Получи документы

Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста

Инна Иванова
Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста

После того, как в шестидесятых годах человечество столкнулось с проблемой «глобального экологического кризиса», явившегося результатом сложившихся отношений человека и природы, содержание категории «экологическая культура» было переосмыслено.

Публикация «Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Что понимается сейчас под экологической культурой? Экологическая культура – это и знания касающиеся основных закономерностей и взаимосвязей в природе и обществе, это и эмоционально-чувственные переживания, и эмоционально-ценностное и деятельностно-практическое отношение к природе, обществу, к действительности. Она формируется в интеграции трех направлений: экологического сознания, нравственно-эстетического и деятельностно-практического отношения. Иногда экологическую культуру рассматривают как многомерный целостный компонент интеллектуальной и духовной культуры личности, обеспечивающий ее творческую самореализацию в осмыслении и разрешении экологических проблем. Экологическая культура – это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и отношения человека к миру.

Уже из сказанного можно сделать вывод, что «экологическая культура» является интегральной категорией, вбирающей в себя достаточно много составляющих. В ее структуре можно выделить, по крайней мере, четыре взаимосвязанных и взаимопроникающих компонента: когнитивный, эмоционально-эстетический, ценностно-смысловой и деятельностный.

Исследования показывают, что базисом высокой экологической культуры ребенка является, прежде всего, соответствующее экологическое сознание, понимание ценности здорового образа жизни как приоритетной категории.

Отсюда вытекает следующая формулировка понятия экологической культуры. Экологическая культура – это процесс и результат формирования экологического сознания личности, отражающее неразрывное единство между совокупностью знаний, представлений о природе, эмоционально-чувственного и ценного отношения к ней и соответствующих умений, навыков, потребностей взаимодействия с ней, основанный на гармонизации взаимосвязей в системе «природа-человек».

Целью экологического образования и воспитания является формирование личности, имеющий высокий уровень экологической культуры, следовательно, обладающей новым экологическим сознанием, экологическим мировоззрением которое позволяет взаимодействовать с миром природы на основе понимания его законов, сотрудничать с природой, а не управлять ей. Предпосылки для формирования нового экологического сознания были заложены в трудах представителей русского космизма В. С. Соловьева, Н. Н. Бердяева, П. А. Флоренского.

На сегодняшний день является признанным, что решение проблемы повышения экологической культуры лежит в плоскости образования. Формирование экологической культуры в процессе обучения – это оптимальная форма экологического воспитания.

Особое значение, на наш взгляд, имеет процесс формирования экологической культуры в период обучения ребенка в ДОУ, ведь это первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Формирование отношения к природе, целей и мотивов взаимодействия с ней, готовности выбрать экологически целесообразные стратегии деятельности – задача всех педагогов. Поэтому экологизация образования рассматривается как важная современная тенденция в образовательных системах. Именно в стенах дошкольного учреждения дети приобщаются к исследовательской работе, к творческому поиску решения проблем в области здоровьесбережения. Несомненно, дополнительным педагогическим условием повышения экологической культуры детей будет создание экологической, здоровьесберегающей и воспитывающей среды в дошкольном учреждении.

Тот или иной уровень экологической культуры – результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого оно должно его знать, владеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и к природе. Без изменений в культуре природопользования нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии, именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с биосферными и социальными законами жизни.

К формам воспитания экологической культуры можно отнести следующее: традиционные учебные занятия, экологические игры, экологические сказки, экологическая тропа, опыты и т. д. – те технологические приемы, которые, во-первых, в наибольшей степени отвечают потребностям и возможностям дошкольного возраста, а во-вторых, позволяют изменить потребительское отношение детей к природе.

Новая концепция образования XXI века разрабатывается через призму повышения экологической культуры личности педагога, которая должна включать комплекс знаний, умений, навыков, накопленные человечеством культурно-нравственные ценности, которые необходимы для формирования и развития личности, ее экологической зрелости.

Таким образом, с одной стороны, доказано значение современных образовательных технологий в области воспитания экологической культуры, а с другой, - вероятно, свидетельствует о низком качестве их применения. Данная проблема является сложной и ждет дальнейшего своего разрешения.

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Консультация «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста» Природа - источник жизнедеятельности человека. Каждому из нас необходимо овладеть набором экологических знаний, для того, чтобы поведение.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Консультация «Особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются.

Мастер-класс «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста»Мастер-класс «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 8 «Солнышко» «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного.

Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста "Если с ранних лет дети будут понимать всю необходимость заботы об окружающем.

Творческий отчёт «Воспитание Экологической культуры у детей дошкольного возраста» Экология_ это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Мир разноцветный,яркий. Но любимый цвет экологов- зелёный.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрЭкологическое воспитание дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста
Опубликовано: 16 октября 2021 в 19:09
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД