Получи документы

Воспитание толерантности у старших дошкольников средствами дидактических игр

Евгения Ворошнина
Воспитание толерантности у старших дошкольников средствами дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы

«Живи с другими так, чтобы твои друзья

Не стали недругами,

А недруги стали друзьями»

Пифагор

Сегодня особенную актуальность приобрёл вопрос толерантности — терпимости к людям, относящимся к разным национальностям и культурам. Особое значение в последнее время эта проблема приобрела потому, что всё чаще мы стали замечать проявления недоброжелательности, недружелюбия, озлобленности, агрессивности. Все чаще стали проявляться настроения взаимной нетерпимости и культурного эгоизма.

Публикация «Воспитание толерантности у старших дошкольников средствами дидактических игр» размещена в разделах

Подобные тенденции негативно влияют на развитие личности детей, их духовности и доброты. Именно поэтому нам педагогам совместно с родителями необходимо внимательнее относиться к воспитанию детской толерантности и находить эффективные механизмы, способствующие её становлению.

Работая и наблюдая за детьми старшей группы заметила, большинство детей положительно относятся к людям разных национальностей. Однако случались проявления другого отношения: смех, испуг при встрече с людьми других национальностей, отказ вступать в общение с ними. Понятно, что причинами такого поведения детей являются:

- детская непосредственность;

- весьма ограниченный жизненный опыт;

- отсутствие необходимых представлений о людях других национальностей и культуры общения с ними.

Именно поэтому со старшего дошкольного возраста целесообразно начинать формирование чувств толерантности у детей, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребёнка.

Так как игра является основным видом деятельности каждого ребенка, а дидактическая игра, главным образом, носит активный обучающий характер,

для устранения данной проблемы поставила цель: обеспечить условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры.

Сформулировала задачи:

1. Создать условия в группе для формирования толерантности детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр.

2. Организовать системную работу по формированию позитивного отношения к окружающему миру и культуре своего народа, народов других стран в процессе дидактических игр.

3. Организовать систему взаимодействия детского сада и семьи по формированию толерантной культуры у детей и взрослых.

Решение данных задач потребовало пересмотра предметно – пространственной среды группы. В соответствии с принципами толерантной среды :

- подобрала произведения детских писателей и поэтов Дальнего востока, разных стран, произведения устного народного творчества людей разных национальностей;

- репродукции картин великих художников России и других стран;

- куклы в одежде людей разных национальностей Хабаровского края, стран мира;

- народные игрушки, музыкальные произведения композиторов мира; альбомы, фотографии, иллюстрации, видеоматериал;

- демонстрационный и раздаточный материал по темам: «Моя семья», «Мой город», «Моя страна», «Планета людей», «Дружат дети на планете», «Мои друзья»; карты (России, мира, глобус.

-оформила уголок «Дружба народов».

Особое внимание уделила формированию картотеки дидактических игр на развитие у детей толерантности, разработке и изготовлению авторских дидактических игр по ознакомлению с народами и бытом народов Хабаровского края, России, всего мира.

Разработала план работы с детьми старшей группы по воспитанию толерантности у детей с использованием серии изготовленных мною дидактических игр. (План прилагается)

Для того чтобы оценить эффективность проделанной мною работы разработала критерии оценки, куда вошли следующие параметры:

• наличие представлений о семье, о семейных и родственных отношениях, традициях;

• наличие знаний о дальневосточных, русских и зарубежных писателях, поэтах, композиторах; знание сказок разных народов;

• наличие представлений о многообразии народов мира; о некоторых особенностях их внешнего вида, национальной одежде, типичных занятиях, традициях;

• уровень знаний об истории родного города, достопримечательностях, главных улицах, народах, проживающего в нем;

• уровень умения оказывать помощь другому человеку; договариваться, устанавливать неконфликтные отношения со сверстниками; дружить, не обижать сверстников и младших детей, принимать их такими, какие они есть;

• уровень]представления о культуре людей разных национальностей;

• уровень проявления интереса к событиям жизни детей разных народов;

Всю запланированную работу проводила как на специально организованных занятиях, так и в совместной деятельности взрослого с детьми, вовлекая в э эту работу родителей. При этом активно использовала дидактические игры, как например: «Кто в какой стране живет», «Иностранец», «Узнай наш герб» (флаг, гимн); «Путешествие по миру» (Хабаровскому краю, «Дидактическая кукла» и другие.

Стала замечать, что играя в такого рода игры, дети стали терпимее, внимательнее относиться к сверстникам другой национальности, предлагать делать добрые дела людям, оказавшихся в определенных трудных ситуациях, интересоваться иллюстрированными детскими энциклопедиями о жизни народов не только родного края, но всего мира в целом. С большим желанием принимают участие вместе с родителями в городских и Всероссийских выставках, конкурсах детского творчества таких как «Подарок далеким друзьям», «Дружат дети всей Земли», «Мы вместе», «Вечер весёлых загадок», «Город весёлых мастеров», «Наша планета нуждается в нас» и другие.

Конечно, формирование толерантности происходило постепенно, потому что все дети разные: одни доброжелательные, активные, другие застенчивые, третьи замкнутые, у каждого свои индивидуальные способности и особенности. Поэтому одни дети сразу показывают высокий уровень толерантности, другие к концу года.

Чтобы вовремя увидеть, в чём нужно помочь детям, провожу диагностику три раза в год. Использую наблюдения, тестовые упражнения «Сказка» (К. Тейлора, «Секрет» (Я. Л. Коломинского, игровую диагностическую методику М. И. Лисиной, диагностическое анкетирование детей и родителей, изучаю детские творческие работы и т. д.

Итоговая диаграмма уровней развития толерантности у детей седьмого года жизни

Диаграмма наглядно указывает на положительную динамику формирования толерантности у детей : на 23 % увеличился высокий уровень, на 27 % уменьшился низкий уровень.

На 9 % увеличилось количество детей, у которых развито умение анализировать разные ситуации общения детей друг с другом и с взрослыми; на 14% увеличилось количество детей, у которых на высоком уровне сформировались представления о многообразии народов Хабаровского края, мира; о некоторых особенностях их внешнего вида, национальной одежде, типичных занятиях. На 10% увеличилось количество детей с высоким и средним уровнем речевой активности.

В то же время проблему толерантности нельзя считать исчерпанной. Она требует дальнейшего исследования многих сторон формирования толерантности.

• Изучить пути взаимодействия детского сада со школой;

• Изучить условия формирования толерантности на разных ступенях дошкольного воспитания. Это могло бы послужить основой для создания единой образовательной системы формирования толерантности обучающихся детей как дошкольного, так и школьного возраста.

Работая по данной проблеме, формируя картотеку дидактических игр, содержание которых ориентировано главным образом на развитие интереса к человеку, обществу, учет личных качеств и формирование навыков и норм поведения с другими людьми и т. д., столкнулась с трудностями в том, что если игры по ознакомлению детей с народами, проживающими в России, можно найти, а игры, именно дидактические игры по накоплению толерантного жизненного опыта на примере малой родины или всего мирового сообщества отсутствуют.

Это активизировало мои знания и способности, я разработала и изготовила серию дидактических игр таких как :

- «Путешествие по карте Хабаровского края»;

- «Наряди куклу»;

- «Умные липучки»;

- «Удивительный мир вещей»;

- «Сложи узор»;

- «Путешествие по миру» и другие.

(2-3 игры презентуются участникам «Ярмарки» : «Путешествие по карте Хабаровского края», «Путешествие по миру», «Наряди куклу»)

«В игре нет людей серьезнее, чем маленькие дети».

В. А. Сухомлинский.

Публикации по теме:

Использования сюжетно-дидактических игр при формировании количественных представлений у старших дошкольников «Особенности использования сюжетно-дидактических игр с математическим содержанием при формировании количественных представлений у детей.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников и младших школьников средствами фольклора В связи с введением новых ФГОС в начальной школе и с появлением ФГТ в дошкольном образовании обозначился переход от парадигмы «знаний, умений,.

Гендерное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности Воспитание и обучение ребенка в соответствии с его полом стало актуальной задачей сегодняшнего дня. Многие исследователи в своих работах.

Интернациональное воспитание дошкольников средствами танцаИнтернациональное воспитание дошкольников средствами танца Интернациональное воспитание дошкольников средствами танца ПДО по хореографии, высшей категории МБДОУ ЦРР детский сад № 2 «Олененок»,.

Конспект музыкального занятия с использованием музыкально-дидактических игр для старших дошкольников Конспект музыкального занятия с использованием музыкально-дидактических игр для старших дошкольников Цель: формирование музыкальных способностей,.

Консультация для родителей «Развитие речевого творчества старших дошкольников средствами сказок» Вашему ребенку уже 6-7 лет. Это самый благодатный возраст для развития воображения и речевого творчества. Один из интересных и эффективных.

Организация работы по воспитанию толерантности старших дошкольников средствами Монтессори-педагогики .

Развитие коммуникативных умений старших дошкольников средствами игровой деятельности Аннотация Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Ее актуальность возрастает в современных.

Развитие описательной речи старших дошкольников средствами натюрморта (из опыта работы) Автор опыта работы, свою педагогическую деятельность осуществляет в МБДОУ №12 «Ёлочка» в старшей группе. Дошкольное учреждение работает.

Развитие речи старших дошкольников средствами малых форм фольклора Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание толерантности у старших дошкольников средствами дидактических игр
Опубликовано: 25 августа 2016 в 13:53
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание толерантности у старших дошкольников средствами дидактических игр» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Ворошнина (УИ 613609) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД