Евгения Ворошнина
Воспитание толерантности у старших дошкольников средствами дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
«Живи с другими так, чтобы твои друзья
Не стали недругами,
А недруги стали друзьями»
Пифагор
Сегодня особенную актуальность приобрёл вопрос толерантности — терпимости к людям, относящимся к разным национальностям и культурам. Особое значение в последнее время эта проблема приобрела потому, что всё чаще мы стали замечать проявления недоброжелательности, недружелюбия, озлобленности, агрессивности. Все чаще стали проявляться настроения взаимной нетерпимости и культурного эгоизма.
Публикация «Воспитание толерантности у старших дошкольников средствами дидактических игр» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Старшая группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Подобные тенденции негативно влияют на развитие личности детей, их духовности и доброты. Именно поэтому нам педагогам совместно с родителями необходимо внимательнее относиться к воспитанию детской толерантности и находить эффективные механизмы, способствующие её становлению.
Работая и наблюдая за детьми старшей группы заметила, большинство детей положительно относятся к людям разных национальностей. Однако случались проявления другого отношения: смех, испуг при встрече с людьми других национальностей, отказ вступать в общение с ними. Понятно, что причинами такого поведения детей являются:
- детская непосредственность;
- весьма ограниченный жизненный опыт;
- отсутствие необходимых представлений о людях других национальностей и культуры общения с ними.
Именно поэтому со старшего дошкольного возраста целесообразно начинать формирование чувств толерантности у детей, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребёнка.
Так как игра является основным видом деятельности каждого ребенка, а дидактическая игра, главным образом, носит активный обучающий характер,
для устранения данной проблемы поставила цель: обеспечить условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры.
Сформулировала задачи:
1. Создать условия в группе для формирования толерантности детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр.
2. Организовать системную работу по формированию позитивного отношения к окружающему миру и культуре своего народа, народов других стран в процессе дидактических игр.
3. Организовать систему взаимодействия детского сада и семьи по формированию толерантной культуры у детей и взрослых.
Решение данных задач потребовало пересмотра предметно – пространственной среды группы. В соответствии с принципами толерантной среды :
- подобрала произведения детских писателей и поэтов Дальнего востока, разных стран, произведения устного народного творчества людей разных национальностей;
- репродукции картин великих художников России и других стран;
- куклы в одежде людей разных национальностей Хабаровского края, стран мира;
- народные игрушки, музыкальные произведения композиторов мира; альбомы, фотографии, иллюстрации, видеоматериал;
- демонстрационный и раздаточный материал по темам: «Моя семья», «Мой город», «Моя страна», «Планета людей», «Дружат дети на планете», «Мои друзья»; карты (России, мира, глобус.
-оформила уголок «Дружба народов».
Особое внимание уделила формированию картотеки дидактических игр на развитие у детей толерантности, разработке и изготовлению авторских дидактических игр по ознакомлению с народами и бытом народов Хабаровского края, России, всего мира.
Разработала план работы с детьми старшей группы по воспитанию толерантности у детей с использованием серии изготовленных мною дидактических игр. (План прилагается)
Для того чтобы оценить эффективность проделанной мною работы разработала критерии оценки, куда вошли следующие параметры:
• наличие представлений о семье, о семейных и родственных отношениях, традициях;
• наличие знаний о дальневосточных, русских и зарубежных писателях, поэтах, композиторах; знание сказок разных народов;
• наличие представлений о многообразии народов мира; о некоторых особенностях их внешнего вида, национальной одежде, типичных занятиях, традициях;
• уровень знаний об истории родного города, достопримечательностях, главных улицах, народах, проживающего в нем;
• уровень умения оказывать помощь другому человеку; договариваться, устанавливать неконфликтные отношения со сверстниками; дружить, не обижать сверстников и младших детей, принимать их такими, какие они есть;
• уровень]представления о культуре людей разных национальностей;
• уровень проявления интереса к событиям жизни детей разных народов;
Всю запланированную работу проводила как на специально организованных занятиях, так и в совместной деятельности взрослого с детьми, вовлекая в э эту работу родителей. При этом активно использовала дидактические игры, как например: «Кто в какой стране живет», «Иностранец», «Узнай наш герб» (флаг, гимн); «Путешествие по миру» (Хабаровскому краю, «Дидактическая кукла» и другие.
Стала замечать, что играя в такого рода игры, дети стали терпимее, внимательнее относиться к сверстникам другой национальности, предлагать делать добрые дела людям, оказавшихся в определенных трудных ситуациях, интересоваться иллюстрированными детскими энциклопедиями о жизни народов не только родного края, но всего мира в целом. С большим желанием принимают участие вместе с родителями в городских и Всероссийских выставках, конкурсах детского творчества таких как «Подарок далеким друзьям», «Дружат дети всей Земли», «Мы вместе», «Вечер весёлых загадок», «Город весёлых мастеров», «Наша планета нуждается в нас» и другие.
Конечно, формирование толерантности происходило постепенно, потому что все дети разные: одни доброжелательные, активные, другие застенчивые, третьи замкнутые, у каждого свои индивидуальные способности и особенности. Поэтому одни дети сразу показывают высокий уровень толерантности, другие к концу года.
Чтобы вовремя увидеть, в чём нужно помочь детям, провожу диагностику три раза в год. Использую наблюдения, тестовые упражнения «Сказка» (К. Тейлора, «Секрет» (Я. Л. Коломинского, игровую диагностическую методику М. И. Лисиной, диагностическое анкетирование детей и родителей, изучаю детские творческие работы и т. д.
Итоговая диаграмма уровней развития толерантности у детей седьмого года жизни
Диаграмма наглядно указывает на положительную динамику формирования толерантности у детей : на 23 % увеличился высокий уровень, на 27 % уменьшился низкий уровень.
На 9 % увеличилось количество детей, у которых развито умение анализировать разные ситуации общения детей друг с другом и с взрослыми; на 14% увеличилось количество детей, у которых на высоком уровне сформировались представления о многообразии народов Хабаровского края, мира; о некоторых особенностях их внешнего вида, национальной одежде, типичных занятиях. На 10% увеличилось количество детей с высоким и средним уровнем речевой активности.
В то же время проблему толерантности нельзя считать исчерпанной. Она требует дальнейшего исследования многих сторон формирования толерантности.
• Изучить пути взаимодействия детского сада со школой;
• Изучить условия формирования толерантности на разных ступенях дошкольного воспитания. Это могло бы послужить основой для создания единой образовательной системы формирования толерантности обучающихся детей как дошкольного, так и школьного возраста.
Работая по данной проблеме, формируя картотеку дидактических игр, содержание которых ориентировано главным образом на развитие интереса к человеку, обществу, учет личных качеств и формирование навыков и норм поведения с другими людьми и т. д., столкнулась с трудностями в том, что если игры по ознакомлению детей с народами, проживающими в России, можно найти, а игры, именно дидактические игры по накоплению толерантного жизненного опыта на примере малой родины или всего мирового сообщества отсутствуют.
Это активизировало мои знания и способности, я разработала и изготовила серию дидактических игр таких как :
- «Путешествие по карте Хабаровского края»;
- «Наряди куклу»;
- «Умные липучки»;
- «Удивительный мир вещей»;
- «Сложи узор»;
- «Путешествие по миру» и другие.
(2-3 игры презентуются участникам «Ярмарки» : «Путешествие по карте Хабаровского края», «Путешествие по миру», «Наряди куклу»)
«В игре нет людей серьезнее, чем маленькие дети».
В. А. Сухомлинский.