Татьяна Бобкова
Воспитание дошкольников с ОВЗ на основе ценностей исторических традиций Донского края
▼ Скачать + Заказать документы
«Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры общества». Д. С. Лихачёв
В этой связи, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с родным городом, краем.
Курс краеведения «С чего начинается Родина?», разработанный педагогами ДОУ является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у дошкольников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.
Публикация «Воспитание дошкольников с ОВЗ на основе ценностей исторических традиций Донского края» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Эта мысль прослеживается, как одна из главных задач моей деятельности.
Какие задачи при этом решаются:
1. Пробуждать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям.
2. Учить видеть историю вокруг себя (в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц)
3. Воспитывать у детей любовь к родине, родному краю, природе через непосредственное обращение к ней, восприятие её красоты и многообразия.
4. Воспитывать у ребёнка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу, донскому краю.
5. Знакомить детей с земляками, знаменитыми поэтами, писателями, художниками.
6. Формировать знания о родном городе-труженике.
Решение поставленных задач В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации от 21 мая 2003 года говориться: «патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования к его защите».
Основой воспитания нравственно – патриотических чувств дошкольников служат такие компоненты, как ценностный, нравственный, исторический. Необходимо, чтобы в основе культуры ребёнка закладывались и формировались ценностные ориентиры и ценностные отношения в семье, близким людям к человеку вообще, к Родине. Нравственный компонент выступает, как ядро духовных ценностей и направляет человеческую активность на утверждение самоценности личности, равенства людей в их стремлении к достойной жизни. Частью исторического компонента является гражданско-патриотическая направленность, которая отражает потребности, мотивы, интересы, установки связанные с гражданско-патриотической культурой. И выступает активной и движущей силой в стремлении к овладению, изучению и сохранению и передаче богатых традиций и исторического прошлого о России, развитию интереса к духовному наследию, познанию малой Родины, самореализации и самосовершенствования как гражданина, служащего своему Отечеству.
Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Известный педагог Сухомлинский В. А. утверждал, что «детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление социального опыта жизни в своем городе. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей осуществляю через разные формы работы, взаимосвязь разных видов деятельности:
Игровая деятельность: сюжетно-ролевые игры «Дом», «Детский сад» «Профессия моих родителей», дидактические игры: «Моя семья, моя родословная», «Путешествие по городу».
Речевое развитие: составление рассказов на тему «С кем я живу», «Моя улица», сочинение стихотворений «О маме», «О друге», сотворчество детей и родителей.
Художественная литература: загадки, заучивание стихотворений, чтение познавательной литературы о родном городе.
Изобразительная деятельность: рисование на тему «Мой город», «Портреты членов семьи».
Познавательная деятельность: целевые прогулки по нашему микрорайону, природа нашего города, встречи с интересными людьми, экскурсии по памятным местам города, посещение библиотеки, музея, рассматривание карты города.
Музыкальная деятельность: проведение совместных праздников, разучивание песен: о детском саде, доме, городе.
Комплексные занятия направлены на развитие понимания детьми национальной культурной самобытности нашего народа, духовной привязанности к малой Родине, развития эмоционально-эстетической сферы ребенка в процессе восприятия музыкальных, литературных изобразительных произведений искусства родного края.
Для развития у дошкольников ценностного отношения к культуре и истории Донского края в ДОУ создана предметно – развивающая среда – уголок патриотического воспитания, мини-музей казачьего быта, где проводятся комплексные занятия.
Мной подобран и систематизирован демонстрационный материал по ознакомлению детей с родным городом. В группе оформлена фотовыставка: «Люби и знай - родной свой край», организовала выставку рисунков «Мой город», создана полочка умных книг, где подобраны книги о нашем городе, тематические папки: «Земляки-герои», «История города».