Получи документы

Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок

Некрасова Наталья
Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок

Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок.

Сказки открывали передо мной просвет в другую жизнь, где существовала и, мечтая о лучше жизни, действовала какая-то свободная, бесстрашная сила.

М. Горький

Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка.

В. А. Сухомлинский

Публикация «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок» размещена в разделах

Все изменения и преобразования, происходящие в настоящее время в обществе, очень сильно изменили социальную культуру уровней жизни населения, что сказалось на особенностях формирования будущих членов общества. Проблема закрепления и воспитания нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста на данный момент очень важна. Возникает опасность моральной деградации из-за появившегося ценностного вакуума, бездуховность, отчуждение детей от культуры как способа сохранения и наследования ценностей.

Воспитание нравственных качеств – это процесс, формирующий целостную личность ребёнка. Старший дошкольный возраст является крайне важным этапом в процессе усвоения рычагов нравственного поведения, в котором закладывается детская личность, совесть, правила поведения, что является крайне важным для социализации детей. В этом очень помогает педагогам использование одного из самых мощных средств – сказки. Они появляются в жизни ребёнка в самом раннем возрасте, сопровождает его и ведёт по всему пути. Сказка – это противопоставление добра и зла, выразительный язык, фантастические образы и яркие композиции. Всё это делает повествование сказки особенно интересной и волнующей для детей, тем самым являясь инструментом для нравственного воспитания личности. Попадая во власть вымысла, ребёнку становится интересным всё, о чём ведёт речь сказочник : звери в сказках говорят, осуждают, хитрят, враждуют, дружат. В сказках всегда повествуется о чём-то невероятном, невозможном в реальной жизни, но вместе с ним фантастический вымысел заключает в себе, как говорил Ломоносов, «идею обыкновенную и натуральную», то есть в вымысле есть и правда. Правда сказок в том, что хотя и говорится о зверях, а воспроизводится похожие человеческие ситуации – тем сказки и интересны. Сказочники потому и говорят о зверях, чтоб нагляднее передать, прежде всего, человеческий смысл фантастической истории. Действия зверей откровенно обнажают негуманные стремления, помыслы, причины поступков, совершаемых людьми. Это выразительный художественный приём. Ломоносов писал, что, благодаря фантастическому вымыслу, «обыкновенная и натуральная идея», то есть жизненная правда, выражается «сильнее», чем, если бы повествование велось без вымысла.

Дошкольный период – маленький отрезок в жизни человека, но за это время дети приобретают значительно больше, чем за всю последующую жизнь. Поэтому важно помнить, что главным является атмосфера, в которой живёт ребёнок. В условиях перехода на новые ФГОС для дошкольных учреждений для воспитания нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста : ставятся следующие задачи:

- формирование начал патриотизма и гражданственности;

- формирование духовно-нравственного отношения и чувство сопричастности к культурному наследию народа России;

- формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа;

- уважение к представителям других национальностей;

- воспитание уважительного отношения к труду;

- воспитание коллективных взаимоотношений;

- формирование бережного отношения к людям и природе.

Все эти задачи на начальных этапах воспитания детей мы можем решить посредствам сказок. Сказки помогают сформировать чётко разграниченные мужские и женские черты характера, Гендерный подход сказок сразу устанавливает границы межполовыми отношениями.

Сказки говорят нам больше, чем непосредственно заключено в их выдумке. История волка и лисы, кота и лисы, петушка, козы-дерезы, журавля и цапли, вороны и рака, лягушки, мышки, козла, соловья и десятка других зверей, птиц, с которыми случаются удивительные приключения, – всё это истории, в которых есть место не только для забавы, но и для выражения серьёзного смысла.

Выросла репка такая большая, что дед один не смог вытянуть её. Позвал он на помощь бабку – опять никак не вытянуть. Позвали внучку, потом собачку, затем кошку, но всё никак не вытянуть репку. Позвала кошка мышку. Потянули – вытянули. Конечно, всё это одна забавная выдумка, но и у этой истории есть смысл: не хватало только силы мышки, чтобы вытянуть репку. Оказалось, что никакая, даже самая малая сила в деле не лишняя, а случается, что её-то и не хватает, чтобы добиться результата.

Катится по дороге задорный колобок: всюду ему удача – от дедушки, от бабушки ушёл, ни съели. Ушёл колобок от зайца, от волка, от самого медведя – и так уверился в своей удачливости, что дерзнул сесть лисе на нос. Она его – гам! – и съела. Вот что случилось с неосторожным колобком: он совсем забыл, что замешен на сметане и изжарен в масле, что всем лаком.

Сказки о зверях и птицах долгие столетия были на Руси своего рода социальной, бытовой энциклопедией. Тут осуждены хитрецы, лжецы, пройдохи, недотёпы, лентяи, воры, невежды, дураки, скупцы, забияки, грубияны, лицемеры, ханжи. Людские пороки выставлены на позор и смех.

В каждом слове и обороте нам не трудно ощутить особую манеру рассказывания. Заметно устойчивая привычка сказочника ясно и твёрдо определять своё отношение ко всему, о чём заходит речь. Авторы рассказывают так, как будто сами были свидетелями событий. Живая картинность волшебных сказок захватывает воображение ребёнка. Дети уносятся воображением в подземные царства, в поднебесную высь, говорят с солнцем, попадают в дремучие леса, видят, как гибнет Кощей, как Жар-птица клюёт царские яблоки, серый волк везёт на себе Ивана-царевича, лесной владыка Мороз одаривает терпеливую и трудолюбивую девушку подарками. При всём этом авторы учат различать правду и ложь, выдумку и реальность. Сказки внушают дух уверенности, бодрости, радостное приятие жизненной борьбы за справедливость. И в этом их социальная ценность. Волшебные сказки тем успешнее достигают этой цели, тем, что радуют разум, как радуют глаз затейливый рисунок.

У детей сильно развит процесс идентификации, ребёнок всё время накладывает на себя действия, образы, ценности, персонажей. Читая сказку, ребёнок сравнивает себя с героем, что позволяет ему почувствовать плохое и хорошее, осознать ошибки, или наоборот увидеть правильный выбор. В сказках форма представления этих качеств особая, легко доступная для понимания ребёнка, а нравственный смысл остаётся реальным и взрослым.

Сказки дают детям толчок для развития воображения. Нравственные понятия, ярко изображенные в поведении героев, закрепляются в реальной жизни во взаимоотношениях с окружающими людьми, становятся нравственными нормами, определяющими желание и поступки ребёнка. Сказка, её композиция, фантастические герои, яркие характеры, выразительный язык, динамика событий, понятные дошкольникам делают произведение особенно увлекательным и интересным для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности детей.

Публикации по теме:

Формирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушкиФормирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушки Задачи. -Познакомить детей с историей возникновения народных игрушек. -Способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей,.

Конспект образовательной деятельности «Доброта». Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста В настоящее время проблема межличностных отношений людей в первую очередь связывается с дефицитом воспитанности и культуры, а также с неустойчивостью.

Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание» «Мир, отражающий ребёнка, - это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сказокРазвитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста через сказки. Воспитатель старшей группы МАДОУ №11 Чистякова Любовь.

Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 (окончание) Ранее мною был представлен первый блок правила поведения педагогов. Сегодня представляю разработанные рекомендации по следующим.

Рекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возрастаРекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста В декабре прошлого года закончила магистратуру по направлению "Педагогика дошкольного детства". писала диссертацию на тему «Формирование.

Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Подготовила: воспитатель.

Тематический план занятий по изобразительной деятельности «Воспитание нравственных качеств у детей 6–7 лет». Часть 1 РисованиеТема 1: «Моя любимая семья». Задачи: Обучающие: 1. Познакомить детей с историей возникновения семьи. 2. Учить детей воспринимать.

Тематический план занятий по изобразительной деятельности «Воспитание нравственных качеств у детей 6–7 лет». Часть 2 .

Тематический план занятий по изобразительной деятельности «Воспитание нравственных качеств у детей 6–7 лет». Часть 3 .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок
Опубликовано: 5 апреля 2022 в 13:58
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД