Папки-передвижки

Исследовательский проект «Волшебница — соль» во второй младшей группе

Лушникова Ирина
Исследовательский проект «Волшебница — соль» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Исследовательский проект : «Волшебница-соль».

Участники проекта : воспитатель, дети второй младшей группы, родители.

Паспорт проекта : информационный, творческий, групповой, краткосрочный (1 НЕДЕЛЯ С 8 ПО 14 ФЕВРАЛЯ).

Замысел

Многие дети – любят что-то рассматривать, экспериментировать.

Мы с нашими детьми решили узнать о соли побольше, потому что мало что о ней интересного знаем.

Цель проекта :

Публикация «Исследовательский проект „Волшебница — соль“ во второй младшей группе» размещена в разделах

Узнать побольше о соли, о ёё свойствах. И доказать, что соль – не только необходимый продукт, но и интересный материал для проведения опытов и творчества.

Этапы проекта

Вводный этап:

- Подбор научной, познавательной и методической литературы.

- Работа с родителями «Выращивание кристаллов».

Основной этап:

-Беседа: «Что мы знаем о соли, о ёё свойствах?»; «Как открыли соль».

- Презентация: «Удивительная соль».

-Сбор образцов соли (морская, поваренная и каменная)

-Чтение художественных произведений, в которых говориться о соли (словацкая народная сказка «Соль и золото»)

-Загадывание загадок, прочитать пословицы и поговорки про соль.

-Опытно – экспериментальная деятельность «волшебница-соль».

Практическая часть проекта :

Опыт №1 «Соль хрустит».

Дети взяли немного соли насыпали в блюдечко и стали надавливать на неё сухой ложкой, после чего они услышали хрустящие звуки. Это было похоже на хруст снега под ногами в морозный день. Вывод:

Соль, как и снег, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.

Опыт №2 «Соль растворяется в воде»

Для опыта мы взяли прозрачный стаканчик с водой, насыпали соль в воду и стали наблюдать.

Вывод:

При взаимодействии с водой соль растворилась.

Опыт №3 «Соль в холодной и горячей воде»

Взяли два прозрачных стаканчика : один с холодной водой, другой с горячей. Насыпали в оба стакана по три ложки соли и хорошо размешали.

Вывод:

Мы увидели, что в стакане с горячей водой, соль растворилась быстрее, а в стакане с холодной водой гараздо медленнее. Чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль.

Опыт №4

«Плавающая картошка»

Для опыта взяли 2 картошки и 2 стакана с водой. Налили воду в оба стакана, в один стакан насыпали 3 ложки соли и хорошо перемешали, а в другой просто вода. Положили в оба стакана (картошку, там где была солёная вода, картошка всплыла,а в стакане без соли (картошка) утонула.

Вывод:

Солёная вода помогает держать предметы на поверхности (Эффект «Мёртвого моря»)

-Опытно – экспериментальная деятельность «Кристаллизация соли».

«Выращивание кристаллов»

Чтобы вырастить кристаллы соли, мы налили в чашку тёплой воды, насыпали соли. В эту чашку опустили нить. Наблюдали несколько дней, через несколько дней мы заметили, что вода из чашки испаряется, а ниточка которую мы опустили на дно чашечки покрылась кубиками соли. Это кристаллы.

вывод: При испарении воды соль кристаллизуется.

Домашнее задание от Маши и её мамы.

-Творческая мастерская:

1. декорирование баночки разноцветной солью.

2. рисование нетрадиционной техникой «Восковой мелок +соль»

Заключительный этап:

-Выводы:

В ходе исследовательской работы дети выяснили, что такое соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах. Самостоятельно провели много интересных опытов с солью, познакомились с одним из способов как выращивают кристаллы. Работали в творческой мастерской: красили соль восковыми мелками, и рисовали с помощью соли. Из маленьких детей они превратились в маленьких исследователей. Существенно повысился их познавательный интерес на занятиях. А также убедились, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными!

Приложение.

Беседа «Как открыли соль

Очень, очень давно люди совсем ничего не знали о соли.

Знакомство с солью в разных местах происходило по-разному. Существует несколько версий о том, как люди впервые попробовали соль.

