Марина Цыбина Казакова
Воображение в творческой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Особенностью личности дошкольника является развитое воображение. Эту проблему исследовали Л. С. Выготский, О. М. Дьяченко, Н. Н. Палагина, А. В. Запорожец, В. В. Давыдов и др. В трудах этих авторов воображение рассматривается как форма активности, выражающаяся в изменении и гибком использовании элементов опыта. Являясь высшей психической функцией, воображение складывается в совместных действиях ребенка и взрослого по механизму социального наследования.
Публикация «Воображение в творческой деятельности» размещена в разделах
По мнению Л. С. Выготского, воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. В этом смысле все, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы – все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.
Л. С. Выготским также был отмечен механизм влияния воображения на характер эмоционального состояния. Автор указывал, что воображение подбирает и комбинирует элементы действительности по законам общего эмоционального знака. Яркое построение фантазии влияет на наши чувства. Л. С. Выготский назвал этот механизм комбинированным произведением воображения.
В целом многие психологи, посвятившие свои труды проблеме развития детского воображения, отмечали его самобытность, его особые, отличительные от воображения взрослого черты.
По мнению Н. Н. Палагиной, генетическими предпосылками развития воображения являются изначальная активность ребенка, потребность в новых впечатлениях, а также потребность в общении и самоутверждении, побуждающая ребенка усваивать формы активности в рамках данной культуры. Формирование воображения осуществляется по линии создания мнимых ситуаций и образов в совместных действиях взрослого и ребенка. Механизм «как будто» инициирует процессы воображения, словно придает ему качественно новые характеристики: оно позволяет создать обособленный мир фантазии, отделенный от действия и личного участия фантазирующего ребенка.
Развитие воображения на ранних этапах дошкольного детства подробно исследуется в работах О. М. Дьяченко. Автор выделяет два вида воображения (аффективное и познавательное) и прослеживает их развитие, начиная с 2,5-3 лет. Познавательное воображение О. М. Дьяченко связывает со специфическим отражением объективного мира, преодолением противоречий в представлениях ребенка о действительности, достраиванием и уточнением целостной картины мира. Аффективное воображение направлено на разрешение внутренних конфликтов, на изживание отрицательных переживаний и на овладение позитивными образцами человеческих отношений и эмоций.
Психологи выделяют основные механизмы воображения :
• варьирование (стремление изменить имеющееся в опыте);
• моделирование (общий механизм игрового действия и способ воссоздания событий на новом материале);
• схематизация (сокращение и расчленение реальности с последующим переносом действия и функций предмета на другие объекты);
• детализация (механизм, усиливающий яркость представления, который обеспечивает доработку, изменение образов в соответствии с условиями действия).
По мнению В. В. Давыдова, развитое воображение является важной составляющей школьной готовности, поэтому он считает, что уже в детском саду программа обучения должна быть нацелена, прежде всего, на развитие продуктивного воображения. В. В. Давыдов определяет черты, какими должно обладать продуктивное воображение, чтобы ребенок вошел «безболезненно» в школьные условия развивающего обучения. Рассмотрим их:
• с помощью воображения ребенок должен быть способен к воспроизведению принципов строения и развития вещей;
• обладать умением видеть целое раньше его частей, т. е. способностью создания целостного образа любого предмета;
• для продуктивного воображения ребенка характерна «надситуативность», т. е. тенденция к постоянному выходу за рамки данных условий, к постановке новых целей (что является основой будущего умения и желания учиться, т. е. основой учебной мотивации).
• важнейшая черта воображения – мысленное экспериментирование с вещью и способность к включению предмета в новые контексты, а, следовательно, способность к нахождению способа или принципа действия.
Т. о. анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать вывод, что дошкольный возраст является сензитивным для становления и развития творческого начала в деятельности.