Гончарова Елена Васильевна
Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.
Воспитание звуковой культуры речи — одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для ее решения. Понятие "звуковая культура речи" широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д., элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др., связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты, а также элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора).
Публикация «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Звуковая культура речи — составная часть общей речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывают родители и воспитатели. Воспитание звуковой культуры речи осуществляется в процессе всех видов детской деятельности. В младшем дошкольном возрасте предусматриваются как специальные занятия по звуковой культуре речи, так и упражнения, решающие самые разные задачи на других речевых занятиях: чтении художественной литературы, рассказывании по картине, рассказывании об игрушке, заучивании стихов, в дидактических играх. Учитывая то, что и в старшем дошкольном возрасте не все дети овладевают правильным произношением звуков особенно (л, (р, работа над звукопроизношением является важной и на этом возрастном этапе. Дети также упражняются в различении изолированных звуков на слух, звуков в словах, во фразовой речи. Так как речь связана с движениями речевого аппарата, большое место при устранении дефектов звукопроизношения занимает артикуляционная гимнастика. Обычно она включает в себя 3-5 упражнений в зависимости от звуков, которые нарушены, от степени сложности речевого дефекта. Дополнительно необходимо применять упражнения по развитию мелкой моторики рук, своеобразную пальчиковую гимнастику, проводить сопряженную гимнастику.
Для развития и совершенствования артикуляционного аппарата, голоса и речевого дыхания включаем в режим дня речевую зарядку, упражнения и игры на поддувание и выдувание. Эмоциональный настрой на занятии повышают игровые упражнения, а также дидактические игры. Именно она являются наиболее удачным средством воспитания звуковой культуры речи детей, способствуют развитию их познавательной активности, улучшают произношение, расширяют активный словарь. Почти все игры – многоцелевые. Следовательно, с помощью одной игры можно решить сразу несколько задач.
Одним из условий наилучшего закрепления материала по воспитанию звуковой культуры речи является повторение его в спокойной домашней обстановке, в привычных условиях. Значимость форм работы с родителями трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение.
Непрерывную связь с родителями в нашей группе осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы. В начале года провели анкетирование, изучили возникающие проблемы по развитию звукопроизношению. Исходя, из этого проводим индивидуальные, коллективные беседы консультации. На родительских собраниях знакомим родителей с содержанием воспитания и обучения в детском саду (с разделом работы по воспитанию звуковой культуры речи, требованиями, которые предъявляются к воспитанникам. Проводим Консультации — практикумы. Родители совместно с детьми родители малыми подгруппами разучивали артикуляционную гимнастику, выполняли задания вместе с детьми. В ходе дискуссии за «круглым столом» мы определили наиболее оптимальные формы работы с родителями по формированию звукопроизношения. Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка. Мы стараемся привлечь внимание родителей к ребенку, его проблемам; показать достижения детей, раскрыть их лучшие стороны, заинтересовать родителей делами ребенка. Проводя занятия, мы помещаем в уголок для родителей цели и задачи, а так же задания на повторение и закрепление.
Таким образом, совместно с родителями, стараясь найти разные формы приобщения их к развитию звуковой культуры речи детей, мы шаг за шагом преодолеваем сложный процесс формирования правильной речи.
Список используемой литературы:
Болотина Л. Р., Микляева Н. В., Родионова Ю. Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – М. : Айрис пресс, 2006.
Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М., 1990.
Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. — М. : 1984 г.