Папки-передвижки

Воспитание нравственных качеств через ознакомление с художественной литературой у детей старшего дошкольного возраста

Виктория Кочнова
Воспитание нравственных качеств через ознакомление с художественной литературой у детей старшего дошкольного возраста

С самого раннего детства нас окружают книги. Они становятся неотъемлемой частью нашей жизни. С книгами мы познаём мир, учимся мыслить, сопереживать, восхищаться, находить подчас тонкую грань между добром и злом, любить. Как же не утонуть в этом книжном море? Выбрать те книги, которые станут нашими друзьями и помощниками в воспитании детей.

Публикация «Воспитание нравственных качеств через ознакомление с художественной литературой у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Несмотря на нестабильность в нашем обществе, нравственно-этические нормы никто не отменял. Каждый из родителей хотел бы видеть своего ребенка воспитанным, общительными всесторонне развитым. А как этого достичь? Для начала, мы сами должны выполнять те требования, что предъявляем ребенку. Мы его первые наставники. Малыш воспринимает наше поведение, как единственно правильное и старается его копировать. «Ворчанием наскучишь, а примером научишь». Но иногда личного примера родителей недостаточно, и вот тут на помощь придут книги.

Литературное слово может оказать более сильное воздействие на ребенка, нежели привычные советы, а под час и окрики – одергивания родителей. Возрастные кризисы заставляют малыша проявлять самостоятельность, отстаивать свое мнение и независимость, а с книгами это делать не нужно. С какими же вопросами, проблемами помогут разобраться нам книги? Пожалуй, одним из самых важных является понимание того, что такое хорошо и что такое плохо. В первую очередь любимые детьми сказки помогут в этом разобраться. Сказка – это кладезь народной мудрости, традиций и языка. Сказка воспитывает интеллектуально и нравственно, развивает воображение и сопровождает нас на протяжении всей жизни. Через особую организацию, интонационную окраску, использования специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов, метафор, сказки передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Конкретность и образность обрисовки героев, органическая связь их внешнего облика с характером поведения определяют художественную ценность произведения. Внешность положительных героев характеризуется краткой традиционной формулой «Герой так красив, что ни в сказке сказать, ни пером описать». В повествовании часто повторяются выражения: «утро вечера мудренее», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и другие. Используются одни и те же средства поэтического языка, например постоянные эпитеты «море синее», «лес дремучий» и так далее. Ребенок, постоянно слыша в тексте сказки подобные выражения, делает их достоянием своей речи. В воспитании нравственных качеств личности дошкольников большое значение имеет ознакомление детей со сказкой. Эти принципы легли в основу сказок, созданных народами и классиками литературы.

Так же произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.

Фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на детский разум, но и на чувства; поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки образны и поэтичны, их можно использовать в любой ситуации. Например, во время уборки игрушек: «Доводи начатое дело до конца», «Кончил дело, гуляй смело», «Поспешишь – людей насмешишь». Загадки – полезное упражнение для ума. Учите детей отгадывать загадки, устраивайте детям вечера загадок.

Заглянем в типовую программу воспитания и обучения детей дошкольного возраста, посмотрим, что она рекомендует читать или рассказывать детям 5-6 лет, какие произведения художественной литературы.

Русский фольклор. Сказки «Заяц-хваста» обр. О. Копицы; «Хаврошечка» обр. А. Н. Толстого.

Фольклор народов мира. Сказка «Кукушка» ненецкая, обр. К. Шаврова. Произведения поэтов и писателей России. Литературные сказки. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебедь».

• Часто при чтении книг малыш отождествляет себя с одним из героев, и разделяя его радости и переживания начинает заботиться о других. Не забывайте после чтения произведения обсудить прочитанное с ребенком. Задайте вопросы по содержанию текста. Узнайте, что больше понравилось или наоборот огорчило ребенка. Провоцируйте ребенка на самостоятельные высказывания, рассуждения. «А если бы ты был на месте главного героя, то как бы ты поступил в такой ситуации?»

Русский фольклор. Сказки «Лиса и кувшин» обр. О. Копицы; «Крылатый, мохнатый да масляный» обр. И. Карнауховой; «Царевна - лягушка» обр. М. Булатова.

Фольклор народов мира. Сказка «Три золотых волоска Деда - Всеведа», пер. с чешского Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).

Произведения писателей России. Литературные сказки. П. Бажов «Серебряное копытце»; В. Катаев «Цветик-семицветик».

Произведения писателей разных стран. А. Линдгерн «Карлсон, который живет на крыше», пер. со шведского Л. Лунгиной.

• Каждый совершает ошибки, а уж маленький человек познающий мир, тем более, и уберечь его от этих ошибок невозможно. «На ошибках учатся». С этим трудно поспорить, но только эти уроки болезненно отражаются на ребенке. Но без ошибок нет жизненного опыта. Как же сделать эти ошибки менее травмирующими? Как научить ребенка относиться к своим ошибкам даже с юмором. На эти вопросы нам помогут ответить книги.

Русский фольклор. Песенки: «Как на тоненький ледок», «Жил у бабушки козёл». Сказки: «Заяц-хвастун», «Лиса и кувшин», обр. О. Копицы, «Докучные сказки».

Произведения писателей России. Литературные сказки. В. Бианки «Сова», Б. Заходер «Серая звездочка».

• «Друг – ценный клад, недругу никто не рад». Сколько мудрости заложено в этой русской пословице! Воспитать ребенка настоящим другом – задача сложная. Уметь дружить с кем-то, а не против кого-то, уважать себя и в то же время проявлять отзывчивость, видеть несправедливость отношений – вот далеко не полный перечень вопросов, на которые легче найти ответ в книге. Читая книги, вы высказываете своё мнение о поведении персонажей, подталкивая ребенка к размышлению, сопоставлению книжных и реальных ситуаций.

Русский фольклор. Сказки: «Крылатый, мохнатый да масляный» обр. И. Карнауховой; «Сивка-бурка» обр. М. Булатова; «Хаврошечка» обр. А. Н. Толстого; «Никита Кожемяка» (из Сборника сказок А. Н. Афанасьева).

Фольклор народов мира. Сказки: «Чудесные истории про зайца по имени Лек»; Сказки народов Западной Африки, пре. О. Кустовой и В. Андреева.

Произведения писателей России. Литературные сказки. В. Волков «Волшебник изумрудного города»; В. Катаев «Цветик - семицветик»; А. Митяев «Сказка про трёх пиратов»; Л. Петрушевская «Кот, который умел петь».

Произведения писателей разных стран. Литературные сказки. А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел», (главы в сокр.) пер. со швед. Л. Лунгиной; Дж. Родари «Волшебный барабан» пер. с итал. И. Константиновой.

• «Береги бровь, глаз целее будет». Как же уберечь малыша от себя самого? Исследовательский институт заставляет ребенка все пробовать на себе, что утюг горячий, стекло острое, лед скользкий. Помочь «Услышать» предостережения родителей помогут такие произведения:

Русский фольклор. Песенки: «Как на тоненький ледок», «Жил у бабушки козёл», «Ты мороз, мороз…», «Ранним-рано по утру». Сказка «Царевна-лягушка».

Фольклор народов мира. Сказки: «Кукушка», ненец. Обр. К. Шаврова; «Как братья отцовский клад нашли», молд. Обр. М. Булатова.

Произведения писателей России. Литературные сказки: П. Бажов «Серебряное копытце», А. Гайдар «Чук и Гек» (главы).

Вот мы и обозначили некоторые темы, которые помогают раскрывать перед нашими детьми книги. Подобрали рекомендуемые программой произведения. Остается только их прочитать или рассказать и разобраться вместе с детьми «Что такое хорошо, а что такое плохо?», «с кем дружить, а с кем погодить», почему так важно слушать родителей. Книги по-прежнему остаются нашими друзьями и помощниками.

Публикации по теме:

Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой Обратите свое сердце к книгам… «Какое богатство мудрость и доброта рассыпано по книгам всех времен и народов!» Л. Н. Толстой Средний возраст.

Экологическое воспитание детей младшего возраста через ознакомление с художественной литературой Аналитическое обоснование Веками человек был потребителем по отношению к природе; жил и пользовался ее дарами, не задумываясь о последствиях.

Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Поэтому проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре.

Консультация для педагогов и родителей «Ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой» Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве  закладывается фундамент, на который будет.

Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание» «Мир, отражающий ребёнка, - это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

План самообразования «Воспитание нравственных качеств детей старшей группы посредством чтения художественной литературы» План самообразования на тему «Воспитание нравственных качеств детей старшей группы через чтение художественной литературы. Автор: Хусниярова.

Развитие нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством детской художественной литературы муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 53» Развитие нравственных качеств у детей дошкольного.

Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с русскими народными сказкамиВоспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с русскими народными сказками Смысловое значение русских народных сказок - воспитание нравственных качеств: доброты, справедливости, милосердия. Сказки расширяют словарный.

Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста Во все времена большое значение в формировании личности человека, предоставлялось развитию и воспитанию нравственности. В современной педагогической.

Экологическое воспитание детей младшего возраста через ознакомление с художественной литературой Экологическое воспитание детей младшего возраста через ознакомление с художественной литературой Аналитическое обоснование Веками человек.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание нравственных качеств через ознакомление с художественной литературой у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 1 декабря 2019 в 19:06
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД