Елена Черневская
Воспитание культуры речи при работе с семьей
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе и активное использование речи, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка. Формирование основ культуры поведения начинается с самых первых лет жизни ребенка. Ребенок, подражая взрослому человеку, начинает осваивать основные нормы общения, поведения, отношения к окружающему и к дошкольному возрасту уже могут быть воспитаны довольно устойчивые формы в соответствии с моральными нормами и правилами.
Публикация «Воспитание культуры речи при работе с семьей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Культура общения – эта та часть поведения, которая выражается главным образом в речи. Под культурой речи – понимают владение нормами языка, то есть правилами произношения, ударения, грамматики и словоупотребления.
В нашем детском саду развитию речи уделяется большое внимание. Это обучение грамматически правильной речи, расширение и обогащение словаря, развития связного высказывания, обучению пересказу. Для этого в группе создана предметно – развивающая среда: речевой уголок с дидактическим, наглядным и раздаточным материалом, мини библиотека с подборкой детской литературы (стихи, сказки, рассказы, пословицы, поговорки, в т. ч. народный фольклор, т. к. лучшие образцы речевой культуры предлагает народная педагогика, отраженная в фольклоре. В произведениях устного народного творчества заложены языковые нормы, образцы русской речи, поднятой до высоты эстетического идеала; театральный уголок (теневой, пальчиковый, настольный, кукольный и др., где дети с удовольствием разыгрывают сценки, показывают сказки, как известные (Колобок, Репка, Красная шапочка., так и собственного сочинения: «Колобок в зоопарке», «3 медведя на Байкале» и др. ; уголок ряженья, где дети одеваются в русские народные костюмы, национальные костюмы (бурятские, татарские украинские, и преображаются в различных животных; Еще в группе мы создали региональный уголок, в котором имеется макет Байкала, подборка литературы, ауди и видеотека, природный и бросовый материал для художественного моделирования и др. Здесь мы создаем макеты, природный дизайн, знакомим с природой, бытом, традициями и историей своего народа и народами Прибайкалья. Учим уважать и соблюдать национальные обычаи и традиции, т. к. уважая человека, мы уважаем и его национальность. Соблюдение этого принципа актуально в настоящее время из-за опасности возникновения и разжигания межнациональных конфликтов. Готовим к тому, что выезжая в другую страну, дети должны соблюдать местные традиции и правила этикета.
Особое значение придаем и праздникам, как традиционным: новый год, восьмое марта, так и народным: Пасха, Масленица, Сагаалган (бурятский новый год, Хэллоуин, день святого Валентина и др.
Проводим литературно – речевые праздники, на которых не только дарим радость от встречи с любимыми произведениями и персонажами, но и решаем речевые задачи. Разучиваем с детьми стихи, песни. Привлекаем родителей к изготовлению наглядности для оформления зала, изготовлению костюмов и даже даем возможность придумывать и проводить конкурсы с детьми, а так же быть активными участниками. На таких праздниках мы проводим речевые конкурсы, викторины, турниры, дебаты, которые не только развивают связную диалогическую речь, но и мышление, память, внимание, смекалку, эмоционально – волевую сферу, умение работать в коллективе, взаимовыручку и межличностное общение.
Между тем, каждый родитель хочет воспитать своего ребенка счастливым, успешным, уверенным человеком, решающим свои проблемы, принятым в общество, любимым близкими людьми, друзьями, а в будущем и коллегами по работе. Вот потому мы привлекаем родителей к тесному сотрудничеству и активному участию в жизни детского сада и воспитанию своего ребенка. Родитель должен быть терпеливым, добросовестно обучать своего ребенка правилам культурного поведения, объяснять разумность и необходимость соблюдения этих правил, приучать радоваться своим хорошим поступкам и огорчаться из-за неправильных. Беседуя с родителями, мы даем образец культуры ведения диалога. Речь взрослых, манеры, внешний вид, положительные эмоциональные проявления должны стать образцом для детей.
Такая работа., все методы и приемы направлены на то, чтобы сформировать у ребенка навыки культурного общения, поведения не только со взрослыми, но и со своими сверстниками.