Лучший педагог года

Консультация для педагогов «Возможность мини-музея в ДОО для реализации ОО «познавательное развитие» в соответствии с ФГОС»

Герасимова Елена Геннадьевна
Консультация для педагогов «Возможность мини-музея в ДОО для реализации ОО «познавательное развитие» в соответствии с ФГОС»

В Стандарте ДО одним из условий реализации ООП является развивающая предметно – пространственная среда — это система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка. Она предполагает единство социальных, предметных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка, и включает ряд базисных компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. Базисные компоненты развивающей среды обеспечивают разнообразие детской занятости по интересам, а также обладают релаксирующим воздействием на личность ребенка. Напротив, пустое и однообразное по содержанию предметное пространство утомляет, побуждает к безделью и агрессии.

Публикация «Консультация для педагогов „Возможность мини-музея в ДОО для реализации ОО „познавательное развитие“ в соответствии с ФГОС“» размещена в разделах

Этот процесс должен соответствовать целям создания развивающей предметной среды как таковой, то есть способствовать развитию ребенка в целом, формированию его как личности, удовлетворять его потребности в различных видах деятельности. ФГОС ДО ориентирует на создание особой образовательной среды, которая открывает возможности для развития всех участников образовательных отношений – детей, родителей, педагогов в соответствии с их запросами и потребностями. Ключевыми аспектами образовательной среды, согласно ФГОС ДО, являются следующее:

1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

2) характер взаимодействия со взрослым;

3) характер взаимодействия с другими детьми;

4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

Одним из важных условий реализации области «познавательное развитие» в ДОО является правильная организация и развивающей среды мини-музеев. Мини-музеи являются одним из средств реализации образовательных областей. В настоящее время мини-музеи созданы во многих ДОО страны. Все они отличаются друг от друга, однако выполняют одну и ту же роль реализуют образовательную область «познавательное развитие» в ДОО.

При создании специфической образовательной среды, как мини-музеи ДОО для познавательной деятельности детей «воспитатель приобщает детей к созданию в детском саду своего мини-музея, рассказывает об увлекательной деятельности коллекционеров-собирателей «предметов красоты», поощряет любознательность ребенка. Дети охотно участвуют в создании своих небольших «уголков красоты» в групповых, отбирая для мини-музея самое ценное и интересное. Возникающий интерес после экскурсии к собирательству «предметов красоты» - один из показателей развития любознательности у ребенка. Важно, чтобы уже в детском саду ребенок осознавал понятие «образ музея»…» Л. В. Пантелеева. Современный детский музей отличатся от классического музея и его главная задача — образовательная, просветительская, а, значит, в нём могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники, как это принято в традиционных музеях. Более того, в детском музее может не быть особых (ценных) коллекций, научной работы по их изучению.

Еще одна специфическая черта детских музеев: это игровое или интерактивное образовательное пространство, в котором ребенок может делать что-то самостоятельно, по своему выбору с учетом собственных интересов и возможностей.

Детский музей ориентирован на детей определенного возраста, на семью и на ДОО. Главной его функцией становится образовательная, воспитательная. Он является интерактивным и предполагает активное поведение ребенка по отношению к экспонатам. Главное в таком музее — не ценность самих экспонатов, а наличие условий для творчества и самостоятельной деятельности ребенка. С этой точки зрения мини-музеи в ДОО, на наш взгляд, можно считать разновидностью детских музеев.

Причины создания мини-музеев первоначально заключалось в том, что многие дошкольные учреждения располагаются в дали от «настоящих» музеев. Даже в Москве, несмотря на большое количество разнообразных музеев, возможность посещение этих учреждений дошкольникам из детских садов, расположенных на окраинах города, ограничены. Несомненно, экскурсии в музеи, особенно семейные, благоприятно влияют на развитие ребенка.

Использование мини-музеев ДОО педагогами способствует реализации принципов музейной педагогики в соответствии с ФГОС ДО образовательной области «познавательное развитие», представлена следующими задачами:

развитие интересов детей, любознательность и познавательной мотивации;

• формирование познавательных действий, становление сознания;

развитие воображения и творческой активности;

• формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.,

• формирование о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Представленная во ФГОС последовательность задач этого направления достаточно целесообразной с точки зрения этапности процесса познавательного развития дошкольников. Первый шаг деятельности педагога по созданию мини-музея ДОО связан с формированием интересов детей к окружающему миру, любознательности, стремления узнавать новое.

Мини - музей в ДОО занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, холла, спальни, раздевалки, коридора, изостудии, экологической комнаты. Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно. В-третьих, мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям. Но все же большинство детских садов создают небольшие, уютные, в чем-то даже домашние мини-музеи. Важно, что в их создании принимают участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции. К тому же воспитатель советуется с ними и по вопросу выбора темы. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Сотрудникам детского сада необходимо быть и дизайнерами, и художниками, и музееведами, и историками. Начать создание мини-музея целесообразно с названия мини-музея, разработки его модели, выбора места для размещения. Тематика мини-музеев может быть различной. В настоящее время уже есть немало научных работ и методических рекомендаций в области музейной педагогики. Организация в детском саду мини-музея, посвященного определенному предмету, объекту природы или явлению, способствует использование метода системного похода.

Цели мини-музея :

1. Реализация направления «Музейная педагогика».

2. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

3. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.

4. Формирование у дошкольников представлений о музее.

5. Расширение кругозора дошкольников.

6. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

7. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.

8. Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.

9. Развитие творческого и логического мышления и воображения.

10. Формирование активной жизненной позиции [15,26].

Новейшие проекты детских садов уже предусматривают помещения для организации мини-музеев. Тем не менее и в самых стесненных условиях при желании можно найти уголок для небольшой экспозиции: групповое помещение, раздевалка, помещения для дополнительных занятий, студии, холлы.

Эффективность всей работы в мини-музее в немалой степени зависит от того, насколько удачно расположены экспонаты, от степени их привлекательности для ребенка, так как внимание детей дошкольного возраста еще недостаточно сформировано, оно отличается кратковременностью, неустойчивостью. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.

Необходимо помнить, что мини-музеи не всегда приспособлены к проведению полноценных занятий. Длительное стояние на одном месте и недостаток пространства могут свести на нет самый увлекательный рассказ педагога.

1. Иногда целесообразно разбить всю информацию на несколько подтем и проводить так называемые беседы-пятиминутки. Но если педагог удерживает внимание детей в достаточной мере, то за один поход можно рассмотреть сразу несколько тем.

2. Если дети отлично сориентировались в материале самостоятельно, при следующем посещении музея воспитатель предлагает самому активному ребенку самому быть экскурсоводом.

3. Если воспитатель нацелен на развитие объяснительной речи детей, то возможно предложить детям подойти к интересующему их делу вместе с родителями.

Нахождение ребенка в музейной среде станет интереснее и полезнее, если в условиях детского сада вместе с воспитателем при рассматривании изделий народных промыслов он будет рассуждать, что придает им красоту.

Немаловажным является исследование вещей и предметов в окружающей дошкольника предметно-пространственной среде. Взрослые в совместной деятельности с детьми рассматривают предметы старины; семейные коллекции; фотографии, вещи из коллекции самого ребенка.

“Диалог” с музейной вещью вне стен музея позволяет обратить внимание дошкольника и на обычные предметы, которые могут дать интересную информацию. Предложения и версии детей способствуют углублению их интереса, а затем и потребность к рассматриванию и обсуждению других предметов уже в экспозиции музея.

Создание музея дает возможность практического претворения новых педагогических идей и методик, разработки авторской программы. Концептуальная основа организации музейно-образовательной среды ДОО - субъектный и культурологический подходы к дошкольному образованию. Проектная технология выступает как способ организации образовательной среды и деятельности педагогов и детей. Освоение содержания дошкольного образования составляют исследовательский метод обучения Савенкова А. И., комплексная программа «Детство» Логиновой В. И. и Бабаевой Т. И., синтез искусства Куревиной О. А.

В процессе создания модели музейно-образовательного пространства выделяются следующие средства музейной педагогики : художественные, социально-средовые, деятельностные.

Художественные средства - это фотографии, фотоальбомы, открытки, репродукции и подлинники картин, печатные издания, художественная литература, диафильмы, видеорепортажи о городе, республике, природе.

Социально-средовые средства включают в себя семейную среду (обычаи, традиции, коллекции домашнего музея); среду мини-музея группы, ДОУ; среду музее города, республики, России, мира; субкультуру, события в жизни ребенка.

