Ксения
Воспитание волевых качеств в подвижных играх у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В учении о высших психических функциях проблема воли занимает важное место. Чтобы ребенок дошкольного возраста развивался как самостоятельная личность и был готов нести ответственность за свои поступки, он должен обладать волей. Воля развивается благодаря физическому воспитанию – укрепляется здоровье, иммунитет, формируются двигательные навыки и умения, культура здоровья.
В словаре С. И. Ожегова так трактуется понятие воля:
- способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели;
- сознательное стремление к осуществлению чего-нибудь;
- пожелание, требование;
Публикация «Воспитание волевых качеств в подвижных играх у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- властность, возможность распоряжаться;
- свобода в проявлении чего-нибудь;
- свободное состояние. [1]
Актуальность поднятой проблемы, вызвана потребностью педагогов и родителей в совершенствовании уже имеющихся подходов психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность дошкольника с целью развития самостоятельности, дисциплинированности, настойчивости, решительности и организованности, а также развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей. Очевидна целесообразность разработки новых, рационально построенных и действенных педагогических технологий [3].
Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, ребенок постепенно вырабатывает в себе волевые качества : целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность и мужество. Воля является одной из важнейших характеристик личностного развития. Поэтому, педагоги и родители, должны уделять значительное внимание формированию именно этого качества личности.
Воля относится к ключевым проблемам развития личности определяющим самостоятельность и ответственность дошкольника за востребованность в будущем. Сегодня физическое воспитание направлено в первую очередь на охрану и укрепление здоровья детей, повышения защитных сил организма, воспитания стойкого интереса к двигательным умениям, навыкам, волевым и физическим качествам (скорость, ловкость, выносливость, гибкость, формированию культуры здоровья.
Основой системы физического воспитания в дошкольных учреждениях остается двигательный режим как совокупность разных способов и организаций форм работы с детьми. Общепризнанное и наиболее эффективное средство физического воспитания, в котором формируются волевые качества – это подвижная игра [4].
Для полноценного развития дошкольника подвижная игра является неотъемлемой частью. Она помогает развить не только физическую форму, но и такие важные качества, как воля, активность, целеустремленность, дисциплина. Также подвижные игры укрепляют нервную систему.
Теорию физического воспитания разработал П. Ф. Лесгафт. Он обращал повышенное внимание на подвижные игры с правилами.
М. А. Рунова подняла проблему использования подвижных игр с детьми разных возрастов. [2] Многие другие педагоги и психологи (Филиппова, Хухлаева, Шебеко и др.) доказали на практике ключевое значение подвижных игр для всестороннего развития детей дошкольного возраста.
Проблема, поднятая в настоящий момент, достаточно актуальна. Имеющиеся подходы педагогического воздействия на дошкольника нуждаются в усовершенствовании для наиболее полного развития волевых, физических, коммуникативных и других качеств. Педагогические технологии в значительной степени устарели.
Цель данной работы: исследование методов и приемов организации подвижной игровой деятельности дошкольников в целях формирования их волевых качеств.
Список использованных источников:
1. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой : кн. для учителя. / Н. П. Аникеева. — Москва: Просвещение, 1987. — 144с.
2. Рунова, М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду [Текст] / М. А. Рунова. – Москва: Книжный мир, 2000. – 198 с.
3. Филиппова, С. О. Физическое воспитание и развитие дошкольников [Текст] / С. О. Филиппова. – Санкт - Петербург: Азбука, 2007. – 158 с.
4 .Шебеко, В. Н. Физическое воспитание дошкольников [Текст] / Н. Н. Ермак, В. Н. Шебеко, В. А. Шишкина. - Москва: Росмэн, 2007. – 263 с.