Первая версия. Очень, очень, давно, когда у древних людей не было посуды, они жарили мясо над костром. Во время приготовления, кусок упал в золу. Попробовав его, древние люди поняли, что мясо стало вкуснее. С тех пор стали посыпать еду золой. Зола долгое время служила приправой к еде.

Вторая версия. Иногда древним людям приходилось пить воду из моря. Они заметили соленый вкус морской воды. Собирали на морских камнях белый порошок и посыпали им еду.

Третья версия. Древние охотники заметили, как дикий олень лизал в траве прозрачный камень, похожий на лед. Но этот лед не таял, ни в руках, ни на солнце. Тогда охотники попробовали этот камень языком, и ощутили соленый вкус. Они отломали кусок камня и унесли его с собой. Это была каменная соль. Так люди впервые попробовали соль.

Соль считалась большой добычей и очень ценилась.

Потом люди стали учиться, сами добывать соль, т. к. поняли, что с солью, еда становится вкуснее. Они собирали соленые растения и варили их в котле. Ждали, когда соль осядет на дно, и собирали её.

Вот так соль и вошла в жизнь человека.

Соль в то время очень ценилась, так как люди не знали, где её взять. А сейчас люди знают, где находится соль.

Раньше люди употребляли в пищу такую соль, которую добывали, а сейчас ее перерабатывают и в магазинах можно купить любую соль.

Сказка про соль.

Есть старинная словацкая народная сказка - Соль и золото.

Было у короля три дочери. Состарившись, король решил сделать королевой ту из дочерей, которая его больше любит. Созвал король дочерей и спрашивает:

- Как вы, доченьки, любите меня?

- Как золото, - ответила старшая дочь.

- Как венок свой зеленый, - сказала средняя.

- Как соль, - сказала младшая, Марушка.

Разгневался тут король на младшую дочь и прогнал ее прочь из королевского дворца. А добрая волшебница, узнав о печальной судьбе Марушки, решила проучить короля. И по ее волшебному велению в стране, где правил старик-король, в один прекрасный день исчезла вся соль. Все, что готовили самые искусные повара, было пресным и невкусным.

И пришлось королю у иностранных купцов покупать соль по баснословным ценам.

Тогда король понял, какая необходимейшая вещь - щепотка соли.

Пословицы о соли

Громадное значение соли выражено во множестве старинных, сохранившихся до наших дней, пословицах, поговорках и загадках:

• Соли нет, так и слова нет.

• Без соли и стол кривой.

• Без соли и хлеб не естся.

• Без хлеба не сытно, без соли не сладко.

• Хоть бы песок, лишь бы солил.

• Соли не жалей, так и есть веселей.

• Несолоно хлебавши.

• Хлеб да соль. (Россия, Украина - поговорка)

• Сердись, дерись, а за хлебом-солью мирись!

• От хлеба–соли не отказываются.

Хлеб-соль и разбойника смиряет.

Хлеб-соль не бранится.

Хлеб-соль есть, да не про вашу честь.

• Хлеб да соль, ем да свой.

• Надо хлеб-соль помнить.

• Ешь солоней, жить будешь веселей.

• На хлебе, на соли, да на добром слове (благодарим).

• Без соли, без хлеба, худая беседа.

• Без хлеба, без соли никто не обедает.

• Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.

• Соли нету, так и слова нету, а как хлеб дошел, так переговор пошел.

• Хлеб за солью (за хлебом) не ходит.

• За хлебом-солью всякая шутка хороша.

Соль просыпать нечаянно - к ссоре (а чтобы ссоры не было, посыпают просыпанной солью голову).

• Подавая соль - смейся, не то поссоришься.

Хлеб-соль водить, знаться, дружиться с кем.

• Я помню твою хлеб-соль.

Хлеб-соль взаимное дело.

• От хлеба-соли не отказываются.

• Хлеб да соль, и обед пошел!

• Хлеб- соль кушай, а добрых людей слушай.

• Не за хлебом-солью сказано (дурное слово).

• После хлеба-соли добрые люди семь часов отдыхают.

Хлеб-соль платежом красна.

• Чтоб потом положить по щепотке

• В миски, платки, горшки, сковородки.

• Рис и рыба, фасоль и салат

• Сразу стали вкусней во сто крат!

• Без денег торговать, как без соли хлебать.

• Насыпать соль на хвост.

Соль варим, а сами в нужде сидим.

Хлеб-соль вместе, а рыбка в дель.