Практическая деятельность в свою очередь включает:

-собственную деятельность детей, т. е. различные виды творческой активности, размещение предметов, экспонатов, поделок;

-совместную поисковую деятельность с педагогом и семьей, т. е. составление схем, маршрутов, проектов;

-экспериментальную деятельность, т. е. опыты, наблюдений.

Важен способ погружения в знания и овладение миром через формирование интересов детей к окружающему миру, любознательности, стремление узнавать новое, а это дает специфика музейно-образовательного пространства ДОО. Продуманное педагогическое преобразование окружающего ребенка пространства, его осмысление помогают сформировать творческую личность, ценностно- ориентированную, коммуникабельную, высоконравственную.

При проведении воспитательно-образовательной работы с детьми в музейно-образовательном пространстве целесообразны следующие методы: проектирование, ролевые игры, креативная деятельность, «сократовский способ», поисковая стратегия, театрализация, ситуация «погружения», путешествие.

В практике работы ДОО апробированы следующие формы работы с аудиторией:

-организация интерактивных выставок (экспонаты и предметы выставки созданы руками детей, воспитателей и родителей);

-создание совместных проектов (детских, семейных, межгрупповых, общесадовских);

-организация праздников (с привлечением деятелей культуры, театра, филармонии и т. п.);

-работа с родителями (творческие клубы, семинары, встречи)

-игротека для детей, педагогов и родителей;

-организация совместной художественной деятельности; -авторские художественные выставки групп детского сада в холле[1,6-7].

Одной из важных образовательных областей является познавательное развитие. Под познавательным развитием мы понимаем целенаправленный процесс формирования: развития интересов детей, любознательность и познавательной мотивации; познавательных действий, становление сознания; развития воображения и творческой активности; первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.); о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. [26]

Познавательное развитие детей невозможно без участия родителей. Взаимодействие детского сада и семьи в познавательном развитие детей старшего дошкольного возраста мы рассматриваем как процесс взаимосвязи в триаде “педагог – ребенок – родители”.

Правила, которых мы придерживались во взаимодействии с родителями: проявлять искренне уважение; общение должно быть не во вред, а во благо и на равных; изучение семей воспитанников должно быть тактичным и предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу. Через создание развивающей предметно – пространственной среды реализуется образовательная область «познавательное развитие» в соответствии с ФГОС ДО и достигается главная цель мини-музея – сформировать у детей интереса к окружающему миру, любознательность и стремление узнавать новое.

Публикации по теме:

Презентация о реализации образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС Текст презентации «Реализация образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО» 1слайд Добрый день, уважаемые коллеги.

Консультация для педагогов «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО» .

Консультация для педагогов «Особенности планирования воспитательно–образовательной работы в соответствии с ФГОС ДО» Консультация для педагогов «Особенности планирования воспитательно–образовательной работы в соответствии с ФГОС ДО» Основой образовательного.

Консультация для педагогов «Проектная деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» Федеральные государственные образовательные стандарты ДО – ФГОС ДО: Часть 1. Общие положения Содействие и сотрудничество детей и взрослых;.

Консультация для педагогов «ИКТ-компетентность педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС» ИКТ – КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО Современное развитие системы дошкольного образования предполагает активное внедрение.

Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности в условиях реализации ФГОС» В условиях реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования,.

Консультация для педагогов «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с принципами ФГОС» «Организация развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с принципами ФГОС ДО" " Необходимо рассматривать среду как.

Консультация «Развивающая предметно-пространственная среда в ДО в соответствии с ФГОС для успешной реализации ОП до» Требования к предметно-пространственной среде, сформулированные в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования,.

НОД в соответствии с ФГОС в области «Познавательное развитие» по теме «Дикие и домашние животные» Непосредственно образовательная деятельность по ФГОС в области «Познавательное развитие». Для младшей группы. По теме: «Дикие и домашние.

Семинар «Познавательное развитие дошкольников в соответствии с ФГОС» МДОУ «Детский сад №20 общеразвивающего вида» Семинар для педагогов. «Познавательное развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Возможность мини-музея в ДОО для реализации ОО «познавательное развитие» в соответствии с ФГОС»
Опубликовано: 2 декабря 2018 в 18:45
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД