Оксана Владимировна
Воспитание культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников через создание и обогащение развивающей среды группы
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
Здравствуйте Уважаемые члены комиссии!
Я, Маерова Оксана Владимировна – воспитатель МБДОУ «Детский сад № 386»
2 слайд
Я работаю над проблемой «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через создание и обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы»
3 слайд
Свою работу я начала с изучения литературы:
Публикация «Воспитание культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников через создание и обогащение развивающей среды группы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Средняя группа
- Темочки
1. Алямовская В. Г. Ребенок за столом. Методическое пособие по формированию культурно гигиенических навыков. 2005.
2. Бочкарёва О. И. Организация деятельности по формированию культурно гигиенических навыков и этикета. 2008.
3. Е. В. Баринова Обучаем дошкольников гигиене. 2013 г
4. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
4 слайд
Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В этом возрасте дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.
В связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой по короновирусной инфекции, данная тема показалась мне интересной и актуальной. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохраняются на всю жизнь. Особо хорошо поддаются обучению дети в возрасте до пяти лет, им «самостоятельное» умывание и одевание обычно доставляют большое удовольствие.
Для воспитания культурно-гигиенических навыков, привычек и систематизации представлений ребенка о здоровье и здоровом образе жизни я решила использовать игровой творческий.
Свою работу в данном направление, я начала с группой детей четвертого года жизни. В начале я провела педагогическое наблюдение за воспитанниками.
Постановка проблемы
Недопонимания со стороны родителей важности воспитания КГН взаимосвязи семьи и ДОУ.
Родители не готовы активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам воспитания культурно гигиенических навыков, ссылаясь на нехватку времени.
Низкий уровень необходимых умений и знаний правил КГН у воспитанников группы.
5 слайд
Работу свою я строила с учетом следующих принципов - вы их видите на слайде (системный, личностный, деятельностный и мотивационный)
6 слайд
Исходя из полученных в ходе педагогического наблюдения результатов, я поставила перед собой цель: Формирование культурно-гигиенических навыков и начальных представления о ценности здоровья.
Для реализации цели, определила следующие задачи:
Вы видите их на слайде.
• Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия.
Воспитывать у детей чуткость, отзывчивость, готовность придти на помощь друг к другу.
Формирование у детей навыков и умений самообслуживания.
• Формирование привычки следить за своим внешним видом, умения правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком.
• Формирование навыков поведения за столом : пользоваться правильно ложкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом.
• Формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.
• Активно привлекать родителей к проводимой мною работе по воспитанию культурно гигиенических навыков.
7 слайд
Ожидаемый результат
Дети:
Дети самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдают элементарные правила поведения во время еды, умывания;
– имеют элементарные представления о необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни в детском саду и дома;
– умеют замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых;
– дети с желанием и интересом принимают участие в играх, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков.
Родители:
Удалось привлечь родителей к совместной с педагогом деятельности по теме проекта.
обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье; повышение компетентности родителей в воспитании у детей культурно гигиенических навыков.
8 слайд
Продукты реализации:
1. Конспекты занятий и тематические беседы по теме проекта.
2. Картотека дидактических игр по воспитанию и развитию у младших дошкольников культурно-гигиенических навыков.
3. Картотека художественно-словесного материала по воспитанию и развитию культурно-гигиенических навыков.
4. Плакат «Будь здоров малыш» с непосредственным творческим участием родителей.
5. макет «Мойдодыр».
6. Альбом раскрасок по теме.
7. Консультация для родителей «Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию».
8. Памятки для родителей ««Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию».
9. Папка передвижка «Основные правила личной гигиены для детей».
10. Презентация.
9 слайд
Ход реализации
1 этап – подготовительный
• Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрированного материала по данной теме.
• Доведение до родителей важности темы проекта и вовлечение их в проводимую мною работу.
• Педагогическое наблюдение за воспитанниками группы с целью определения сформированности культурно-гигиенических навыков начала.
Умение пользоваться полотенцем- 40%
Умение мыть руки- 30%
Умение пользовать столовыми приборами- 40%
Умение культурно-гигиенических навыков элементарного развития (посильная самостоятельность)- 30%
2 этап - практический
Работа с детьми:
- Беседы «Чтобы быть здоровым», «Чистота и здоровье». «Правила гигиены», «Как нужно ухаживать за собой», «Мои здоровые зубки». Во время бесед у детей закрепились навыки поведения за столом, пользование столовыми приборами, привычки следить за своим внешним видом.
- Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», А. Богдарин «Хорошие слова», С. Маршак «Уроки вежливости», М. Манакова «Надо, надо умываться», фольклорные произведения про умывание, причёсывание, подготовка к обеду, обед.
-Для закрепления знания детей о предметах личной гигиены: расческа, мыло, полотенца, зубная щетка, мочалка и навыках их использования было проведено занятие с использованием изготовленного мною макета «Мойдодыр».
- С детьми проводились дидактические игры: "Оденем куклу на прогулку», «Водичка, водичка», «Подбери картинку», «Предметы личной гигиены». В результате которых дети закрепили знания культурно гигиенических навыков.
- Сюжетно-ролевые игры, такие как: «Парикмахерская»,» Больница», «Семья» способствовали формированию у воспитанников навыков самообслуживания, желание оказывать помощь друг другу.
- Для еще большего интереса детей к знаниям правил культуры и гигиены, был проведен досуг «Как дети учили Незнайку умываться».
- Просмотр мультфильма «Мойдодыр» способствовал закреплению знаний у детей о важности быть аккуратными, чистыми и красивыми.
- В ходе организации образовательной деятельности по художественному творчеству, были проведены занятия:
- Аппликация «Украсим носовой платок».
- лепка «Мыло для кукол».
- рисование «Дорисуй расческу кукле Тане».
За время работы по теме, я организовала выставку детских работ
«Кто опрятен, тот приятен!»
Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», А. Богдарин «Хорошие слова». С. Маршак «Урок вежливости», так же благотворно влияло на формирование КГН воспитанников нашей группы.
10 слайд
Работа с родителями
В работе с родителями я использовала информационно коммуникативные технологии; отправляла в мессенджер «Вайбер» родителям видео уроки «Как научить ребенка мыть руки», «Правила поведения за столом» и т. д., мультфильмы по теме проекта для просмотра детьми дома.
• Оформление папки-передвижки для родителей «Основные правила личной гигиены для детей».
• Консультация для родителей «Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию».
• Памятки для родителей «Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию».
• Привлечение родителей к оформлению плаката «Будь здоров малыш».
Оформление пособий для дидактических игр.
Опыт семейного воспитания КГН семьи Чумаковых в виде электронной стенгазеты «Чистота нужна везде в садике и в семье!».
3 этап - итоговый
В итоге проводимой мною работы по проблеме воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, я провела педагогическое наблюдение для определения уровня сформированности культурно-гигиенических навыков после реализации.
Умение пользоваться полотенцем- 81%
Умение мыть руки- 84%
Умение пользовать столовыми приборами- 73%
Умение культурно-гигиенических навыков элементарного развития (посильная самостоятельность)- 80%
11 слайд
Так же мне удалось:
* привлечь родителей к проблеме воспитания у детей КГН;
* привлечь их к совместной деятельности с воспитателями группы;
* повысить уровень необходимых умений и знаний правил КГН у воспитанников группы.
* установить доверительные отношения педагог-ребенок-родитель;
Своим опытом работы я поделилась в педагогическом сообществе и на сайте ДОУ.
12 слайд
13 слайд
14 слайд
Достижение определенных результатов в работе невозможно без сотрудничества родителей, воспитателей и детей, где ребенок выступает как субъект деятельности. Учитывая это, я стремилась привлечь родителей. Во-первых, я информировала их о своей работе по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей. Ведь они являются их первыми воспитателями, подающими пример для подражания.
В родительском уголке открыла рубрику: «Ребенок», где помещала информацию о текущей работе с детьми. Часто эту информацию сопровождала фотографиями.
Ежемесячно издавала консультации или памятки для родителей с советами и рекомендациями:
Организовывала семейные выставки
В рубрике «Чистота-залог здоровья.» помещала стихи для заучивания дома с детьми или просто для чтения в семейной обстановке.
Организовывала родителей на оформление семейных фоторепортажей на темы: «», «Наша семья на прогулке», родители охотно делились опытом семейного воспитания. Заметила, родители стали проявлять интерес к работе, проводимой мною.
Учитывая занятость родителей, не все могут задать вопрос воспитателю в группе, я открыла диалог с ними на своей страничке в педагогическом сообществе, где каждый имеет возможность задать интересующий вопрос, или посмотреть над чем сейчас работает группа. Хочу отметить, что такая, новая форма работы с родителями оказалась очень эффективной, здесь родители имеют возможность зайти и узнать все новости в любое удобное для них время.
15 слайд
С целью выявления результативности проведённой мною работы, в конце года провела повторное педагогическое наблюдение по тем же критериям, что и в начале года.
16 слайд
17 слайд
Своим опытом работы я поделилась с коллегами на педагогическом совете и в педагогическом сообществе.
Для родителей, помещаю консультации, памятки на сайте детского сада и на своей страничке.
Работу в данном направлении я буду продолжать, т. к. считаю, что грамотное оформление группы, хорошо спланированная работа с родителями и детьми, напрямую ведет к успеху в воспитании культурно-гигиенических навыков у детей.