Папки-передвижки

Воображение в творческой деятельности

Марина Цыбина Казакова
Воображение в творческой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Особенностью личности дошкольника является развитое воображение. Эту проблему исследовали Л. С. Выготский, О. М. Дьяченко, Н. Н. Палагина, А. В. Запорожец, В. В. Давыдов и др. В трудах этих авторов воображение рассматривается как форма активности, выражающаяся в изменении и гибком использовании элементов опыта. Являясь высшей психической функцией, воображение складывается в совместных действиях ребенка и взрослого по механизму социального наследования.

Публикация «Воображение в творческой деятельности» размещена в разделах

По мнению Л. С. Выготского, воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. В этом смысле все, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы – все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.

Л. С. Выготским также был отмечен механизм влияния воображения на характер эмоционального состояния. Автор указывал, что воображение подбирает и комбинирует элементы действительности по законам общего эмоционального знака. Яркое построение фантазии влияет на наши чувства. Л. С. Выготский назвал этот механизм комбинированным произведением воображения.

В целом многие психологи, посвятившие свои труды проблеме развития детского воображения, отмечали его самобытность, его особые, отличительные от воображения взрослого черты.

По мнению Н. Н. Палагиной, генетическими предпосылками развития воображения являются изначальная активность ребенка, потребность в новых впечатлениях, а также потребность в общении и самоутверждении, побуждающая ребенка усваивать формы активности в рамках данной культуры. Формирование воображения осуществляется по линии создания мнимых ситуаций и образов в совместных действиях взрослого и ребенка. Механизм «как будто» инициирует процессы воображения, словно придает ему качественно новые характеристики: оно позволяет создать обособленный мир фантазии, отделенный от действия и личного участия фантазирующего ребенка.

Развитие воображения на ранних этапах дошкольного детства подробно исследуется в работах О. М. Дьяченко. Автор выделяет два вида воображения (аффективное и познавательное) и прослеживает их развитие, начиная с 2,5-3 лет. Познавательное воображение О. М. Дьяченко связывает со специфическим отражением объективного мира, преодолением противоречий в представлениях ребенка о действительности, достраиванием и уточнением целостной картины мира. Аффективное воображение направлено на разрешение внутренних конфликтов, на изживание отрицательных переживаний и на овладение позитивными образцами человеческих отношений и эмоций.

Психологи выделяют основные механизмы воображения :

• варьирование (стремление изменить имеющееся в опыте);

• моделирование (общий механизм игрового действия и способ воссоздания событий на новом материале);

• схематизация (сокращение и расчленение реальности с последующим переносом действия и функций предмета на другие объекты);

• детализация (механизм, усиливающий яркость представления, который обеспечивает доработку, изменение образов в соответствии с условиями действия).

По мнению В. В. Давыдова, развитое воображение является важной составляющей школьной готовности, поэтому он считает, что уже в детском саду программа обучения должна быть нацелена, прежде всего, на развитие продуктивного воображения. В. В. Давыдов определяет черты, какими должно обладать продуктивное воображение, чтобы ребенок вошел «безболезненно» в школьные условия развивающего обучения. Рассмотрим их:

• с помощью воображения ребенок должен быть способен к воспроизведению принципов строения и развития вещей;

• обладать умением видеть целое раньше его частей, т. е. способностью создания целостного образа любого предмета;

• для продуктивного воображения ребенка характерна «надситуативность», т. е. тенденция к постоянному выходу за рамки данных условий, к постановке новых целей (что является основой будущего умения и желания учиться, т. е. основой учебной мотивации).

• важнейшая черта воображения – мысленное экспериментирование с вещью и способность к включению предмета в новые контексты, а, следовательно, способность к нахождению способа или принципа действия.

Т. о. анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать вывод, что дошкольный возраст является сензитивным для становления и развития творческого начала в деятельности.

Публикации по теме:

Беседа о весне с элементами художественно-творческой деятельностиБеседа о весне с элементами художественно-творческой деятельности Цель: закрепить представления детей о признаках наступления весны. Задачи: - учить детей эмоционально воспринимать художественное слово,.

Фотоотчет о творческой деятельности «Волшебница вода»Фотоотчет о творческой деятельности «Волшебница вода» Весна. Таял снег, текли ручьи и у ребят было радостное, весеннее настроение. В один из таких дней, мы с ребятами решили для оформления группы.

Необходимость совместной деятельности родителей и детей в продуктивной творческой деятельности для развития самостоятельности На этапе завершения этапа дошкольного образования целевыми ориентирами, определенными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики.

План работы творческой группы «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности» Участники: педагоги старшего дошкольного возраста ДОУ города и района. Цель: создание условий для повышения профессионального уровня,.

Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности Ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение подхода к личности ребенка. Прежде.

Развитие творческой личности дошкольника в процессе дизайн-деятельности Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться.

Развитие творческой свободы личности средствами музыкально-ритмической деятельности РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Современное российское образование и педагогика характеризуются.

Среда организованной музыкально-творческой деятельности в ДООСреда организованной музыкально-творческой деятельности в ДОО Среда организованной музыкально-творческой деятельности в ДОО. Данная среда создается на музыкальных занятиях, которые проводит музыкальный.

Технологии коллективно-творческой деятельности.Технологии коллективно-творческой деятельности. Подготовила воспитатель Концевая Светлана Сергеевна Осенний букет. Сейчас коллективная творческая деятельность переживает второе рождение.

Влияние творческой деятельности на развитие речи детей Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воображение в творческой деятельности
Опубликовано: 20 мая 2017 в 14:06
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воображение в творческой деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Марина Цыбина Казакова (УИ 290138) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД