Лучший педагог года

Возрастная анатомия. Анатомо-физиологические системы органов и их особенности

Анна Захарова
Возрастная анатомия. Анатомо-физиологические системы органов и их особенности

Опорно-двигательная система

• К опорно-двигательному аппарату относят скелет и скелетные мышцы. В скелете различают позвоночник, конечности и череп. В развитии скелета выделяют три стадии: перепончатую, хрящевую и костную.

• Кости туловища, конечностей и основания черепа развиваются на основе хряща. Между диафизом (средняя часть длинных костей) и эпифизом (концы длинных костей) у детей имеется прослойка хрящевой ткани (зона роста).

• При развитии кости, примерно в центре, появляется одна или несколько точек окостенения.

• Окончательных размеров в длину кость достигает к 18-25 годам, а в толщину может расти всю жизнь, но незначительно.

Публикация «Возрастная анатомия, Анатомо-физиологические системы органов и их особенности» размещена в разделах

• У новорожденных в черепе есть, так называемый, родничок – это промежуток между лобной и теменными костями. Даже незначительные ушибы родничка могут привести к опасным повреждениям мозга или его оболочки. Родничок постепенно зарастает в течении первого года жизни, к началу второго он почти не прощупывается.

• Рост мышц у детей происходит неравномерно, в зависимости от функциональной активности мышц. Скелетные мышцы у новорожденных развиты сравнительно хорошо. В возрасте 1-2 года масса мышц уменьшается, а в 6 лет начинает увеличиваться, в связи с высокой двигательной активностью ребенка.

• С развитием мышечных групп и совершенствованием координации движений к 4-5 годам детям становятся доступны: бег, прыганье, катание на коньках, гимнастические упражнения, рисование и игра на музыкальных инструментах. С возрастом увеличивается скорость бега, но в 14-15 её выносливость снижается, это связано с половым созреванием.

• В 7-10 лет происходит высокий прирост гибкости и высокими темпами развивается ловкость движений.

• Развитие моторики варьируется в широких границах, поэтому ребенка следует обучать умениям и навыкам, которых он ещё не достиг, но для достижения которых, уже есть предпосылки.

Система крови

• К системе крови относятся периферическая кровь, органы кроветворения и кроверазрушения (красный костный мозг, печень, селезенка, лимфатические узлы и другие лимфоидные образования). После рождения ребенка кроветворение сосредотачивается главным образом в костном мозге и происходит у детей раннего возраста во всех костях.

• Лимфоузлы у новорожденных более богаты сосудами и более подвержены инфекционным заболеваниям, т. к. функционально незрелы (не развита барьерная функция). В 1-3 года – начинают отвечать на внедрение возбудителя, а с 7-8 лет – появляется местная защита от инфекции.

• В селезенке происходит образование лимфоцитов, разрушение эритроцитов и тромбоцитов, накопление железа, синтез иммуноглобулинов, депонирование (накапливание) крови.

• В 1-3 года происходит увеличение массы вилочковой железы – центральный орган иммунитета.

• Основные лимфоидные образования – миндалины. У новорожденных и подростков миндалины маленьких размеров, а в 5-10 лет часто наблюдается их увеличение.

• Количество крови у новорожденных составляет 14,7% от массы, с возрастом оно уменьшается, т. к. в детском организме обмен веществ протекает более интенсивно.

• По мере роста ребенка состав крови меняется качественно и количественно.

• Свертывание крови у детей дошкольного и школьного возраста имеет широкие индивидуальные колебания (от1-2 мин. до 3-4 мин.).

• В период грудного вскармливания дети почти полностью невосприимчивы к инфекциям, т. к. с молоком матери они получают антитела. Кроме того, организм может быть невосприимчив из-за его незрелости и незрелости нервной системы. По мере созревания организма ребенок приобретает более стойкие иммунологические свойства. Иммунные свойства формируются к 10 годам. Важную роль в развитии иммунитета играют профилактические прививки.

Система кровообращения

• У детей потребность тканей в кислороде повышена, поэтому сердечно-сосудистая система имеет особенности.

• Сердце и артерии формируются во внутриутробный период. Кровообращение в этот период происходит через плаценту и пупочный канатик.

• Сердце после рождения ребенка растет, изменяются его форма и пропорции. У новорожденных сердце шаровидное, к концу первого года жизни оно меняет форму и занимает косое положение.

• Частота сердечных сокращений с возрастом уменьшается (новорожденные – 140 уд. /мин., к 13 годам – 80 уд. /мин.).

• Кровяное давление у детей значительно ниже, чем у взрослых. У новорожденных давление составляет от 76 до 40-50 мм рт. ст. С возрастом оно повышается и к 18-21 годам приближается к показателям взрослых – от 110-115 до 65-70 мм рт. ст.

Органы дыхания

• Дыхательные пути формируются в эмбриональный период. К моменту рождения дыхательная система готова выполнять свои функции.

• У новорожденных полость носа низкая и узкая, постепенно она увеличивается.

• Носоглотка широкая, а евстахиева трубка (соединяющая нос с ухом) короткая, в связи с этим у детей заболевания дыхательных путей часто осложняются воспалением среднего уха.

• Гортань у новорожденных располагается выше, чем у взрослых, поэтому дети могут одновременно дышать и глотать. Хрящи гортани тонкие, с возрастом становятся толще. Половые различия гортани становятся более заметны в 12-14 лет на щитовидном хряще и голосовых связках.

• Слизистая оболочка трахей и носоглотки у детей нежна и богата кровеносными сосудами.

• Бронхи узкие, мало слизистых желез, богато снабжены сосудами. Рост бронхов увеличен в первый год жизни и в подростковый период.

• Рост легких осуществляется за счет ветвления мелких бронхов, образования альвеол и увеличения их объема.

• Грудная клетка растет параллельно росту тела. Морфологическая и функциональная незрелость дыхания сохраняется до 14 лет.

• Дыхание новорожденных поверхностное и частое. От 3 до7 лет начинает преобладать грудной тип дыхания.

Органы пищеварения

• В детском возрасте желудок растет очень интенсивно, в 7 – 11 лет он приобретает форму, типичную для взрослого.

• Большая роль в кишечном пищеварении принадлежит желчи, желчеобразование у новорожденных весьма интенсивно.

• Наиболее интенсивный рост тонкой кишки от 1 до 3 лет и от 10 до 15. Слизистая оболочка тонкая, ворсинок мало, мышечная оболочка развита слабо. При грудном вскармливании пищевая кашица проходит по тонкой кишке за 12 – 13 часов, а при смешанном, а особенно искусственном, медленнее.

• Толстая кишка детей равна длине их тела и выполняет резервуарную, гидролитическую и всасывающую функции. Слепая кишка опускается в малый таз в пубертатном периоде.

• Нормальная микрофлора желудочно-кишечного тракта принимает участие в пищеварительном процессе, в обмене веществ всего организма, синтезирует ряд витаминов, важна для иммунно-биологической защиты орган зма, препятствует развитию патогенной микрофлоры кишечника, оказывает влияние на ряд процессов в тонкой и толстой кишке.

Кожа. Выделительная система

• Кожа детей бархатистая, мягкая, более розовая, чем у взрослых. Эпидермис значительно тоньше, роговой слой более рыхлый. Снижено пигментообразование. Капиллярная сеть и потовые железы более развиты, чем у взрослых. Сальные железы недостаточно развиты. Волосяные фолликулы развиты хорошо.

• Почки до 2-3 лет дольчатые. С возрастом их размеры и масса увеличивается. Мышечная оболочка почек в раннем детстве развита слабо.

• Мочевой пузырь у новорожденных веретенообразной формы, у детей первых лет жизни – грушевидный, а в период второго детства (8-12 лет) – яйцевидный.

• В младенчестве мочевыделение совершается непроизвольно. С возрастом образуются и закрепляются условные рефлексы, обеспечивающие произвольное мочеиспускание. У некоторых детей наблюдается ночное недержание мочи – анурез. Причиной этого заболевания может быть не правильный режим жизни ребенка. Нередко анурез возникает как следствие нервно-психического потрясения, поэтому к такому ребенку необходим более чуткий подход как родителей, так и педагогов. При анурезе необходимо обращаться к врачу для назначения необходимого лечения. Обычно он проходит к 10 годам.

Нервная система

• На ранних стадиях эмбрионального развития нервная система имеет вид трубки, из передней части которой развивается мозг.

• Основное количество нейронов формируется к 5-6 месяцам жизни ребенка. В дальнейшем увеличивается только количество связей между нейронами.

• Наиболее интенсивно мозг развивается в первые 2 года жизни, затем темпы снижаются, но остаются высокими до 7 лет.

• Развитие головного мозга идет неравномерно. В первую очередь созревают нервные структуры, необходимые для нормальной жизнедеятельности. Окончательное формирование структур стволовой части головного мозга завершается к концу полового развития подростков (13-16 лет).

• В связи с незрелостью полушарий мозга у детей, а так же малой концентрацией возбудительного и тормозного процессов, наблюдаются особенности нервной деятельности: малая концентрация и время активного внимания; неусидчивость; импульсивность поведения; подражательность; внушаемость и т. д.

• Ребенок рождается с набором безусловных рефлексов, которые обеспечиваю ему нормальное функционирование вегетативной сферы.

• К концу первого года развития ребенок относительно хорошо различает вкус пищи, запахи, форму и цвет предметов, различает голоса и лица. Значительно совершенствуются движения, некоторые дети начинают ходить. Очень рано ребенок начинает понимать слова, поэтому для развития его речи необходимо «разговаривать» с ним.

• На втором году развития увеличивается словарный запас, слово приобретает сигнальное значение.

• Второй и третий год жизни характеризуются как «предметный», т. е. ребенок изучает окружающие предметы (трогает, ощупывает, пробует поднять и т. д.)

• От 3 до 5 лет происходит дальнейшее развитие речи и совершенствование нервных процессов.

• К 5-7 годам больше повышается роль сигнальной системы слов, и дети начинают свободно говорить.

• Младший школьный возраст (7-12 лет) – период относительно «спокойного» развития высшей нервно деятельности. Возникает возможность широкого обучения ребенка.

• Подростковый период (с 11-12 до 15-17 лет) – время больших эндокринных преобразований, при этом нарушается уравновешенность нервных процессов, большую силу приобретает возбуждение. Все изменения приводят к неуравновешенности.

• Старший школьный возраст (15-18 лет) – основные нервные процессы достигают уровня взрослого человека. Нервная деятельность становится упорядоченной и гармоничной.

Анализаторы

• Форма глазного яблока у новорожденных, более шаровидна, поэтому большинство детей обладают дальнозоркостью. Интенсивнее всего глазное яблоко растет в первые 5 лет. Зрачок у новорожденных узкий, в 6-8 лет он расширяется, а в 8-10 лет снова становится узким и очень живо реагирует на свет. Фиксация взором предмета формируется до 3-5 месяцев, далее до 7 лет совершенствуется. На основе развития фиксации появляется зрительное сосредоточение. В первые дни после рождения движения глаз некоординированны (двигаются по-разному, ко второму месяцу становятся координироваными. Новорожденные плачут без слез, в связи с недоразвитием соответствующих нервных центров.

• У новорожденных относительная глухота, которая связана с особенностями строения уха. Слуховая трубка широкая и короткая, это создает условия для попадания микробов. Слизи и жидкости при срыгивании, рвоте, насморке в полость среднего уха. Этим объясняются частые отиты (воспаление среднего уха). Новорожденные дети реагируют на громкие звуки вздрагиванием, изменением дыхания, прекращением плача. Отчетливым слух становится к концу 2 – началу 3 месяца. Низки тоны дети воспринимают лучше, чем высокие.

• Основным осязательным органом являются руки, т. к. они более чувствительны, и в связи с этим дают особенно ценное знание существеннейших свойств материального мира. Поэтому дошкольники и часто младшие школьники при первом знакомстве с предметом хватают его руками, активно вертят, перемещают, поднимают его.

Эндокринная система

• Основным гармонном, повышающим адаптационные возможности ребенка и способствующим нормальному развитию мозга, является пролактин.

• Гипофиз – железа внутренней секреции, гормоны которой оказывают влияние на все стороны обмена веществ и энергии, процессы роста, развития и полового созревания.

• Гормоны щитовидной железы оказывают сильное влияние на многие стороны обмена веществ и энергии, иммунные качества организма и уровень возбудимости нервной системы. Гипофункция щитовидной железы может развиваться из0за недостатка в питании йода, необходимого для синтеза гормонов. Профилактика заключается в искусственном обогащении питания йодом.

