Лучший педагог года

Воспитание музыкально-сенсорной культуры у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях

Алина Сундукова
Воспитание музыкально-сенсорной культуры у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях

ВОСПИТАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-СЕНСОРНОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

Введение

В эстетическом воспитании детей дошкольного возраста большое место отводится музыкальному воспитанию в совокупности его средств: слушания музыки, пению и музыкально-ритмическим движениям и т. д. Через приобщение к музыкальному искусству в ребенке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры. Способности к определенному виду деятельности развивается на основе природных задатков, связанных с особенностями нервной системы, таких как чувствительность анализаторов, сила, подвижность и др. Для того чтобы способности проявились, приходится прикладывать много труда. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, формируется музыкальный вкус и эстетическая восприимчивость ко всему окружающему. Для переживания и осознания музыки необходимо глубокое проникновение в её эмоциональное содержание, которое осуществляется посредством сенсорных процессов человека. Поэтому особую роль обретает воспитание у дошкольников музыкально-сенсорной культуры, дающую возможность вслушиваться в музыкально-выразительные средства, воспринимать их и понимать эмоциональное содержание музыки.

Публикация «Воспитание музыкально-сенсорной культуры у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях» размещена в разделах

Основная часть

Музыкально-сенсорная культура ребёнка представляет собой определённый уровень развития музыкально-сенсорных ощущений, представлений, необходимых для распредмечивания эмоционально-образного содержания музыки. Она включает в свою структуру музыкально-сенсорные способности и перцептивные действия.

Цель: Воспитание музыкально-сенсорной культуры у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях.

Задачи:

1. Создание развивающей предметно-пространственной среды для развития музыкально-сенсорных способностей дошкольников.

2. Способствовать формированию слухового внимания дошкольников, умения вслушиваться в разнообразные гармоничные звуковые сочетания; улавливать смену контрастных и сходных звуковых соотношений.

3. Содействовать формированию способов обследования музыкального звучания.

4. Воспитывать восприимчивость, интерес к музыке.

Под музыкально-сенсорными способностями понимаются те способности, которые развивают качество восприятия, имеется в виду:

а) различение свойств музыкальных звуков.

б) различение их выразительных соотношений.

в) качество обследования музыкальных явлений.

К музыкально-сенсорным способностям относятся мелодический, тембровый, динамический компоненты музыкального слуха и чувство ритма. Их основой являются музыкально-сенсорные ощущения, зрительные, слуховые и моторные ассоциативные представления. Перцептивные действия дошкольников в процессе слушания музыки направлены на вслушивание, распознавание и воспроизведение свойств музыкальных звуков (высоты, громкости, длительности и тембра звучания). В совокупности они образуют разнообразные интонационные комплексы, которые выражают эмоциональную направленность содержания музыки и представляют для детей сенсорные ориентиры в мире художественных образов, направляя их восприятие в нужное эмоциональное русло. Прочувственное восприятие и осознание интонационных образов в полной мере возможно лишь при определенном уровне развития музыкально-сенсорной культуры.

В развитии музыкально-сенсорной культуры выделяется два этапа. Первый этап – восприятие и обогащение ребенком новых ощущений и представлений о многообразии звучаний музыкальных и шумовых звуков, которые интонационно передают эмоциональные явления в жизни. Он формирует у ребенка способности к интонационному восприятию услышанного, развитию творческого воображения и ассоциативно-образного мышления. Второй этап – формирование музыкально-сенсорной культуры на основе эмоционального, интонационно-речевого перевоплощения ребенка в образ или роль, используя шумовые, интонационно-речевые и музыкальные звуки. Всё это способно дать возможность детям показать индивидуальное отношение к музыке и улучшить полученный опыт.

Важную роль в развитии музыкально-сенсорной культуры у дошкольников играет музыкальная познавательная деятельность, а именно экспериментирование с музыкальными и шумовыми звучаниями. Используя различный звуковой материал, дети ищут сходство со звуками в окружающем мире. Например, шелест листьев ассоциируется с шуршанием бумаги. Так же используются и музыкальные инструменты (капли дождя похожи на звук треугольника, шум ветра со звучанием маракаса и др.). Такая деятельность вызывает большой интерес у детей, так как несет игровой характер.

На музыкальных занятиях у детей развивается музыкальное восприятие. Однако вряд ли можно ограничиться этим. Нужны специальные дидактические игры. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Дидактические игры. Дидактические игры выражают и завершают процесс сопоставления и отделения собственно сенсорного опыта ребенка по восприятию свойств, качеств явлений от общественно принятых эталонов. Игровые действия помогают ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.

Помимо дидактических игр, для результативности развития музыкально-сенсорных способностей применяют

Музыкально-дидактические пособия. Они способствуют более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяют в доступной форме приобщить их к основам музыкального искусства. А также вызывают у детей зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом.

Пособия и игры для развития:

-ладового чувства. Это и настольные игры типа лото, где дети закрепляют соответствующий рисунок мелодии; и подвижные игры — сюжетные и не сюжетные, в которых дети согласуют движения персонажей с характером музыки, сменой жанров

-музыкально-слуховых представлений. Это игры, включающие воспроизведение мелодии голосом или на музыкальном инструменте. Для активизации музыкально-слуховых представлений применяются музыкально-дидактические пособия, настольные и хороводные игры.

-чувство ритма. Предполагает использование музыкально-дидактических пособий и игр, связанных с воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений. Применяются все виды пособий и игр для передачи ритма и характера музыки в движениях.

Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они предполагают наличие определенных правил, игровых действий и сюжета, а также могут не использовать зрительную наглядность. Особенностью музыкально-дидактических игр является и то, что они могут использоваться детьми самостоятельно вне музыкальных занятий.

Музыкально-дидактические пособия, как правило, включают в себя зрительную наглядность (карточки, картинки с передвижными деталями и т. д.).

Работая с детьми, мы не только формируем у них перцептивные действия и умение определять источник звучания предмета («Что звучит?», различать музыкальные и шумовые звуки («Это звучит музыка или шум, но подводим их к пониманию причин звучания звуков разного характера («Почему всё звучит?», обращая детское внимание на выявление причины возникновения той или иной высоты звучания звуков, обусловленность звучания предметов от их размера, материала, причины усиления и ослабления динамики звучания звука («Как можно сделать звук громче?»).

Особый интерес дети проявляют в играх-шумелках. Благодаря такой деятельности осуществляется комплексное развитие ребё нка: реализуются представления детей, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями. Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии.

Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения.

Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.

Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы.

Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка. Например, озвучивая сказку «Зима в лесу», «Теремок», «Репка» и др., воспитанники получают представления о тембрах звучания различных музыкальных и шумовых звуков, подбирая для каждого персонажа соответствующее звучание музыкального инструмента или предмета. В этой связи для качественного воспитания музыкально-сенсорной культуры у детей в условиях детского экспериментирования организуется игровая среда, включающая детские шумовые игрушки, музыкальные инструменты, музыкально-дидактические игры, пособия.

Использование музыкально-дидактических игр, пособий, игр-шумелок в музыкальном воспитании детей позволяет в простой, доступной детям игровой форме дать представление о музыке, ее выразительных возможностях; научить различать разнообразную гамму чувств, настроений, переданную музыкой. Благодаря их применению у детей активнее развиваются музыкально-сенсорные способности. У них возникает интерес к музыке.

В результате работы были

созданы условия для развития музыкально-сенсорной культуры;

собран необходимый материал для развивающей предметно-пространственной среды;

сформированы способности отличать динамику, тембр, ритм, примечать сходство выразительных интонаций мелодии с различными жизненными звукоподражаниями;

слуховое внимание детей стало более организованным, двигательные реакции стали согласованными с музыкой; более точным стал ритм, улучшилась реакция детей на определение инструментов по тембровому и динамическому звучанию;

повысился интерес к использованию дидактического материала, активность в применении умений и навыков, полученных на занятиях в самостоятельной музыкальной деятельности.

повысился творческий потенциал, сформировался музыкальный вкус и эстетическая восприимчивость ко всему окружающему.

Заключение

Проведенная работа показала, что именно дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития музыкально-сенсорных способностей ребенка.

Моделирование свойств музыкальных звуков средствами музыкально-дидактических пособий и игр способствует накоплению у детей сенсорного опыта. Это позволяет детям действовать не только под руководством педагога, но и самостоятельно.

Такая деятельность способствует воспитанию у детей разных компонентов музыкально-сенсорной культуры, а также даёт возможность им более глубоко прочувствовать эмоциональное содержание музыки и выразить личностное отношение к различным явлениям жизни с позиций чувственного освоения музыкального искусства.

Список используемых источников

1. Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. -М., 1983.

2. Зимина А. Н. Музыкально-дидактические игры и упражнения в малокомплектных ДОУ. – М., 1999.

3. Костина Э. П. Музыкально-дидактические игры : метод. Пособие / Э. П. Костина. – Ростов н/ Д : Феникс, 2010. – 212 с. : ил.

4. Никашина, Г. А. В мире фантазии и звуков / Г. А. Никашина. — Мозырь : Белый Ветер, 2004. — 110 с.

5. Никашина, Г. А. Малыш и музыка / Г. А. Никашина. — Минск : Беларусь, 2004. — 190 с.

Публикации по теме:

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.

Проект «Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста»Проект «Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста» Проект: «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (2 – 3 года) Паспорт проекта:Тип проекта: групповой, долгосрочный. По содержанию:.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

Мастер-класс для родителей «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста»Мастер-класс для родителей «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» Форма проведения: собрание мастер класс. Цель: повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах «Использование дидактических.

Мастер-класс «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста»Мастер-класс «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 8 «Солнышко» «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного.

Творческий отчёт «Воспитание Экологической культуры у детей дошкольного возраста» Экология_ это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Мир разноцветный,яркий. Но любимый цвет экологов- зелёный.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста»Консультация «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста» Каждый родитель желает, что бы его ребёнок вырос вежливым, порядочным человеком. Правила хорошего тона следует прививать детям с раннего.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрЭкологическое воспитание дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание музыкально-сенсорной культуры у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях
Опубликовано: 10 ноября 2022 в 08:20
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД