Лушникова Ирина
Исследовательский проект «Волшебница — соль» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательский проект : «Волшебница-соль».
Участники проекта : воспитатель, дети второй младшей группы, родители.
Паспорт проекта : информационный, творческий, групповой, краткосрочный (1 НЕДЕЛЯ С 8 ПО 14 ФЕВРАЛЯ).
Замысел
Многие дети – любят что-то рассматривать, экспериментировать.
Мы с нашими детьми решили узнать о соли побольше, потому что мало что о ней интересного знаем.
Цель проекта :
Публикация «Исследовательский проект „Волшебница — соль“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2021
Узнать побольше о соли, о ёё свойствах. И доказать, что соль – не только необходимый продукт, но и интересный материал для проведения опытов и творчества.
Этапы проекта
Вводный этап:
- Подбор научной, познавательной и методической литературы.
- Работа с родителями «Выращивание кристаллов».
Основной этап:
-Беседа: «Что мы знаем о соли, о ёё свойствах?»; «Как открыли соль».
- Презентация: «Удивительная соль».
-Сбор образцов соли (морская, поваренная и каменная)
-Чтение художественных произведений, в которых говориться о соли (словацкая народная сказка «Соль и золото»)
-Загадывание загадок, прочитать пословицы и поговорки про соль.
-Опытно – экспериментальная деятельность «волшебница-соль».
Практическая часть проекта :
Опыт №1 «Соль хрустит».
Дети взяли немного соли насыпали в блюдечко и стали надавливать на неё сухой ложкой, после чего они услышали хрустящие звуки. Это было похоже на хруст снега под ногами в морозный день. Вывод:
Соль, как и снег, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.
Опыт №2 «Соль растворяется в воде»
Для опыта мы взяли прозрачный стаканчик с водой, насыпали соль в воду и стали наблюдать.
Вывод:
При взаимодействии с водой соль растворилась.
Опыт №3 «Соль в холодной и горячей воде»
Взяли два прозрачных стаканчика : один с холодной водой, другой с горячей. Насыпали в оба стакана по три ложки соли и хорошо размешали.
Вывод:
Мы увидели, что в стакане с горячей водой, соль растворилась быстрее, а в стакане с холодной водой гараздо медленнее. Чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль.
Опыт №4
«Плавающая картошка»
Для опыта взяли 2 картошки и 2 стакана с водой. Налили воду в оба стакана, в один стакан насыпали 3 ложки соли и хорошо перемешали, а в другой просто вода. Положили в оба стакана (картошку, там где была солёная вода, картошка всплыла,а в стакане без соли (картошка) утонула.
Вывод:
Солёная вода помогает держать предметы на поверхности (Эффект «Мёртвого моря»)
-Опытно – экспериментальная деятельность «Кристаллизация соли».
«Выращивание кристаллов»
Чтобы вырастить кристаллы соли, мы налили в чашку тёплой воды, насыпали соли. В эту чашку опустили нить. Наблюдали несколько дней, через несколько дней мы заметили, что вода из чашки испаряется, а ниточка которую мы опустили на дно чашечки покрылась кубиками соли. Это кристаллы.
вывод: При испарении воды соль кристаллизуется.
Домашнее задание от Маши и её мамы.
-Творческая мастерская:
1. декорирование баночки разноцветной солью.
2. рисование нетрадиционной техникой «Восковой мелок +соль»
Заключительный этап:
-Выводы:
В ходе исследовательской работы дети выяснили, что такое соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах. Самостоятельно провели много интересных опытов с солью, познакомились с одним из способов как выращивают кристаллы. Работали в творческой мастерской: красили соль восковыми мелками, и рисовали с помощью соли. Из маленьких детей они превратились в маленьких исследователей. Существенно повысился их познавательный интерес на занятиях. А также убедились, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными!
Приложение.
Беседа «Как открыли соль?»
Очень, очень давно люди совсем ничего не знали о соли.
Знакомство с солью в разных местах происходило по-разному. Существует несколько версий о том, как люди впервые попробовали соль.
Первая версия. Очень, очень, давно, когда у древних людей не было посуды, они жарили мясо над костром. Во время приготовления, кусок упал в золу. Попробовав его, древние люди поняли, что мясо стало вкуснее. С тех пор стали посыпать еду золой. Зола долгое время служила приправой к еде.
Вторая версия. Иногда древним людям приходилось пить воду из моря. Они заметили соленый вкус морской воды. Собирали на морских камнях белый порошок и посыпали им еду.
Третья версия. Древние охотники заметили, как дикий олень лизал в траве прозрачный камень, похожий на лед. Но этот лед не таял, ни в руках, ни на солнце. Тогда охотники попробовали этот камень языком, и ощутили соленый вкус. Они отломали кусок камня и унесли его с собой. Это была каменная соль. Так люди впервые попробовали соль.
Соль считалась большой добычей и очень ценилась.
Потом люди стали учиться, сами добывать соль, т. к. поняли, что с солью, еда становится вкуснее. Они собирали соленые растения и варили их в котле. Ждали, когда соль осядет на дно, и собирали её.
Вот так соль и вошла в жизнь человека.
Соль в то время очень ценилась, так как люди не знали, где её взять. А сейчас люди знают, где находится соль.
Раньше люди употребляли в пищу такую соль, которую добывали, а сейчас ее перерабатывают и в магазинах можно купить любую соль.
Сказка про соль.
Есть старинная словацкая народная сказка - Соль и золото.
Было у короля три дочери. Состарившись, король решил сделать королевой ту из дочерей, которая его больше любит. Созвал король дочерей и спрашивает:
- Как вы, доченьки, любите меня?
- Как золото, - ответила старшая дочь.
- Как венок свой зеленый, - сказала средняя.
- Как соль, - сказала младшая, Марушка.
Разгневался тут король на младшую дочь и прогнал ее прочь из королевского дворца. А добрая волшебница, узнав о печальной судьбе Марушки, решила проучить короля. И по ее волшебному велению в стране, где правил старик-король, в один прекрасный день исчезла вся соль. Все, что готовили самые искусные повара, было пресным и невкусным.
И пришлось королю у иностранных купцов покупать соль по баснословным ценам.
Тогда король понял, какая необходимейшая вещь - щепотка соли.
Пословицы о соли
Громадное значение соли выражено во множестве старинных, сохранившихся до наших дней, пословицах, поговорках и загадках:
• Соли нет, так и слова нет.
• Без соли и стол кривой.
• Без соли и хлеб не естся.
• Без хлеба не сытно, без соли не сладко.
• Хоть бы песок, лишь бы солил.
• Соли не жалей, так и есть веселей.
• Несолоно хлебавши.
• Хлеб да соль. (Россия, Украина - поговорка)
• Сердись, дерись, а за хлебом-солью мирись!
• От хлеба–соли не отказываются.
• Хлеб-соль и разбойника смиряет.
• Хлеб-соль не бранится.
• Хлеб-соль есть, да не про вашу честь.
• Хлеб да соль, ем да свой.
• Надо хлеб-соль помнить.
• Ешь солоней, жить будешь веселей.
• На хлебе, на соли, да на добром слове (благодарим).
• Без соли, без хлеба, худая беседа.
• Без хлеба, без соли никто не обедает.
• Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.
• Соли нету, так и слова нету, а как хлеб дошел, так переговор пошел.
• Хлеб за солью (за хлебом) не ходит.
• За хлебом-солью всякая шутка хороша.
• Соль просыпать нечаянно - к ссоре (а чтобы ссоры не было, посыпают просыпанной солью голову).
• Подавая соль - смейся, не то поссоришься.
• Хлеб-соль водить, знаться, дружиться с кем.
• Я помню твою хлеб-соль.
• Хлеб-соль взаимное дело.
• От хлеба-соли не отказываются.
• Хлеб да соль, и обед пошел!
• Хлеб- соль кушай, а добрых людей слушай.
• Не за хлебом-солью сказано (дурное слово).
• После хлеба-соли добрые люди семь часов отдыхают.
• Хлеб-соль платежом красна.
• Чтоб потом положить по щепотке
• В миски, платки, горшки, сковородки.
• Рис и рыба, фасоль и салат
• Сразу стали вкусней во сто крат!
• Без денег торговать, как без соли хлебать.
• Насыпать соль на хвост.
• Соль варим, а сами в нужде сидим.
• Хлеб-соль вместе, а рыбка в дель.
• Хлеб-соль и во сне хорошо.
• Хлеб соль кушал, а не послушал.
• Пей горячее, ешь солонее: умрешь – сердцем будешь здоров.
• Присоля хлебнешь. Посоля все съешь.
• Щи капустою пригожи, а солью укусно.
• Грех куском макать в соль.
Загадки о соли
• Не красива и не вкусна, а без неё не проживёшь (соль).
• Из воды родится, на огне вырастает, с матерью (с водой) свидится – опять умирает (соль).
• Водой и солнцем родилась, в огне крестилась, людей услаждает, в воде умирает (соль).
• В воде родится, а воды боится (соль).
• В земле родился, в огне крестился, на воду пал - весь пропал (соль).
• Меня одну не едят, а без меня мало едят (соль).
• Белый камень из горы,
Всегда стоит на столе.
Кто его не ест,
Тот вкуса не знает (соль).
Конспект НОД на тему «Эта удивительная соль».
Цель: вызвать интерес к изучению свойств соли.
Задачи:
- Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности;
- Уточнить знания детей о свойствах соли; знакомить с видами соли;
- Развивать наблюдательность, воображение, фантазию, познавательный интерес, умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования;
- Формировать представления о соли и её свойствах;
- Продолжать развивать речь как средство общения.
- Учить использовать нетрадиционные приёмы рисования;
Методы и приё мы работы с детьми:
- практические: опыты с солью;
- наглядные: «волшебный сундучок», письмо, разные виды соли.
- словесные: загадки, чтение сказок,, обсуждение,беседа, анализ работы.
Оборудование: тарелочки с солью, одноразовые ложечки и стаканчики с тёплой
и холодной водой, 2 большие ёмкости (одна с пресной водой, другая с солёной водой, сырые куриные яйца,картошка, восковые мелки, клей, бумага.
Ход занятия:
Ребята, когда я шла на работу, на пороге группы я увидела письмо. Наверное, это для Вас. Может быть, прочитаем письмо и узнаем что там написано? Присаживайтесь.
«Здравствуйте дорогие дети, я хозяйка медной горы и слышала, что вы много знаете о природе. Вот и решила отправить вам письмо-загадку. А что в ней находится, вы отгадайте!
Хозяйка медной горы (Она «хранительница» земных богатств)
На столе стоит всегда,
Внешне белая она
И на вкус, не вкусна
Но в пищу каждому нужна.
В: Ребята, вы догадались о чем идет речь?
Воспитатель открывает посылку, достает солонку с солью. Правильно это соль. А зачем она нужна?
Дети: Чтобы солить пищу, полоскать горло,когда оно красное и болит,солью посыпают дорожки когда скользкие,соль разьедает лед.
В: А зачем солить пищу?
Д: Пища без соли не вкусная, без вкуса.
Вы знаете, что соль бывает разная? (поваренная мелкая и крупная соль (достать из посылки и сравнить)
Йодированная соль (в такую соль добавлен йод. Она нужна нам для того, чтобы организм получал все необходимые минеральные вещества. Когда готовят вам кушать в детском саду добавляют йодированную соль, чтобы вы меньше болели и росли здоровыми. Ребята, как называется эта соль?
А еще ребята, есть морская соль!
Кто знает зачем она нужна? Как косметическое средство, чтобы кожа была чистой, мягкой и ухоженной.
(подходим к столам)
Пальчиковая гимнастика.
Мышка в норку пробегает,
мышка норку запирает.
Мышка в дырочку глядит.
На заборе кот сидит.
Воспитатель: Посмотрите ребята, мы с вами попали в лабораторию. А хотите
Побыть настоящими исследователями и провести опыты с солью?
Пройдите на места, возьмите стаканчики с солью, давайте определим, есть ли у соли запах? Давайте мы с вами понюхаем соль (без запаха).
Теперь давайте мы соль попробуем на вкус? Какая она на вкус? (соленая).
Возьмите ложки и насыпьте немного соли в тарелочку. Что вы сделали, насыпали или налили? (насыпали). Значит соль какая (сыпучая, рассыпчатая).
Возьмите пипетки и капните на соль. Что произошло? (соль впитала воду).
А как вы думаете, почему соль не растворилась от воды, а впитала её? (соли много, воды мало). Возьмите баночку с водой и насыпьте в неё ложечку соли, размешайте, что произошло с солью? (растворилась). Изменился ли цвет воды? (нет).потому что она прозрачная.
А как вы думаете, какой стал вкус у воды? (солёная).
Молодцы. А теперь давайте повторим, что мы узнали о соли. (Она сыпучая, рассыпчатая, без запаха, солёная, впитывает не большое количество воды, растворяется в воде и меняет вкус воды).
А еще проведем опыт с яйцами. Насыпим в один стаканчик с водой соли,а другой оставим без соли и опустим туда яйцо. В соленой воде яйцо остается на плаву, в пресной воде яйцо тонет.
Вывод: соленая вода держит предметы на поверхности и не дает утонуть.
Ребята наши работа в лаборатории подошла к концу
Но чудесные свойства соли на этом не заканчиваются. Хозяйка медной горы прислала нам интересную посылку, и я предлагаю сделать для нее маленький подарок. Его мы отправим хозяйке медной горы. А подарок мы будем делать с помощью соли.
Мы с вами покрасим соль. У вас на столах есть стаканчики с солью, восковые мелки, тарелочка. И так приступаем к эксперименту. Берем ложечку с солью и высыпаем в тарелочку, затем берем восковой мелок и начинаем красить соль, пока соль не подкрасится. Соль подкрасилась. Ребята, а сейчас на занятии мы с вами сделаем поделку из цветного песка для хозяйки медной горы.
Физминутка
Мы шагаем по дорожке, раз, два, раз, два.
Дружно поднимаем ножки, раз, два, раз, два.
А теперь мы все потопаем, потопаем,
И ещё разок потопаем, потопаем.
Стройными, здоровыми все хотим мы стать.
Добрыми и сильными, чтоб весь мир обнять