• В околощитовидных железах вырабатывается гормон, который играет ванную роль в развитии скелета (регулирует отложения кальция костях и уровень его концентрации в крови).

• Гормон (зобной) вилочковой железы влияет на процессы роста организма и его иммунные свойства, а так же на половое развитие подростков, оказывая тормозящее влияние.

• Гормоны надпочечников регулируют адаптационные реакции к стрессу, способствуют умственному и физическому развитию. Половые гормоны надпочечников до полового созревания играют решающую роль в гормональной регуляции полового развития.

• Гормоны поджелудочной железы играют важную роль в пищеварении и принимают участие в регуляции углеводного обмена (инсулина и глюкагона). Гипофункция поджелудочной железы приводит к заболеванию сахарным диабетом. Чаще всего у детей это заболевание появляется в 6-12 лет. Провоцирующие факторы данного заболевания: наследственность, инфекционные заболевания (свинка, нервные перенапряжения, переедание.

• Половые гормоны в значительной степени определяют особенности обмена веществ в женском и мужском организмах, и развитие у детей и подростков первичных и вторичных половых признаков. Кроме того влияю на все виды обменных процессов, в первую очередь, белкового. Через синтез белка половые гормоны влияют на другие железы внутренней секреции.

• Не своевременное половое созревание может быть связано с эндокринными нарушениями или заболеваниями.

Публикации по теме:

«Мы сажали огород — посадка рассады помидоры». Конспект организации и проведения труда в природе. (старшая возрастная группа).«Мы сажали огород — посадка рассады помидоры». Конспект организации и проведения труда в природе. (старшая возрастная группа). Конспект организации и проведения труда в природе (старшая возрастная группа.) Тема: «Мы сажали огород - посадка рассады помидоры»..

Анкета для воспитателей «Посещение семей на дому» (младшая возрастная группа) 1. Имя, фамилия ребенка ___ 2. Год и месяц рождения ___ 3. С какого времени посещает.

Конспект «Наша каша хороша» (средняя возрастная группа)Конспект «Наша каша хороша» (средняя возрастная группа) Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг. Сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними. А чтобы и у нас было хорошее настроение:.

Конспект НОД по познавательному развитию «Лягушка-квакушка» (старшая возрастная группа)Конспект НОД по познавательному развитию «Лягушка-квакушка» (старшая возрастная группа) Цель: Формирование у детей знаний о жизни земноводных. Задачи: 1. Продолжать знакомить детей с природой родного края. 3. Формировать у детей.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности по теме: «Ветер — ветерок». Возрастная группа: 2 младшаяКонспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности по теме: «Ветер — ветерок». Возрастная группа: 2 младшая Конспект занятия по опытно- экспериментальной деятельности по теме:«Ветер — ветерок».Возрастная группа: 2 младшая, дети (3-4 года). ЗАДАЧИ:.

Мастер-класс «Открытка ко Дню Победы!» Старшая возрастная группаМастер-класс «Открытка ко Дню Победы!» Старшая возрастная группа Мастер – класс «Открытка ко Дню Победы!». Старшая возрастная группа. Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Приближается очень важный.

Педагогический проект «Города России на современных денежных купюрах» Возрастная группа: подготовительная Тема проекта: «Города России на современных денежных купюрах» Тип проекта: творческо-информационный Вид проекта: групповой Участники проекта:.

Проект «Лаборатория неживой природы» (младшая возрастная группа)Проект «Лаборатория неживой природы» (младшая возрастная группа) Цель проектаОбогащение представлений детей об объектах неживой природы и обучению основам экологии, природопользования Сформировать у детей.

Тема «Путешествие со снежинкой — Балеринкой». Возрастная группа: старшая группа Непрерывная образовательная деятельность воспитателя совместно с детьми старшей группы. Открытое занятие. ТЕМА «ПУТЕШЕСТВИЕ СО СНЕЖИНКОЙ.

Тематическое планирование режимных моментов (младшая возрастная группа) Тематическое планирование режимных моментов (младшая возрастная группа) 1. Тема: «Наша группа и наши игрушки» Цель: Формирование у детей.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Возрастная анатомия. Анатомо-физиологические системы органов и их особенности
Опубликовано: 5 мая 2021 в 08:54
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД