Получи документы

Возможности использования технологии работы со сказкой в формировании ценностных ориентаций у старших дошкольников

Светлана Заболотняя
Возможности использования технологии работы со сказкой в формировании ценностных ориентаций у старших дошкольников

Есть люди, которые любят сказки. Есть люди, которые недооценивают их значение и поэтому говорят, что относятся к ним равнодушно. Они думают, что сказки – это довольно простые истории для развлечения малышей. И это большое заблуждение. Почему? В сказках скрываются сакральные, глубинные знания об общих закономерностях, общих законах жизни, общечеловеческих и духовных ценностях. Дело в том, что сказки несут особенный шифр. Благодаря ему, каждый открывает для себя тот кусочек знаний, к восприятию и применению которого он готов.

Публикация «Возможности использования технологии работы со сказкой в формировании ценностных ориентаций у старших дошкольников» размещена в разделах

Всем нам в детстве читали сказки. Именно со сказки у ребенка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Через сказку дети познают свое место в этом мире, получают первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости, чести и бесчестии, получают представления о тех качествах, которые есть в каждом из нас. И именно сказки помогают нам решить задачу – формирования нравственного иммунитета. Одним из базовых компонентов нравственного иммунитета является система ценностей личности, на основе которой человек принимает какое – либо решение.

Решение – это всегда выбор. В повседневной жизни дети постоянно принимают решения, часто не задумываясь о последствиях. Как сделать этот процесс осознанным?

В этом нам поможет тренинг принятия решений.

ЦЕЛЬ ТРЕНИНГА: развить и закрепить у детей практические навыки осознанного принятия эффективных решений; сформировать творческое здравомыслящее начало.

Все дети мечтают жить как в сказке…

Занавес поднимается, сказка начинается….

И вот. Оказались мы на Распутье. Распутье в сказках к выбору приглашает.

А жизнь — это бесконечная череда выборов.

Итак, полагаю сложно поспорить с тем, что наша жизнь наполнена выборами: что надеть, что поесть, куда пойти, когда лечь спать, что посмотреть, что почитать — это мелочи, но в совокупности они отражают нас, наш стиль жизни, наше мировоззрение. А вот решения серьё знее: с кем жить, кого любить, где учиться, где работать?

Задача героя на Распутье выбрать лучшее для себя, в соответствии со своей индивидуальностью и предназначением.

Данный выбор определяет его будущее, судьбу, если хотите. Он определяет всю дальнейшую жизнь человека.

Чему важно научиться на распутье?

Преодоление тревог и сомнений, научиться отличать нужное от пустого, и понимание, что верный путь – не самый легкий.

Для этого нашим путешественникам нужно уметь прогнозировать. Играем в игру «Что будет, если?»

Когда мы учим детей путём рассуждений прогнозировать последствия выбора, мы помогаем им делать выбор эффективно.

А от нашего придорожного камня, вот такие дороги расходятся.

Предлагаю вам всем вместе отправиться налево.

Налево повернешь – сказки найдешь.

Дорога сказок.

Чтобы понять все сказочные уроки и наставления, нам понадобятся проводники, с которыми мы отправимся в путешествие по сказочным дорожкам.

Давайте знакомится. Наши сказочные наставники.

Перед нами Кот, да не простой а ученый. Этот сказочный персонаж будет сопровождать нас по дороге сказок.

В нашем представлении сложилось, что Кот ученый – это миленький, добренький, умненький котик. Так ли это на самом деле?

Кот-Баюн —один из самых пугающих персонажей славянской мифологии, огромный кот-людоед, обладающий волшебным голосом. Он заговаривает, усыпляет своими сказками подошедших путников и безжалостно убивает. Но тот, кто сможет добыть кота, найдет спасение от всех болезней и недугов — сказки Баюна целебны.

Кот Баюн предлагает детям выбрать, с чем они сегодня хотят познакомиться. Игровая ситуация, выбор сказки, тематика задается с помощью объемного игрового напольного поля «Кубы».

Кубы могут предлагать разные варианты.

1 вариант

1. Сказки о животных;

2. Волшебные сказки;

3. Бытовые сказки;

4. Авторская сказки.

2 вариант (выбор жанра произведения)

1. Сказки;

2. Мифы;

3. Легенды;

4. Притчи.

3 вариант (конкретная тема)

1. Про трудолюбие;

2. Про дружбу;

3. Про верность;

4. Про любовь.

Обычно мы начинаем обсуждение с ответов на вопрос «О чем эта сказка. Далее вспоминаем, что в сказке зашифровано много важной для нас информации, и начинаем игру «Сказочные уроки». Суть ее в следующем. На примере героев сказка хочет научить нас чему – то важному, и мы должны догадаться, чему именно.

Самое важное для нас - создавать ситуацию, в которой ребенок может задуматься над смыслом и неоднозначности ситуации. В этот момент ребенок познает философию жизни: нет однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может через какое – то время обернуться благом.

Основная цель данной дороги показать как персонажи сказок и другие литературные герои сталкиваясь с различными жизненными проблемами, находили выход и решение.

Очень подробно описана схема размышления над сказками и их обсуждения в книге Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева «ПРАКТИКУМ ПО СКАЗКОТЕРАПИИ».

Налево сходили. Теперь приглашаю вас направо.

Направо пойдешь – путь героя обретешь.

И сейчас мы с вами оказались на дороге подвигов. И здесь нашим проводником и наставником будет Богатырь.

Богатырь - персонаж былин, которому присущи великие подвиги, готовый в любой момент прийти на помощь.

На этой дороге Богатырь вместе с детьми составляют образ героя. Узнают, что такое подвиг, самоотверженность, доблесть, мужество, предназначение.

Так же как и предыдущий сказочный проводник, Богатырь предлагает детям выбрать, с чем они сегодня хотят познакомиться. Игровая ситуация задается с помощью объемного игрового напольного поля «Кубы».

Кубы могут предлагать разные варианты.

1. Сказочные герои

2. Герои нашего времени

3. Герои Отечества

4. Герои в мифах

5. Литературный герой

6. Кинематографические герои

7. Героические профессии

8. Герои и знаменитые люди нашего города

9. Города – герои

Специально подобранные игры, произведения литературные и музыкальные, художественные репродукции помогают создать нужную атмосферу, которая помогает, погрузиться в суть заданной темы. Дети оказываются в ситуациях, в которых требуется принятие серьезных решений. Вместе с Богатырем дети сочиняют сказки : «Приглашение к подвигу», «Первый подвиг», «Открытие жизненной тайны». Через рисунки в цвете передают состояние готовности к подвигу, рисуют помощников, способных открыть человеку его предназначение.

Основная цель этой дороги донести до детей, что каждый представляет собой нечто большее, чем он о себе думает.

А вот и прямая дороженька, по ней пойдем, да ответы на вопросы найдем. По этой дороге надо в особых случаях идти. Вот встал перед вами вопрос жизненный, а вы понять, что вам делать никак не можете. Вот тогда за ответом по Дороге вопросов и отправляйтесь. Только знайте все ответы в картинках и сказках спрятаны. Их еще отыскать –распознать надобно. А сопровождать нас по этой дороге будет самый мистический и неординарный персонаж Баба Яга. Баба Яга - обладает магической силой, мудростью, испытывает героя и помогает ему советом.

На этой дороге Баба Яга предлагает детям из «Волшебного сундучка» картинки вынимать, думать, да на вопрос отвечать: «Какая же подсказка для нас в этом рисунке скрывается?», «Чему нас эта картинка научить может, что на этом рисунке полезного для меня?»

Для этой дороги мы используем авторскую методику Т. Зинкевич – Евстигнеевой.

Все знают, что Баба Яга обладает магической силой. Кто же она – колдунья или волшебница? И в чем разница между колдовством и волшебством?

Если мы перенесем метафору волшебства и колдовства во внутренний мир человека, то окажется, что:

волшебство – это способность человека созидательно изменять себя, развиваться, поддерживать в себе особое творческое состояние, формировать позитивные мысле- образы. Важное условие для доброго волшебства - созидательная система ценностей и нравственный иммунитет.

Колдовство – это деструктивное изменение себя, другого, объектов окружающего мира; проявление несформированных нравственного иммунитета и системы ценностей.

Пришло время попрощаться с нашими сказочными помощниками.

Любой сказочный персонаж как художественный образ эмоционально привлекателен, несет ценностные установки, обладает воспитательным и развивающим потенциалом. Поведенческий репертуар сказочных героев может быть рассмотрен как мини - программа морально - нравственного поведения. Но это совсем другая сказка.

И наши сказочные наставники предлагают вам вместе с детьми создать свою мастерскую сказок, где будут рождаться ваши сказки и поучительные истории.

Существует много разных форм и методик работы со сказкой. Мы предложили вашему вниманию свой вариант работы со сказочными произведениями. Особо ценный результат, который мы получаем, в процессе данной работы – это сформированная система ценностей личности, которая поможет ребенку фильтровать любую информацию духовного, ментального или эмоционального характера.

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Опыт работы «Использование кейс-технологии в рамках ранней профориентации старших дошкольников»Опыт работы «Использование кейс-технологии в рамках ранней профориентации старших дошкольников» Одной из важнейших задач образовательного процесса в ДОУ является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, а одним.

Взаимодействие детского сада и семьи в формировании личностной готовности старших дошкольников к школе (из опыта работы) Слайд 1. Слайд 2. Личностная готовность является важным структурным компонентом психологической готовности к школьному обучению, все составляющие.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 13 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Использование технологии «Дружный круг» при формировании финансовой грамотности у дошкольниковИспользование технологии «Дружный круг» при формировании финансовой грамотности у дошкольников Мастер класс «Технология Дружный круг» при формировании финансовой грамотности у дошкольников. В связи с возникновением в нашей стране особой.

Использование Тико-конструктора в формировании элементарных математических представлений у старших дошкольниковИспользование Тико-конструктора в формировании элементарных математических представлений у старших дошкольников Использование ТИКО конструктора в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Изготовление и возможности использования развивающего пособия «Шумовые коробочки» в работе по сенсорному воспитанию детейИзготовление и возможности использования развивающего пособия «Шумовые коробочки» в работе по сенсорному воспитанию детей Изготовление и возможности использования развивающего пособия «Шумовые коробочки» в работе по сенсорному воспитанию детей, имеющих нарушения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Возможности использования технологии работы со сказкой в формировании ценностных ориентаций у старших дошкольников
Опубликовано: 10 января 2024 в 22:22
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД