МААМ-картинки

Воспитание патриотических чувств старших дошкольников на героических примерах Великой Отечественной войны

Марина Братцева
Воспитание патриотических чувств старших дошкольников на героических примерах Великой Отечественной войны

В настоящее время одной из наиболее важных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья человека. Поэтому перед педагогами дошкольных учреждений стоит задача формирования человека здорового физически и духовно, богатого нравственно и творчески.

Публикация «Воспитание патриотических чувств старших дошкольников на героических примерах Великой Отечественной войны» размещена в разделах

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

В преддверии празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне вопрос о воспитании патриотических чувств у дошкольников приобретает особое значение.

Тема Великой Отечественной войны способствует объединению, сплочению нашего народа. Но между тем Великая Отечественная война для современных детей – это далекая история. Если мы не будем передавать детям то, что хранится в нашей памяти как свидетельство того, что пережили наши дедушки и бабушки, связь времен, семейная нить прервется. Ведь не зря говорят: «Забыл прошлое – потерял будущее».

Часто патриотическое воспитание путают с гражданским воспитанием, но это не одно и то же. Гражданское воспитание – формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку осуществлять себя юридически, нравственно и политически дееспособным. Другими словами, это понятие, которое включает в себя патриотическое и нравственное воспитание, правовое и политическое обучение и воспитание. То есть, патриотическое воспитание – это одна из его составляющих.

Дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет) уже в состоянии выслушивать и запоминать истории о героизме и патриотизме русского народа, рассматривать картины, посвященные этой теме, отвечать на вопросы и самостоятельно делать выводы. Дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, и патриотические чувства у него проявляются в чувстве гордости за свой народ, за историю своей страны.

Осуществляя работу по патриотическому воспитанию, педагог должен руководствоваться следующими принципами построения образовательного процесса:

• проводить связь от близкого к отдаленному, от общего к частному;

• опираться на собственный опыт детей, реальные дела и события в их семьях, детском саду, городе, стране;

• привлекать к работе родителей воспитанников;

• материал, подобранный педагогом для показа и рассказа детям, должен быть исторически верным и адаптированным для детского восприятия.

Эффективными методами воспитания патриотических чувств у старших дошкольников являются :

1. Рассказы и объяснения педагога в сочетании с показом иллюстраций, диафильмов и слайдов. Они способствуют расширению представлений детей о войне и ее героях, о победе и ее значении для народа, способствуют формированию у детей патриотических чувств и представлений о героизме, воспитывают любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений и исторических фактов. Рассказы могут быть о том, что такое Великая Отечественная война и почему она так называется, о празднике «День победы» и его традициях, о великих битвах и сражениях (Московская, Сталинградская и Курская битвы, блокада Ленинграда, о героях и их подвигах (военный деятель Иван Панфилов, военный летчик Виктор Талалихин, первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза, Зоя Космодемьянская, в том числе рассказы о подвигах наших земляков (лейтенант рабоче-крестьянской Красной Армии Борис Бирюков, военный летчик Николай Зайцев, сержант Федор Шаронов).

2. Целевые прогулки и экскурсии к памятникам и мемориалам позволят детям ознакомиться с существующими вокруг них свидетельствами прошлого.

3. Наблюдения за изменениями в облике улицы, детского сада накануне праздника помогут детям познакомиться с традициями празднования этого великого дня.

4. Использование видеозаписей. Фронтовая кинохроника и фотографии настоящих боев: все это дети наблюдают с замиранием сердца, ведь они позволяют ребенку окунуться в историю тех времен, прочувствовать эмоции, которые испытывали наши предки.

5. Встречи с ветеранами и детьми войны дают уникальную возможность молодому поколению узнать о событиях минувшей войны из первых уст, задать интересующие вопросы для понимания многих вещей. Ветераны и дети войны, за плечами которых годы тяжелейшего военного времени, являются хорошим примером мужества, самоотверженности, любви к Родине.

6. Чтение литературных произведений. Например : Сергей Алексеев «От Москвы до Берлина. Рассказы о Великой отечественной войне для детей», солдатская сказка Константина Паустовского «Похождение жука-носорога», рассказы патриотического содержания Юрия Яковлева: «Как Сережа на войну ходил», «Семеро солдатиков», «Кепка – невидимка», «Подкидыш» и т. д., книга Нисона Ходзы «Дорога жизни», в которую вошли рассказы для детей о легендарной Дороге жизни блокадного Ленинграда, и многие другие произведения. Подобная литература вызывает у детей эмоциональный отклик, доступным языком передает детям, какие события происходили в военное время и как люди с ними справлялись.