Хлеб-соль и во сне хорошо.

• Хлеб соль кушал, а не послушал.

• Пей горячее, ешь солонее: умрешь – сердцем будешь здоров.

• Присоля хлебнешь. Посоля все съешь.

• Щи капустою пригожи, а солью укусно.

• Грех куском макать в соль.

Загадки о соли

• Не красива и не вкусна, а без неё не проживёшь (соль).

• Из воды родится, на огне вырастает, с матерью (с водой) свидится – опять умирает (соль).

• Водой и солнцем родилась, в огне крестилась, людей услаждает, в воде умирает (соль).

• В воде родится, а воды боится (соль).

• В земле родился, в огне крестился, на воду пал - весь пропал (соль).

• Меня одну не едят, а без меня мало едят (соль).

• Белый камень из горы,

Всегда стоит на столе.

Кто его не ест,

Тот вкуса не знает (соль).

Конспект НОД на тему «Эта удивительная соль».

Цель: вызвать интерес к изучению свойств соли.

Задачи:

- Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности;

- Уточнить знания детей о свойствах соли; знакомить с видами соли;

- Развивать наблюдательность, воображение, фантазию, познавательный интерес, умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования;

- Формировать представления о соли и её свойствах;

- Продолжать развивать речь как средство общения.

- Учить использовать нетрадиционные приёмы рисования;

Методы и приё мы работы с детьми:

- практические: опыты с солью;

- наглядные: «волшебный сундучок», письмо, разные виды соли.

- словесные: загадки, чтение сказок,, обсуждение,беседа, анализ работы.

Оборудование: тарелочки с солью, одноразовые ложечки и стаканчики с тёплой

и холодной водой, 2 большие ёмкости (одна с пресной водой, другая с солёной водой, сырые куриные яйца,картошка, восковые мелки, клей, бумага.

Ход занятия:

Ребята, когда я шла на работу, на пороге группы я увидела письмо. Наверное, это для Вас. Может быть, прочитаем письмо и узнаем что там написано? Присаживайтесь.

«Здравствуйте дорогие дети, я хозяйка медной горы и слышала, что вы много знаете о природе. Вот и решила отправить вам письмо-загадку. А что в ней находится, вы отгадайте!

Хозяйка медной горы (Она «хранительница» земных богатств)

На столе стоит всегда,

Внешне белая она

И на вкус, не вкусна

Но в пищу каждому нужна.

В: Ребята, вы догадались о чем идет речь?

Воспитатель открывает посылку, достает солонку с солью. Правильно это соль. А зачем она нужна?

Дети: Чтобы солить пищу, полоскать горло,когда оно красное и болит,солью посыпают дорожки когда скользкие,соль разьедает лед.

В: А зачем солить пищу?

Д: Пища без соли не вкусная, без вкуса.

Вы знаете, что соль бывает разная? (поваренная мелкая и крупная соль (достать из посылки и сравнить)

Йодированная соль (в такую соль добавлен йод. Она нужна нам для того, чтобы организм получал все необходимые минеральные вещества. Когда готовят вам кушать в детском саду добавляют йодированную соль, чтобы вы меньше болели и росли здоровыми. Ребята, как называется эта соль?

А еще ребята, есть морская соль!

Кто знает зачем она нужна? Как косметическое средство, чтобы кожа была чистой, мягкой и ухоженной.

(подходим к столам)

Пальчиковая гимнастика.

Мышка в норку пробегает,

мышка норку запирает.

Мышка в дырочку глядит.

На заборе кот сидит.

Воспитатель: Посмотрите ребята, мы с вами попали в лабораторию. А хотите

Побыть настоящими исследователями и провести опыты с солью?

Пройдите на места, возьмите стаканчики с солью, давайте определим, есть ли у соли запах? Давайте мы с вами понюхаем соль (без запаха).

Теперь давайте мы соль попробуем на вкус? Какая она на вкус? (соленая).

Возьмите ложки и насыпьте немного соли в тарелочку. Что вы сделали, насыпали или налили? (насыпали). Значит соль какая (сыпучая, рассыпчатая).

Возьмите пипетки и капните на соль. Что произошло? (соль впитала воду).

А как вы думаете, почему соль не растворилась от воды, а впитала её? (соли много, воды мало). Возьмите баночку с водой и насыпьте в неё ложечку соли, размешайте, что произошло с солью? (растворилась). Изменился ли цвет воды? (нет).потому что она прозрачная.

А как вы думаете, какой стал вкус у воды? (солёная).

Молодцы. А теперь давайте повторим, что мы узнали о соли. (Она сыпучая, рассыпчатая, без запаха, солёная, впитывает не большое количество воды, растворяется в воде и меняет вкус воды).

А еще проведем опыт с яйцами. Насыпим в один стаканчик с водой соли,а другой оставим без соли и опустим туда яйцо. В соленой воде яйцо остается на плаву, в пресной воде яйцо тонет.

Вывод: соленая вода держит предметы на поверхности и не дает утонуть.

Ребята наши работа в лаборатории подошла к концу

Но чудесные свойства соли на этом не заканчиваются. Хозяйка медной горы прислала нам интересную посылку, и я предлагаю сделать для нее маленький подарок. Его мы отправим хозяйке медной горы. А подарок мы будем делать с помощью соли.

Мы с вами покрасим соль. У вас на столах есть стаканчики с солью, восковые мелки, тарелочка. И так приступаем к эксперименту. Берем ложечку с солью и высыпаем в тарелочку, затем берем восковой мелок и начинаем красить соль, пока соль не подкрасится. Соль подкрасилась. Ребята, а сейчас на занятии мы с вами сделаем поделку из цветного песка для хозяйки медной горы.

Физминутка

Мы шагаем по дорожке, раз, два, раз, два.

Дружно поднимаем ножки, раз, два, раз, два.

А теперь мы все потопаем, потопаем,

И ещё разок потопаем, потопаем.

Стройными, здоровыми все хотим мы стать.

Добрыми и сильными, чтоб весь мир обнять

Публикации по теме:

Исследовательский проект «Кто в домике живёт?» во второй младшей группе Цель проекта: активизировать познавательное развитие и научить детей по тактильным ощущениям определять предметы. Вид проекта: групповой.

Исследовательский проект «Соль-волшебница»Исследовательский проект «Соль-волшебница» Исследовательский проект "Соль - волшебница". Участники проекта :дети, родители и воспитатели группы «Буратино». Паспорт проекта :информационный.

Исследовательский проект в подготовительной группе «Чудо-соль»Исследовательский проект в подготовительной группе «Чудо-соль» Наш проект ребята представили на районной научно-практической конференции и получили Диплом первой степени среди детских садов района.

Исследовательский проект в средней группе «Волшебница вода»Исследовательский проект в средней группе «Волшебница вода» Тип проекта: исследовательский, творческий, игровой. По характеру контактов: внутри одной группы. По количеству участников: коллективный.

Мини-проект «Волшебница-водица» во второй младшей группеМини-проект «Волшебница-водица» во второй младшей группе Цель: Формирование у детей экологической культуре. Задачи: Воспитывать умение бережно относится кводе, дать представление о том, какую роль.

Познавательно-исследовательский проект «Кораблик» во второй младшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с № 33 «Золотая рыбка». Познавательно - исследовательский проект во.

Познавательно-исследовательский проект «Огород на подоконнике» во второй младшей группеПознавательно-исследовательский проект «Огород на подоконнике» во второй младшей группе Вид проекта: познавательно – игровой. Образовательные области: познавательная, художественно – эстетическая, речевая, социально – коммуникативная.

Познавательно-исследовательский проект «Веселая капелька» во второй младшей группе Название проекта: «Волшебная капелька» Образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое,.

Познавательно исследовательский проект «Волшебница вода» во второй младшей группеПознавательно исследовательский проект «Волшебница вода» во второй младшей группе Вид проекта: познавательно-исследовательский Тема: «Волшебница вода» Продолжительность: краткосрочный Участники проекта: воспитатель, дети,.

Экологический проект «Волшебница зима» во второй младшей группеЭкологический проект «Волшебница зима» во второй младшей группе Автор проекта: Сутырина Е. И. Реализация проекта воспитателей Сутыриной. Е. И, Савиной О. А. Тип проекта: информационно-творческий, экологический.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательский проект «Волшебница — соль» во второй младшей группе
Опубликовано: 5 декабря 2021 в 09:26
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследовательский проект «Волшебница — соль» во второй младшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Лушникова Ирина (УИ 2521122) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД