорогу.
СЛАЙД
— Вы готовы, ребята?
— И вот мы с вами в волшебном лесу.
Включаю звуки леса.
Слышны голоса птиц. Дети оказываются на лесной полянке, где стоит берёза без веточек (лист бумаги с нарисованным стволом).
— Смотрите, клубочек привел, нас к дереву, которое заколдовала злая колдунья. Посмотрите, ребята, вместо веточек на березе висят конверты с заданиями, которые мы должны выполнить. И вернуть веточки берёзе мы сможем, если правильно выполним задание.
СЛАЙД
Воспитатель снимает конверт с первым заданием: Расскажите о красоте русской берёзы. (ответы детей)
— Береза — символ красоты русской природы. О ней написано много стихов, песен, сказок. Ею можно восхищаться в любое время года.
Часто спрашивают, отчего на белоствольной березе черные черточки? Научное название их "чечевички". Это специальные отдушины, через которые летом к внутренним тканям ствола проходит воздух. Без чечевичек дерево буквально задохнулось бы. Зимой отдушины наглухо замуровываются более плотными клетками (в это время дерево спит и почти не дышит, а весной, когда береза просыпается, они снова открываются.
СЛАЙД
Стихотворение «Березка» И. Прокофьев
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красными застежками,
С зелеными сережками.
— Ребята, а где можно встретить, увидеть березку? (в лесу, на поляне, около дома и т. д.)
— Как называется лес, где растут одни березы (березовая роща)
— Это дерево полюбилось нашему народу за её красоту. А ещё люди водили хороводы вокруг березоньки.
— Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь белая березка. Любит наш народ зеленую красавицу за её красоту. Она растет во всех уголках нашей необъятной родины.
Воспитатель демонстрирует дерево в разные сезоны.
СЛАЙД
Зимой – на веточках лежит белый снег.
Весной – на ветках клейкие, нежные листочки.
Летом – дерево покрыто густой зеленой листвой.
Осенью – береза покрыта золотистой листвой, крутясь в воздухе листья, падают на землю. Дети, как называется это явление? (Листопад).
— На территории школы тоже растет мягколиственная березка. Она радует нас своей красотой в разное время года. Посмотрите, ребята, картины художника, с какой любовью изображали уголки своей природы. На картине изображена красавица – березка. За свою красоту береза стала символом России.
— Ребята, как вы думаете, справились мы с вами с первым заданием, рассказали о красоте русской березы? Как люди называют березку? Мы тогда можем прикрепить веточку для березки? (Да)
Воспитатель и дети прикрепляют зеленую веточку к березке.
Воспитатель снимает конверт со вторым заданием. В конверте лежит береста.
СЛАЙД
— Ребята, что это? Это кора берёзы, которую называют берестой. Почему берёзу называют белоствольной? Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека. Но в белой коре – бересте есть отдушины: черные черточки. Они называются чечевички, через них береза дышит. В древности люди писали на коре, она для них заменяла бумагу. В годы войны пекли из коры хлеб. Из березовой коры делают сумки, сосуды для питья, плели лапти, лукошки, шкатулки. (показ изделий)
— Посмотрите, у вас на тарелочках есть кусочки бересты. (Дети рассматривают бересту)
Проводится опыт «У кого прочнее».
— Ребята, сейчас мы с вами проведем опыт с кусочками коры разных деревьев, мы опустим их в воду и через некоторое время посмотрим, что произошло.
Игра «Найди кору березы» (на разносе лежит кора березы, осины, клена дети определяют кору березы)
— Ребята, давайте вернемся, мы к нашему опыту, рассмотрим баночки с водой, в которые на определенное время были погружены кусочки коры разных деревьев. Что случилось с корой деревьев? Березовая кора не пропускает воду, поэтому не гниет, а кора других деревьев стала хрупкой.
— Ребята, как вы думаете, справились мы с вами со вторым заданием, рассказали о бересте, что еще мы с вами выполнили? (Да. Нашли кору от березы)
— Мы тогда можем прикрепить веточку для березки?
Воспитатель и дети прикрепляют веточку к березке.
Воспитатель снимает конверт с третьим заданием: Рассказать о пользе березы (Ответы детей).
СЛАЙД
— Березка – не только красивое дерево еще в древности люди отметили многие полезные свойства. Весной собирают почки, из них делают лекарства. Сережки березы служат кормом для птиц. Летом готовят березовые веники, ими парятся в банях, так как в березовых листочках много полезных веществ.
Проводится игра «Найди лист березы» : рассыпаны листья разных деревьев, дети под музыку собирают листья березы в большую корзинку, а листья других деревьев собирают в маленькую корзинку.
— На стволах березы растет березовый гриб – чага, его используют в медицине. Из него заваривают чай (провести опыт с заваривание чаги) Береза лечила и лечит людей от многих заболеваний. Если надрезать ствол, из него заструится прозрачная сладковатая жидкость – березовый сок. Он также используется в медицине. Очень любят сок березы птицы и звери, да и мы с вами любим, лакомится этим вкусным полезным напитком. А кто из вас, дети, знает: как правильно нужно брать сок у березы? (ответы детей)
— Ребята, как вы думаете, справились мы с вами с третьим заданием, рассказали о целебных свойствах кудрявой березы, выполнили?
— Мы тогда прикрепляем веточку для березки?
Воспитатель и дети прикрепляют веточку к березке.
Воспитатель снимает конверт с четвертым заданием: Вырастить дерево
Игра «Вырасти дерево» : Сложить картинки последовательности прорастания дерева (дерево растет, и у него растут все его части). Дети, называют и выкладывают картинки в последовательности: семя березы, отросток, ствол, веточки с почками, листочки, сережки).
— Ребята, как вы думаете, справились мы с вами с четвертым заданием? (Да. Мы вырастили березку,
— Мы тогда можем прикрепить веточку для березки?
Воспитатель и дети прикрепляют веточку к березке.
— Ребята, мы с вами выполнили все задания злой колдуньи, спасли березку. Но почему-то березка все еще грустит, что мы еще должны сделать для неё? (Прикрепить листочки).
— Ребята березка нам с вами говорит спасибо за оказанную помощь.
— Я думаю, мы сегодня убедились. Что береза не только красивое дерево, а ещё и целебное, поэтому мы должны беречь и заботится о ней.
Воспитатель приглашает детей отдохнуть на импровизированной полянке под кроной березы и послушать легенду.
СЛАЙД
Березка – помощница»
Давайте отправимся с вами в далекие времена. Посмотрите: вокруг стоят деревянные дома, кругом поляны и узкие тропинки. Почувствуйте аромат трав, послушайте пение птиц. В эти далекие времена русский народ охраняла богиня Берегиня. Берегиня подошла к красивому кудрявому дереву с белым стволом и сказала ему: «Ты будешь помогать людям. Ты будешь деревом четырех дел».
Берегиня обняла корни березки и сказала: «1 дело – мир освещать – лучинами». Потом она погладила ствол березы и сказала: «2 дело – крик утешать – люльками, игрушками, ложками». Богиня коснулась веточек и задала 3 дело – чистоту соблюдать, веники вязать. Берегиня поклонилась листочкам березки и сказал: «4 дело – людей исцелять – чагой, березовыми почками».
Поблагодарите богиню – Берегиню за заботу о людях. Поблагодарите славную берёзку – помощницу.
СЛАЙД
Каждый день я вижу
Березку из окна,
И нет подружки ближе,
Милее, чем она!
ПЕСНЯ
СЛАЙД
— Что нового вы сегодня узнали о березе? Какое задание было самым трудным? Какие полезные свойства березы вы знаете? Мне сегодня очень понравилось заниматься с вами. Вы замечательно справились со всеми заданиями. Ребята, за то, что мы помогли расколдовать березку, она вас награждает вот такими оберегами: «Друг природы» из берёзовой коры.