7. Чтение литературных произведений можно чередовать с просмотром детских мультфильмов. Например, мультфильм «Солдатская сказка» по сюжету выше упомянутого произведения Константина Паустовского, мультфильм «Легенда о старом маяке» об освобождении родной земли от фашистских захватчиков в период Великой Отечественной войны, мультфильм «Солдатская лампа», созданный в память подвига отцов и дедов – победителей в Великой Отечественной войне, и другие.

8. Выставки детских рисунков и поделок, с помощью которых дошкольники могут отразить свое отношение к историческим событиям военных лет, к празднику Победы.

9. Изготовление фотоальбомов совместно с родителями с использованием фотографий военных и послевоенных лет из семейных архивов поможет укрепить связь и преемственность поколений.

10. Тематические праздники и музыкально-физкультурные развлечения вызовут у детей яркие радостные эмоции, которые будут способствовать появлению искреннего интереса к такому важному историческому событию, углублению знаний детей о Великой Отечественной войне, появлению желания быть достойными наследниками защитников – героев.

11. Конкурсы чтецов помогают воспитывать подрастающее поколение в духе патриотизма через произведения русской классической и современной отечественной поэзии патриотической направленности.

Результат работы по патриотическому воспитанию дошкольников будет зависеть от умелого сочетания и применения данных методов.

В заключение хочется отметить, что патриотические чувства, само собой, не возникнут у детей после нескольких удачных занятий или бесед. Они появляются в результате длительного, систематичного и целенаправленного воздействия на ребенка.

Список литературы

1. Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М. : ЦГЛ, 2005. – 256 с.

2. Виноградова, А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. – М. ,1999. – 215с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М., : Центр педагогического образования, 2018. – 32 с.

4. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М. : Сфера, 2009. – 96с.

5. Сакавичене, О. Патриотическое воспитание дошкольников. // Ребёнок в детском саду. – 2006. – № 3.

Публикации по теме:

Дидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольниковДидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников Курнина Любовь Владимировна воспитатель МБДОУ детский сад 54 г. Ковров. Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию дидактические игры,.

Опыт работы «Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в группе компенсирующей направленности» по теме «Россия, Славься Своими героями!» Великой победе посвящается Славим светлый День Победы Всех, кто в бой великий шли! Подвиг,.

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры»Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств через приобщение к истокам русской народной культуры» Формирование нравственно- эстетических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русского народа и культуры основано на общеизвестных.

Краткосрочный проект «Военная техника времен Великой Отечественной войны» (для дошкольников 4–5 лет) Проблема: недостаточный уровень знаний о Великой Отечественной войне. Цель: формирование нравственно-патриотических чувств у детей, основанных.

Патриотическое воспитание старших дошкольников на произведениях о Великой Отечественной войнеПатриотическое воспитание старших дошкольников на произведениях о Великой Отечественной войне В истории любой страны хранится память о великих войнах и людях, совершивших подвиг во имя своей Родины. Четыре года Великой Отечественной.

Презентация «Рода войск в годы Великой Отечественной Войны» для старших дошкольников Сидим дома. Презентация «Рода войск в годы Великой Отечественной Войны» для старших дошкольников. Подготовила воспитатель 1 квалификационной.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности. Заложить нравственные.

Воспитание патриотических чувств посредством ознакомления с окружающим миром природы Патриотическое воспитание-это основа формирования личности. Патриотическое воспитание, есть результат длительного воспитательного процесса.

Педсовет «Воспитание патриотических чувств к родному городу посредством художественно-творческой деятельности» Возраст: 5-6 лет. Образовательная область: "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие". Тема: "Воспитание патриотических.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 3–4 летВоспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 3–4 лет С 23 января по 23 февраля 2017 года в МБДОУ ДСОВ №6 «Ромашка» проходил месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы, посвященный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание патриотических чувств старших дошкольников на героических примерах Великой Отечественной войны
Опубликовано: 1 февраля 2021 в 20:59
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД